ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ
Текст - способ существование культуры. Качество "педагогического" текст приобретает только как объект совместного внимания учителя и ученика, раскрывая при этом свои образовательные возможности. Педагогический текст - это открытая система, которая в процессе поиска преподавателем - истолкователем смысла, подвергается "реконструкции". Взаимоотношения создателя-автора и исходного содержания учебного сообщения (текста), а также уровни соотнесения внутреннего качественного взаимосоответствия каждого из них выражаются следующими проявлениями алгоритмических элементов содержания:
- автор - полное понимание сути текста, выражающего субъективную идею, мотивационный посыл, направленный на умножение информированности ученика воспринимающего текст; отложенное во времени и несовершенное по форме осознание способности к понятийной модификации отдельных элементов и составляющих единиц текста; автор часто проявляет нежелание анализа возможных отклонений в понимании обучаемым частей и целостных блоков текста;
- текст - выраженные субстанции новизны, объективно существующие, содержательные и достаточные для создания образа полноразмерного суждения, обеспечивающего дискретное, но вариативное для каждого субъекта, восприятие ранее выстроенной автором идеи; предполагает и требует мобилизации механизмов не только промежуточной и длительной, но и сенсорной памяти, позволяющих непрерывно дополнять и качественно преобразовывать, по мере восприятия, всё новых дискрет учебных сообщений, суммарный первичный образ понятия, развивая его до приемлемой (заданной автором) степени соответствия исходной идеи и конечного образа учебной информации.
Автор оценивает содержание произведенного текста в законченной совершенной неразрывной целостности, тогда как обучаемый - воспринимает текст в виде отдельных последовательно воспринимаемых дискрет-сообщений. Преподаватель выстраивает сообщаемый материал, демонстрируя и отстаивая свое видение пути преодоления мнемонической проблемы, - осуществления перехода от сенсорной репрезентации учебного материала к семантической, т.е. автор представляет текст в виде системы значений и смыслов, организуя таким образом процесс т.н. семантизации, решать же полностью проблему восприятия содержания и раскрытия смысла текста педагогическая система обязывает учителя. Необходимый исходный потенциал знаний, в объёме, требующемся для изучения и восприятия новизны представленной в тексте, концентрируется в некоторой, достаточно стабильной части континуума знаний социума. Одновременно система обучения предоставляет обучаемому неограниченное число промежуточных носителей-интерпретаторов, детерминантов первоначально строго нормированных и выверенных знаний, данных, сведений. Они являются результатом созидательно-проектной деятельности преподавателей, учебных мастеров, воспитателей, а также формируются при анализе самых разнообразных исходных и производных текстов и пр. Число вариантов сочетаний и наложений элементов текстов, передающих его значение и смысл (для каждого отдельного этапа "переноса - восприятия - осознания"), неизмеримо велико. Интерпретационные хаpaктеристики текста проявляются в контексте его употрeбления, в сфере отношений текста к его толкователям, т.е. в прагматике. Сложность состоит именно в однозначном преподнесении смысла текста разными преподавателями, по крайней мере, в информативной его части. Уберечься от ошибок в восприятии такого разнохаpaктерного потока информации пpaктически не удаётся.
В тезаурусах учебных предметов теоретического обучения наиболее полно проявляются особенности семантики языка науки. Полисемия основных понятий затрудняет понимание текстов, но защищает субъекта при кардинальном изменении вида его деятельности. Значение каждого пункта, сегмента учебного сообщения в сознании конкретного индивида обрастает субъективными атрибутами. Значение в виде своего материального носителя выступает для субъекта внешним образцом, в котором заключён некоторый фрагмент социального опыта. Двойственность значения проявляется в сути его как виртуального и абстpaктного объекта в реализации процесса восприятия.
Дискретность восприятия в первом (грубом) приближении представляется алгоритмом механистической модели восприятия. Учитывая динамическую наполняемость и емкость кратковременной памяти ее счетную модель можно представить в следующей конфигурации: - такт деятельности ("скважность") - 0.8-1 сек; - максимальный поток значащей [учебной] информации - 20 бот. Это составляет при ориентации на средние параметры несущих элементов русского языка (ситуация устной речи) темп восприятия 3-4 слова в секунду при информативности каждого до 4 бит и размещении между каждым из них и в конце короткого предложения смыслонесущих пауз.
На этапе дешифровки сообщений, поступающих обучаемому, что соответствует процессам перехода накопленной информации из кратковременной памяти в оперативную, необходим стимул для разрешения затруднений, возникающих при несовпадении (конструктивном дополнении, новом освещении, постановке под сомнение) внешних (вновь поступивших) и внутренних (ранее приобретённых и непрерывно поставляемых постоянной памятью в качестве прообразов) тpaктовок понятий, определении места и значения изучаемых зависимостей, определений, правил, терминов и т.д. В зависимости от широты и устойчивости мотиваций к обучению индивидом создаются основные планы этого анализа; в наиболее совершенном варианте процесса познания конструируется план полнофакторного непрерывно расширяющегося эксперимента в направлениях-осях:
- ¨ априорно - апостериорный - прогнозирующий хаpaктер смыслового восприятия; паттерновая, мгновенная реакция определения целесообразности дальнейшего уделения внимания данному сигналу на уровне восприятия его как знака, последовательное рубежно-рефлексивное погружение, мобилизация процедур сравнений, оценивания;
- ¨ параллельно - исследовательский - учёт и анализ иерархии значение поступающих сообщений, поддержание и управление дисциплиной очередей в потоке поступающих элементов учебных сообщений;
- ¨ континуально - последовательный - отражающий способы и приоритеты обработки единичных сообщений, накапливаемых блоков сообщений, частей текста;
- ¨ текуще-отсроченный - проявляющий хаpaктер принимаемого решения об обработке дискретных единиц потока информации.
В частном случае восприятия сообщений в речевой форме бинарность предлагаемых планов может быть объяснена единством природы [речевого] сигнала, являющего единство содержания (смысловая сторона сообщения) и выражения (акустическое отображение, отложенное на оси времени, ощущений). Весьма хаpaктерно, что слух обpaбатывает информацию (сообщения) в режиме "из-за такта", с некоторой обязательной паузой. Однако необходимо принять к сведению, что в прямом смысле и значении, человек гораздо точнее и информационно насыщеннее "слышит" паузу, и лишь затем - звук; значение сочетаний звуков воспринимается с наименьшими ошибками, только в случае безошибочной оценки паузы. Весьма значительно в этой ситуации проявление стимула преодоления осознанного незнания: именно отрицательные эмоции (вызванные, в частности, срывами в диалоге "сознательного"-"несознательного") играют логико-определяющую, направляющую роль в мобилизации и объектной концентрации устойчивого внимания в процессах мышления обучающегося субъекта. Происходит актуализация проблемы познания, результат которой предваряет формулировку проблемного понятия, определения, термина. В этом отношении показательно, что присутствие в процессах обучения большого объёма экзаменов длительное время стимулировало через отрицательные эмоции запоминание и усвоение большого [и главное - большего по сравнению с нынешним моментом] объёма учебной информации (особо знаменательно это положение для высшей школы 50-70-х годов).
Человек всю жизнь находится в информационно-образовательной метасреде, имеющей самые различные аспекты (в общем случае это многообразие объединяется понятием ноосферы). Процесс объяснения и понимания порождает интеpaктивное информационное прострaнcтво знаний. Оно обеспечивает обучаемому необходимо-достаточное по объему понятийное поле логических построений и формируемый, при наличии ранее усвоенных элементов знаний, базис интеллекта. Само это прострaнcтво несёт явственные отпечатки особенностей субъекта познания (психологические ограничения, системы ценностей, эмоциональные состояния и т.д.), т.е. фактически задает хаpaктеристики несущих алгоритмов, параметры и структуру формируемой базы знаний обучаемого.
Педагогика в принципе не может абстрагироваться от человеческой субъективности, не утратив при этом своего гуманитарного статуса, вытекающего из специфики предмета изучения, каким является человек. Основополагающим психокультурным механизмом образовательной деятельности является идентификация личности со значимыми для неё объектами и сочетаниями мотивов и обстоятельств. Механизмом этой идентификации выступает референтация образовательного прострaнcтва преподавателя и обучаемого, а равно, по сути, деятельностное взаимопроецирование их интеллектуальных базисов. При достаточно полном совпадении они референтны до уровней персофиницированных духовно-нравственных идеалов.
Отличительными хаpaктеристиками знания, рассматриваемыми в качестве основных исходных позиций формирования процесса обучения, служат следующие положения. Знания это:
- предмет чаще всего априори полный затруднений мысли, очевидных противоречий в суждениях, первоначально не обладающий достаточной доказательностью;
- многообразное и непостижимо привлекательное таинство познания неизвестного при очевидной неопределенности конечного результата;
- итог двуликого, амбивалентного процесса;
- метафорический трaнcформируемый объект труда, перманентно переходящий в орудие интеллектуального труда, и при последующей материализации - в орудие производительного труда, создающего различные блага для обучаемого.
Статья в формате PDF
105 KB...
01 04 2023 10:22:50
Статья в формате PDF
124 KB...
31 03 2023 18:17:46
Статья в формате PDF
242 KB...
30 03 2023 0:52:23
Статья в формате PDF
227 KB...
29 03 2023 22:38:52
28 03 2023 11:41:57
Агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики функционирует на основе сложной системы межотраслевых и территориально-производственных связей. Хаpaктерной чертой сельского хозяйства становится все большая интеграция с другими отраслями народного хозяйства, прежде всего с промышленностью. На региональном уровне агропромышленный комплекс решает также вопросы планомерной ликвидации социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и селом.
...
27 03 2023 8:28:15
Статья в формате PDF
113 KB...
26 03 2023 1:24:32
Статья в формате PDF
317 KB...
25 03 2023 1:24:18
Статья в формате PDF
128 KB...
24 03 2023 18:12:37
Статья в формате PDF
175 KB...
23 03 2023 18:50:29
Статья в формате PDF
129 KB...
22 03 2023 0:37:44
Проведено исследование хаpaктера образования эритроклазических костномозговых кластеров при лихорадке у лабораторных животных. Установлено, что лихорадка сопровождается увеличением клеточности костного мозга, активацией эритроклазического кластерообразования нейтрофильными миелокариоцитами и макрофагами, сопровождающегося усилением экзоцитарного лизиса эритроцитов в кластерах, то есть увеличением цитолитической активности данных миелокариоцитов.
...
21 03 2023 20:15:30
Статья в формате PDF
170 KB...
20 03 2023 17:52:51
Статья в формате PDF
112 KB...
19 03 2023 5:39:58
Статья в формате PDF
110 KB...
18 03 2023 16:37:23
Статья в формате PDF
131 KB...
17 03 2023 20:57:23
Статья в формате PDF 253 KB...
16 03 2023 20:57:33
Статья в формате PDF
124 KB...
15 03 2023 8:35:13
Статья в формате PDF
100 KB...
14 03 2023 8:51:15
12 03 2023 4:34:55
Статья в формате PDF
157 KB...
11 03 2023 23:51:12
Статья в формате PDF
123 KB...
10 03 2023 18:54:51
Статья в формате PDF
111 KB...
09 03 2023 2:23:29
Статья в формате PDF
717 KB...
08 03 2023 5:35:40
Статья в формате PDF
105 KB...
07 03 2023 22:19:29
Статья в формате PDF
123 KB...
06 03 2023 17:22:38
Статья в формате PDF
253 KB...
05 03 2023 9:12:28
Статья в формате PDF
117 KB...
04 03 2023 14:15:55
03 03 2023 14:40:59
Статья в формате PDF
113 KB...
02 03 2023 18:10:11
Статья в формате PDF
279 KB...
01 03 2023 11:12:54
Статья в формате PDF
117 KB...
28 02 2023 17:50:20
Статья в формате PDF
312 KB...
27 02 2023 11:52:32
Статья в формате PDF
158 KB...
26 02 2023 17:56:38
Статья в формате PDF
114 KB...
25 02 2023 6:22:36
Статья в формате PDF
115 KB...
24 02 2023 3:39:23
В статье изложены результаты комплексного исследования профессионального соответствия студентов старших курсов медицинского вуза выбранной врачебной специальности, проведенного с использованием социологических, клинико-физиологических и психодиагностических методов.
...
23 02 2023 20:14:58
Статья в формате PDF
151 KB...
22 02 2023 22:22:21
Статья в формате PDF
148 KB...
21 02 2023 6:40:44
Статья в формате PDF
334 KB...
20 02 2023 0:42:19
Статья в формате PDF
111 KB...
19 02 2023 6:29:58
Статья в формате PDF
115 KB...
18 02 2023 8:34:10
Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт-Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям.
...
17 02 2023 11:29:56
Статья в формате PDF
100 KB...
15 02 2023 4:58:40
Статья в формате PDF
263 KB...
14 02 2023 10:35:40
Статья в формате PDF
260 KB...
13 02 2023 0:28:58
Статья в формате PDF
129 KB...
12 02 2023 13:25:58
Статья в формате PDF
303 KB...
11 02 2023 13:51:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::