Cамооценка качества жизни, значение психического здоровья и психологических особенностей личности у молодых людей призывного и допризывного возраста
1 Кубанский государственный медицинский университет Статья в формате PDF 306 KB 1. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни. – М.: Астpaxaнь, 1996. – 249 с. 2 Лисицын Ю.П. Формирование здорового образа жизни, санология – политика и пpaктика // Состояние здоровья населения и факторы риска: – Пермь, 1994. – С. 5–11.
Качество жизни представляет собой системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности, уровень цивилизованности и экономического развития общества [1, 2]. Первоосновой качества жизни принято считать качество жизнедеятельности; сама же категория качества жизни рассматривается как интегральная качественная хаpaктеристика жизни людей, раскрывающая по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества как целостного социального организма. Одной из важнейших задач является оценка качества жизни молодых людей допризывного и призывного возрастов, включающая оценку состояния их здоровья, факторов риска, способствующих его ухудшению, других явлений, негативно сказывающихся на качестве жизни юношей. Она позволит выработать и обосновать направления укрепления здоровья лиц, подлежащих призыву на военную службу.
В процессе комплексного изучения состояния здоровья и качества жизни допризывников и призывников, проводившегося для определения их готовности к службе в рядах ВС РФ на базе Краснодарского краевого военкомата и Кубанского государственного медицинского университета в 2010–2012 гг., нашим исследованием было охвачено 426 чел. Из числа анкетированных юношей в возрасте 17 лет было 136 чел., 18 лет – 111 чел., 19 лет – 105 чел. и в 20 лет – 74 чел. Были использованы вопросники, выявляющие удовлетворенность качеством жизни, самооценку состояния здоровья, определение свойств личности молодых людей.
В понятии «качество жизни» имеет значение самооценка индивидуумом степени удовлетворенности жизнью. Примечательно, что респонденты отмечали достаточно полную удовлетворенность жизнью. Однако у юношей различных возрастов наблюдается стойкая тенденция снижения этого показателя к 21 году. В 2010/2011 г. имел место некоторый процент крайне негативных оценок, пpaктически отсутствующий в 2011/2012 г. Это можно объяснить тем, что большая часть лиц, давших своей жизни негативную оценку в 2010/2011 г., на второй год обследования выше оценила ее качество. При ответе на вопрос «Как бы Вы оценили свое здоровье?» преобладают осторожные оценки, а крайние варианты пpaктически не встречаются. В целом за два года наблюдения не отмечено существенной динамики самооценки состояния здоровья. Сопоставляя эти данные с удовлетворенностью качеством жизни, можно высказать предположение о небольшой роли самоощущения здоровья в формировании самооценки удовлетворенностью жизнью у достаточно благополучных лиц. При этом у лиц с низкой удовлетворенностью качеством жизни имеют место самые низкие значения удовлетворенности состоянием здоровья. При самооценке динамики состояния здоровья юношей большинство отмечает, что их состояние здоровья существенно не изменилось. Наибольшие сдвиги самооценки динамики состояния здоровья в худшую сторону хаpaктерны для возрастной категории 20–21 год, а наиболее стабилен этот показатель среди 19-летних. С возрастом наблюдается отрицательная динамика самооценки состояния здоровья.
Одной из составляющих качества жизни юношей является психическое здоровье. В 2010/2011 и 2011/2012 гг. мы проводили психологическое тестирование, в основе которого лежало определение свойств личности молодых людей с помощью опросников Стреляу и Юнга, уровня тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, нервно-психической устойчивости по методике «Прогноз-2». Установлено, что среди исследуемого контингента преобладают личности с сильным уравновешенным, как подвижным, так и инертным типом высшей нервной деятельности, для которых хаpaктерна значительная сила нервных процессов.
При анализе типа личности юношей по методике Юнга было обнаружено как бы соединение нескольких типов высшей нервной деятельности в одной личности, т.е. среди юношей преобладают амбоверты, объединяющие в себе черты экстравертов (сильный тип) и интравертов (слабый тип). Анализе нервно-психической устойчивости (методика «Прогноз-2») у основной массы опрошенных выявил средний и низкий уровни нервно-психической устойчивости. При этом показатель устойчивости уменьшается от 17 лет к 20 годам. Снижение нервно-психической устойчивости совпадает и может объясняться данными оценки личностной тревожности. Около половины юношей хаpaктеризуются высоким уровнем тревожности, а доля лиц с низким значением этого показателя составляет менее 10 %. Если в 17-летнем возрасте различия в количестве юношей с высоким уровнем тревожности мало заметны, то в 21 год можно говорить об усилении тревожности. Настораживает факт, что в 21 год не выявлено лиц с низким уровнем личностной тревожности. Это указывает на серьезность проблемы психологической адаптации не только в 17 лет, но и в старшем возрасте.
При оценке вклада психического здоровья в осознание юношами удовлетворенности качеством жизни были получены следующие показатели. Анализ показателя удовлетворенности жизнью у обследуемых с различным типом высшей нервной деятельности (определенным по методу Стреляу) показал, что в наибольшей степени удовлетворены качеством своей жизни сангвиники и флегматики. Как ни странно, холерики дают более пессимистичные ответы, преобладает оценка: «более или менее удовлетворены жизнью». Среди лиц, дающих самую низкую оценку данному показателю, увеличивается доля меланхоликов. Интересно, что среди экстравертов отсутствуют лица с очень низкой степенью самоудовлетворенности, в то время как среди интравертов они составляют большинство. Полученные данные указывают на важную роль типа личности юноши при самоооценке качества жизни.
Обращает внимание четкая связь степени удовлетворенности своей жизнью с уровнем нервно-психической устойчивости. Так, для лиц с высоким уровнем самоощущения хаpaктерен хороший уровень нервно-психической устойчивости, в то время как у юношей, низко оценивающих качество своей жизни, преобладает низкий уровень. Явно прослеживается зависимость самооценки собственной жизни и тревожности, как личностной, так и реактивной. Оказалось, что чем выше уровень самооценки качества жизни, тем ниже показатели тревожности. При анализе умственной работоспособности в целом можно отметить повышение коэффициента продуктивности от 17-летнего возраста к 21 году, однако качество дифференцировочных реакций пpaктически не меняется. При определении коэффициента корреляции между показателями умственной работоспособности и оценкой качества жизни не выявлено зависимости степени удовлетворенности жизнью от этого показателя.
Таким образом, необходимо отметить высокую роль психического здоровья при самооценке юношами качества жизни и недооценку роли интеллектуальных данных в формировании положительных жизненных эмоций. Существенное значение в формировании представления о высоком уровне качества жизни имеют психологические особенности личности. Происходящее снижение самооценки качества жизни связано, вероятно, с фазными изменениями личностной и реактивной тревожности, ее повышенным уровнем к 21 году жизни. Психологический дискомфорт, проявляющийся снижением нервно-психической устойчивости, может, очевидно, предопределять негативную оценку качества собственной жизни.
Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...
25 04 2024 9:29:55
Статья в формате PDF 154 KB...
22 04 2024 14:58:33
Статья в формате PDF 104 KB...
21 04 2024 15:38:55
Статья в формате PDF 108 KB...
20 04 2024 19:14:57
Статья в формате PDF 119 KB...
19 04 2024 11:21:35
Статья в формате PDF 263 KB...
18 04 2024 17:35:44
17 04 2024 0:57:15
Статья в формате PDF 119 KB...
16 04 2024 11:59:59
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 15:56:49
Статья в формате PDF 107 KB...
14 04 2024 13:58:33
Статья в формате PDF 252 KB...
13 04 2024 19:41:56
Статья в формате PDF 119 KB...
11 04 2024 11:38:39
Предложена октетная теория гравитации: 4-потенциал, зависимость силы гравитации от момента и его прецессии в недрах звезд, физических тел, частиц. Медленное удаление планет от звезды – связь со смещением их перигелия. Рождение "ощущаемой" материи и субпланет в ядре звезды. Обтекание падающим телом, равно как и лучами света, центра притяжения ввиду его нагруженности необратимыми термодинамическими процессами. Гравитационный коллапс – недоразумение, основанное на метафизическом понимании ограниченности всех скоростей скоростью света в физическом вакууме и игнорировании не только квантовых эффектов, но и реальных условий падения в плазму. Звезда – это отнюдь не "так просто" уже из-за различия пассивной и активной гравитационных масс. Аннигиляция генерируемой из эфира материи – неотъемлемое свойство физического мира и источник энергии звезд. Ввиду гармонического хаpaктера решений системы дифференциальных уравнений октетной теории гравитации, нет необходимости "склеивать" гравитацию и квантовую механику, как в континуалистской ОТО. Свойства решений зависит от величины констант, т.е. в конечном итоге от топологии и масштабов в прострaнcтве и необратимом физическом времени Т. ...
10 04 2024 14:32:10
На основании многолетних наблюдений за комплексом внешних условий и состоянием популяций мелких млекопитающих количественно оценено распределение влияний внутрипопуляционных и внешних факторов на динамику их численности и структуры. Показано, что основное влияние на демографические процессы полевок на протяжении всего сезона размножения оказывают плотностно-зависимые механизмы регуляции (эндогенные факторы). Экзогенные (хищники, кормовые и погодные) факторы выступают в качестве воздействий, ограничивающих рост населения популяции, и наиболее эффективны в переходные осеннее-зимний и зимне-весенний периоды. ...
08 04 2024 1:32:42
Статья в формате PDF 119 KB...
07 04 2024 15:24:18
Статья в формате PDF 124 KB...
06 04 2024 18:53:35
Статья в формате PDF 128 KB...
05 04 2024 19:14:32
04 04 2024 15:11:22
Статья в формате PDF 269 KB...
03 04 2024 21:17:29
Статья в формате PDF 300 KB...
02 04 2024 9:13:55
Статья в формате PDF 145 KB...
01 04 2024 3:58:58
Статья в формате PDF 489 KB...
31 03 2024 16:39:33
Статья в формате PDF 104 KB...
30 03 2024 21:17:33
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 23:32:29
Статья в формате PDF 101 KB...
28 03 2024 20:52:56
Статья в формате PDF 348 KB...
27 03 2024 15:11:18
Статья в формате PDF 164 KB...
26 03 2024 7:53:34
Статья в формате PDF 134 KB...
25 03 2024 5:28:41
Статья в формате PDF 213 KB...
24 03 2024 9:17:18
Статья в формате PDF 129 KB...
22 03 2024 18:11:56
Статья в формате PDF 130 KB...
21 03 2024 12:29:21
Статья в формате PDF 109 KB...
20 03 2024 15:11:15
Статья в формате PDF 193 KB...
19 03 2024 8:34:15
Статья в формате PDF 1728 KB...
18 03 2024 2:45:44
Статья в формате PDF 987 KB...
17 03 2024 14:33:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::