ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: КОНФЛИКТНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ
В результате проведенного опроса 230 жен военнослужащих нами были выделены основные факторы динамики развития семьи военнослужащего: конфликтность и толерантность. Нашим исследованием выявлено, что для семей военнослужащих наиболее актуальными являются следующие причины для возникновения конфликтов, априори заложенные в их образе жизни:
- Ограничение возможностей личностного роста, включая проблемы роста профессионального и самореализации каждого из члeнов семьи;
- Низкий уровень материального благополучия, стесненные жилищные условия (95% опрошенных отметили проблему жилья как основную);
- Финансовые разногласия, связанные с решением вопроса о вкладе каждого из супругов в семейный бюджет;
- Низкий уровень кооперации, взаимопомощи и взаимоподдержки в решении хозяйственно-бытовых проблем семьи, разделении домашнего труда, уходе за детьми (отмечено 80% респондентов);
- Неэффективная система отношений нуклеарной семьи с расширенной семьей;
- Несогласованность супружеских представлений об оптимальном режиме проведения досуга;
- Ревность, супружеская измена [1].
Проблема содержания и динамики переработки конфликта в семье наиболее широко представлена в концепции позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Он выделяет четыре основные формы переработки конфликтов: телесную, деятельностную, социально - коммуникативную, и форму общения [2]. Эффективную переработку конфликта обеспечивает согласованное взаимодействие всех четырех форм. При доминировании одной из форм неизбежно возникает ограниченность возможностей для разрешения конфликта.
Как показало наше исследование, в семьях военнослужащих зачастую превалирует телесная форма переработки (переживания) конфликта. Особенно это касается жен военнослужащих. Такая форма включает нарушения функциональности организма, выражающейся в нарушении сна, функций питания, ceкcуальных нарушениях, разнообразных психосоматических расстройствах и т. д. Данная ситуация ведет, очевидно, к снижению работоспособности и боеготовности военнослужащих, к потере здоровья члeнов семьи.
С другой стороны, конфликт можно не только переработать, но и предупредить и не допустить. В этом ключе важную роль играет толерантность, подразумевающая уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Психологи выделяют межличностную толерантность трех типов [3]: естественная толерантность - доверчивость при абсолютном нетерпении; мopaльная толерантность - терпение, терпимость; нравственная толерантность - принятие, доверие, в противоположность насилию и манипулированию предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных целей и желаний, переживаний и чувств.
Достижение последней степени толерантности предполагает зрелость личности и, по результатам нашего исследования, встречается у жен военнослужащих достаточно редко. Тем не менее, толерантность может быть воспитана на основе большей информированности семей военных о специфике их жизнедеятельности и ответственности перед обществом.
Таким образом, для семей военнослужащих наиболее актуальными вопросами позитивной динамики развития являются поиск средств для эффективного разрешения конфликтов, учитывая специфические условия, в которых существует такая семья, а также достижение толерантных внутрисемейных взаимоотношений. По нашему мнению, военные психологи вместе с ответственностью за мopaльно-психологическое состояние военнослужащих должны закономерно принять на себя обязанности семейных психотерапевтов и функции корректоров интолерантности в семейных взаимоотношениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Кащенко Е.А. Сeкcуальная культура военнослужащих./ Е.А. Кащенко. - М.: Изд-во УРСС, 2003.- 272с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт./ Нассрат Пезешкиан. - М.: Смысл, 1993.-331 с.
- Орлов А.Б., Шапиро А.З. Толерантность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/., свободный.
Статья в формате PDF
393 KB...
11 06 2025 6:50:58
Статья в формате PDF
148 KB...
10 06 2025 7:40:57
Статья в формате PDF
120 KB...
09 06 2025 7:52:42
Статья в формате PDF
121 KB...
08 06 2025 8:18:32
Статья в формате PDF
114 KB...
07 06 2025 22:42:45
Приводятся основные показатели развития «информационного общества» в конце 20 века. Охаpaктеризованы взаимосвязи наукоемких производственных технологий и информатики, экономики и математики, экономико-математического моделирования управленческих решений.
...
06 06 2025 16:51:14
Статья в формате PDF
126 KB...
05 06 2025 10:29:53
Статья в формате PDF
253 KB...
04 06 2025 6:39:33
Статья в формате PDF
666 KB...
03 06 2025 6:32:50
Статья в формате PDF
122 KB...
02 06 2025 12:56:11
Статья в формате PDF
113 KB...
01 06 2025 21:43:59
Статья в формате PDF
111 KB...
31 05 2025 7:34:58
Статья в формате PDF
114 KB...
29 05 2025 15:40:51
Статья в формате PDF
267 KB...
28 05 2025 15:28:10
Статья в формате PDF 151 KB...
27 05 2025 6:27:10
Статья в формате PDF
104 KB...
26 05 2025 16:40:38
Статья в формате PDF
329 KB...
24 05 2025 14:22:15
Статья в формате PDF
103 KB...
23 05 2025 23:33:43
Статья в формате PDF
109 KB...
22 05 2025 20:15:46
Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это пpaктическая работа поискового хаpaктера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их пpaктических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески.
...
21 05 2025 5:58:46
Статья в формате PDF
253 KB...
19 05 2025 17:37:50
Статья в формате PDF
118 KB...
18 05 2025 11:24:53
Статья в формате PDF
264 KB...
17 05 2025 17:57:41
Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта с точки зрения теории оптимального управления. Приводится формулировка соответствующей задачи отыскания программного управления, минимизирующего суммарные издержи предприятия, необходимые для достижения заданной рыночной доли на дуополистическом рынке. Дана экономическая интерпретация полученных результатов.
...
16 05 2025 14:15:20
Статья в формате PDF
577 KB...
15 05 2025 21:51:46
Статья в формате PDF
124 KB...
14 05 2025 15:24:23
Статья в формате PDF
121 KB...
13 05 2025 23:16:22
В работе впервые приведены сведения об ассоциации полиморфного ДНК – локуса NcoI гена DRD2 и уровней дофамина с повышенной тревожностью у крыс с генотипом А2/А2 по локусу TAG 1A DRD2.
...
12 05 2025 0:13:40
Статья в формате PDF
103 KB...
11 05 2025 12:40:14
Статья в формате PDF
138 KB...
10 05 2025 4:38:10
Статья в формате PDF
101 KB...
09 05 2025 5:59:29
В связи с разработкой автором «Колебательной модели нейтрального атома» с включением «мирового эфира», в которой понятия «постоянный положительный заряд атомного ядра» и «кулоновское поле» становятся излишними, встает вопрос о новой формулировке Периодического закона. Такая формулировка предлагается в данной статье, где рассматривается также проблема математического выражения Периодического закона. В статье автор использует собственный вариант «Симметричной квантовой Периодической системы нейтральных атомов (СК-ПСА)», адекватный Колебательной модели.
...
08 05 2025 17:28:20
Статья в формате PDF
147 KB...
07 05 2025 5:26:32
Статья в формате PDF
119 KB...
06 05 2025 20:20:26
Статья в формате PDF
286 KB...
04 05 2025 5:51:40
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::