ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова ведет подготовку специалистов на базе общего среднего образования по восьми специальностям: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения», «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного трaнcпорта», «Стандартизация и сертификация», «Экспертиза качества потребительских товаров», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика и бухгалтерский учет». При этом центральной стратегической задачей колледжа является обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников путем приближения подготовки специалистов к реальным условиям производства с одновременным повышением их компетентности и нацеленности на достижение высших профессиональных и социальных вершин.
Выбор такой стратегической задачи привел к тому, что для колледжа к двум традиционным вопросам, наиболее остро стоящим именно перед учреждениями среднего специального образования, готовящими специалистов для современного производства:
- каким требованиям должен удовлетворять этот специалист, чтобы он был конкурентоспособен и востребован;
- как подготовить такого конкурентоспособного специалиста, не имея того самого высокотехнологичного оборудования, на котором он должен будет в дальнейшем работать; добавился еще и третий - как подготовить не просто исполнителя, но творческую личность, с инновационным мышлением и настроенную на достижение высших профессиональных и социальных результатов?
Наш первоначальный опыт показал, что наиболее эффективным направлением в разрешении этих трех вопросов является интеграция образовательных ресурсов колледжа и его стратегических социальных партнеров.
К идее интеграции образовательных ресурсов колледжа с социальными партнерами нас привела концепция конкурентоспособности, которая рассматривает ее как способность предприятий и отраслей завоевывать и укреплять позиции на рынках труда. В свою очередь для реализации этой концепции необходима специальная поддерживающая ее система, включающая как минимум три основные составляющие:
- работодатель, потрeбляющий результаты достижений образования и определяющий требования к выпускникам образовательных учреждений на современном этапе развития общества;
- образование, которое должно учитывать требования рынка работодателей, обуславливая конкурентоспособность;
- качественно новая (инновационная) образовательная среда, необходимая для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем компетенций.
Под образовательными ресурсами в рамках предлагаемой нами концепции интеграции мы понимаем: учебно-методическое, научно-методическое и нормативное обеспечение учебного процесса, производственно-лабораторное оборудование, программное обеспечение и вычислительные ресурсы, а также кадровый потенциал.
Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и стратегических работодателей мы видим основной путь развития профессионального образования и выведения его на уровень требований сегодняшнего дня. Ведь чтобы отвечать требованиям современности, профессиональное образование призвано предвосхищать основные тенденции будущей реальности и воплощать это будущее в новых формах и технологиях обучения. Между профессиональным образованием и реальной жизнью необходимо создать своеобразную когнитивную инфраструктуру образования, которая и будет обеспечивать трaнcляцию профессионально значимого знания в систему образования. Прообразом такой инфраструктуры на наш взгляд и может быть инновационная образовательная среда, созданная путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и его стратегических социальных партнеров.
Для обеспечения реализации предложенной концепции интеграции и активизации взаимодействия с работодателями в колледже при Попечительском Совете был создан Совет по социальному партнерству, в состав которого вошли пpaктически все руководители кадровых служб социальных партнеров, а также заместители директора колледжа по учебной и учебно-производственной работе. Благодаря деятельности Совета по социальному партнерству, а также подготовки колледжем специалистов по восьми специальностям в настоящее время мы имеем 23 договора о социальном партнерстве, как с крупными акционерными обществами авиационной и paкетной отраслей, так и с предприятиями среднего и малого бизнеса.
Реализация предложенной интеграции образовательных ресурсов позволила нам повысить качество подготовки и востребованность специалистов пpaктически по всем специальностям, выпускаемым колледжем. Однако, для специальностей, готовящих специалистов для высокотехнологичных производств, этого оказалось недостаточно. В настоящее время для трех базовых специальностей колледжа: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем», которые тесно взаимосвязаны между собой и представляют некий неразделимый симбиоз в подготовке современного специалиста для высокотехнологичных производств, сейчас реализуется новый проект интеграции. Этот проект предусматривает комплексную и более углубленную интеграцию образовательных ресурсов колледжа и его ведущих стратегических социальных партнеров - предприятий высокотехнологичного производства, входящих в объединенную авиационную корпорацию и корпорацию «Тактическое paкетное вооружение».
Данный проект «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств» был заявлен на конкурс государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы и стал одним из его победителей[1].
В рамках данного проекта по специальности «Производство летательных аппаратов» на повышенном уровне подготовка осуществляется по двум направлениям:
- углубленная подготовка в рамках основной специальности со специализацией «Производство морских летательных аппаратов» для основного социального партнера - ОАО ТАНТК им. Г.М.Бериева, который является единственным в России комплексом по разработке и производству гидросамолетов. При этом данный социальный партнер для обеспечения специализации предоставляет в распоряжение колледжа свою производственно-лабораторную базу, формулирует требования к необходимым новым учебным дисциплинам и оказывает помощь в обеспечении этих учебных курсов кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов;
- подготовка со специализацией «Техническое обслуживание и ремонт летательных аппаратов», открытая по заказу второго социального партнера - ОАО «325 авиационный ремонтный завод» на его производственно-лабораторной базе с широким привлечением специалистов завода к учебному процессу по данной специализации.
Кроме того, для данной специальности, в рамках проекта, по совместному предложению уже двух социальных партнеров - ОАО ТАНТК им. Г.М.Бериева и ОАО ТАВИА - предусматривается открытие еще одного направления углубленной подготовки - по программе «Информационно-коммуникационные технологии». Для этой цели социальные партнеры также готовы предоставить необходимую производственно-лабораторную базу и помочь в обеспечении учебных курсов специализации кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов. По сути дела предлагается осуществить симбиоз двух специальностей «Производство летательных аппаратов» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем».
Для специальности «Технология машиностроения» в рамках проекта по предложению всех пяти стратегических партнеров, планируется открытие подготовки по повышенному уровню с направлением углубленной подготовки по программе «Информационно-коммуникационные технологии», т.е. осуществить симбиоз специальностей «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем». Для этого все социальные партнеры готовы предоставить необходимую производственно-лабораторную базу и помочь в обеспечении учебных курсов специализации кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов.
По специальности «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем» в рамках проекта, по предложению всех стратегических партнеров, предполагается открытие подготовки по повышенному уровню с углубленной подготовкой в области основной специальности. Для этой цели все социальные партнеры готовы предоставить необходимую производственно-лабораторную базу и обеспечить учебные курсы углубленной подготовки кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов.
Для разрешения третьего из острых вопросов, позволяющих вывести подготовку специалиста на качественно новый уровень - подготовка специалиста как творческой личности, с инновационным мышлением и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных результатов - в колледже в рамках концепции личностно-ориентированного обучения разработана и внедрена комплексная программа вовлечения студентов в исследовательскую и творческую деятельность, которая включает в себя научно-исследовательскую и экспериментальную работу, а также организацию научно-технического творчества. В инновационной системе подготовки специалистов, данные формы деятельности становятся основными и необходимыми с точки зрения потрeбления новых знаний студентами. Именно они позволяют закладывать основы инновационного мышления у студентов и способствуют повышению профессионального уровня выпускников, что в конечном итоге и обеспечивает их востребованность предприятиями промышленности, работающими по перспективным направлениям на уровне современных технологий.
В свою очередь, с целью «вооружения» будущего специалиста неким акмеологическим инструментарием и придания его подготовке необходимой акмеологической направленности, обеспечивающей формирование стремления специалиста к достижению высших профессиональных и социальных результатов, нами в систему подготовки были включены специальные элективные курсы как психолого-акмеологической, так и региональной направленности. При этом курсы психолого-акмеологической ориентации должны обеспечивать ориентацию и развитие личности в аспекте определения своего призвания, а курсы региональной направленности - ускорять процесс адаптации получаемой студентом профессии к потребностям регионального рынка труда. Вопросы формирования акмеологической направленности у будущих специалистов подробно изложены в монографии[2].
Главной целью, которая реализуется в ходе предложенной интеграции образовательных ресурсов, является создание инновационного механизма взаимодействия колледжа и социальных партнеров для подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов со средним профессиональным образованием для высокотехнологичных производств. При этом, формируется специалист нацеленный на достижение высших результатов и обладающий инновационным мышлением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2007 г. №148 «Об утверждении перечня государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования - победителей конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования , внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, с объемом их государственной поддержки.
- Медведев В.П., Денисова Л.Н. Система подготовки акмеологически ориентированной личности специалиста - Таганрог, 2005, 271с.
Статья в формате PDF
190 KB...
14 02 2025 15:28:20
13 02 2025 0:43:54
Статья в формате PDF
153 KB...
12 02 2025 11:34:14
Статья в формате PDF
120 KB...
11 02 2025 10:21:10
Статья в формате PDF
103 KB...
08 02 2025 23:33:55
В последние годы достигнуты значительные успехи в лечении больных грыжами живота [4, 5, 7]. В частности фундаментальные исследования позволили определить причины развития абдоминальных грыж, прикладные разработки обеспечили улучшение непосредственных и отдаленных результатов устранения грыж живота. Важным клиническим фактором, приводящим к формированию паховой грыжи, McVay C.B. и Read R.C. считают утрату сфинктерного механизма внутреннего отверстия пахового канала [2, 3]. Кроме того, Read R.C. полагает, что формированию двухсторонних паховых грыж способствует потеря фасциальной поддержи передней брюшной стенки, приводящая к увеличению паховых дефектов. Несмотря на многочисленность литературных данных, посвящённых этой проблеме, достаточно малое значение уделяется физическим особенностям тканям, участвующих в образовании контрлатеральной грыжи [1, 6].
...
07 02 2025 19:33:10
Статья в формате PDF
111 KB...
06 02 2025 0:26:12
Статья в формате PDF
110 KB...
05 02 2025 5:31:48
Статья в формате PDF
131 KB...
03 02 2025 6:55:34
Статья в формате PDF
115 KB...
02 02 2025 11:16:50
Статья в формате PDF
120 KB...
01 02 2025 0:50:32
Статья в формате PDF
251 KB...
31 01 2025 5:36:52
Статья в формате PDF
104 KB...
30 01 2025 22:32:11
Статья в формате PDF
138 KB...
29 01 2025 10:43:32
Статья в формате PDF
140 KB...
28 01 2025 13:59:26
В статье осмысливаются основные теоретические и эстетические аспекты дирижерской и педагогической деятельности С.А. Казачкова и последователей Казанской хоровой школы. Проведен анализ научных трудов С.А. Казачкова включающий осмысление сущности дирижерской профессии, выявление новых тенденций в творчестве, постижение природы дирижерского жеста. Показана сложность профессии дирижера, заключающейся в единении трех аспектов его деятельности: исполнительской, педагогической и управленческой, составляющей основу дирижерского искусства в культурном и эстетическом контексте.
...
27 01 2025 0:34:53
Статья в формате PDF
113 KB...
26 01 2025 23:58:28
Статья в формате PDF
156 KB...
25 01 2025 0:34:27
Статья в формате PDF
122 KB...
24 01 2025 4:49:29
Работу вычисляют по формуле: dA=FdS или A=FS. Но эта формула применима только для силы вызывающей изменение кинетической энергии тела. Для других сил (трения, упругой деформации, центростремительных) работу нужно вычислять по формуле: , где - импульс силы.
...
23 01 2025 8:45:26
Статья в формате PDF
102 KB...
22 01 2025 15:37:23
Статья в формате PDF
288 KB...
21 01 2025 7:33:35
Статья в формате PDF
416 KB...
20 01 2025 1:59:30
Статья в формате PDF
304 KB...
19 01 2025 14:26:11
Статья в формате PDF
277 KB...
18 01 2025 21:48:45
Статья в формате PDF
225 KB...
16 01 2025 9:23:56
Статья в формате PDF
122 KB...
15 01 2025 6:43:16
Статья в формате PDF
123 KB...
14 01 2025 12:41:48
Статья в формате PDF
115 KB...
12 01 2025 11:18:48
В Арктике масштабы деградации окружающей среды приобретают опасные тенденции, нарушение хрупкой арктической природы может иметь необратимый хаpaктер. Анализ данных официальных источников показал, что к территориям «риска» по загрязнению питьевой воды относятся Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха зарегистрирован в Красноярском крае, а самые высокие показатели загрязнения почвы показаны в Мурманской области.
...
11 01 2025 22:14:18
Приведены геологические, геохимические и петрологические данные по щелочным гранитоидам майорского комплекса среднего девона. В его составе описаны 4 фазы внедрения: 1) роговообманковые габбро, габбро-нориты и габбро-диориты; 2) кварцевые диориты, гранодиориты амфибол-биотитовые; 3) биотит-амфиболовые граниты, субщелочные и рибекитовые граниты; 4) субщелочные лейкограниты, лейкограниты. Петрогеохимическими особенностями гранитоидов майорского типа являются повышенная щёлочность и наличие щелочного амфибола – рибекита. Прострaнcтвенно и парагенетически с майорскими гранитами, относящимися к анорогенной геодинамической обстановке формирования, ассоциирует железорудное и редкоземельное оруденение и щелочные метасоматиты. В экзоконтакте с Майорским массивом сформировались везувиан-гранат-пироксеновые скарны.
...
10 01 2025 21:31:30
Статья в формате PDF
105 KB...
09 01 2025 4:18:37
Статья в формате PDF
128 KB...
07 01 2025 4:59:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::