ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
Становление рыночных отношений в российской экономике привело к появлению новых самостоятельных направлений в отечественном менеджменте, которые возникли в результате критического переосмысления передовой зарубежной управленческой теории и пpaктики, выработки оригинальных управленческих подходов, методов и средств. Наиболее значительное место в структуре современного российского менеджмента занимает проектный менеджмент.
Проектный менеджмент, не так давно войдя в нашу жизнь, прочно укрепился в ней и уже отражает не экзотическую, но совершенно привычную реальность, причем реальность, устойчиво ассоциирующуюся с успехом. Для России внедрение современных методов и средств управления проектами имеет особое стратегическое значение. Только научившись эффективно использовать свои ресурсы, страна сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке. При этом, проектный подход к управлению уже доказал свою эффективность и применяется ведущими мировыми компаниями, его успешно используют IВМ, Моtоrоlа, Intel и множество других.
Появление и развитие нового направления в менеджменте - проектного менеджмента, обусловлено целым рядом объективных факторов. Прежде всего это ускорение научно-технического прогресса и, как следствие, сокращением жизненного цикла товаров и технологий их производства. Второй причиной стало усложнение многих видов производств и самой продукции, за счет увеличения числа элементов, из которых они образуются, что в результате сформировало потребность в использовании новых приемов и методов в управлении. Немаловажную роль в появлении проектного менеджмента сыграло расширение и усложнение экономических взаимоотношений между агентами,как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Последним фактором явилась интернационализация производства, при которой отдельные виды работ по единой программе выполняются в различных странах, что также требовало использование инструментов проектного менеджмента.
Вследствие этого начиная с середины 80-х гг. прошлого столетия поиск, разработка и реализация высокоэффективных проектов по существу становится основным условием выживания в конкурентной борьбе. В тоже время отсутствие должной заинтересованности работников в результатах производственной деятельности, ограниченность и высокая стоимость ресурсов привели к формированию новых принципов управления и внедрению проектного менеджмента с целью развития бизнеса (рисунок).
Стратегия внедрения проектного менеджмента с целью развития бизнеса
К настоящему времени проектный менеджмент стал общепризнанной методологией хозяйственной деятельности, обязательной для делового международного сотрудничества.
Проектный менеджмент (англ. projectmanagement) в широком понимании - это профессиональная деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий и ориентированная на получение эффективных результатов путем воздействия на работников для успешного осуществления проектов.
Проектный менеджмент представляет собой также методологию организации, планирования и координации использования, человеческих и материальных ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта (говорят также - проектного цикла), направленную на эффективное достижение целей проекта путем применения системы современных методов, техники и технологий управления.
С научной точки зрения проектный менеджмент представляет собой синтетическую дисциплину, объединяющую как специальные, так и профессиональные знания.
Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные, экологические, исследовательские, реорганизационные и др.). Однако подлинно самостоятельной дисциплиной проектный менеджмент стал благодаря знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, благодаря методам и средствам, успешно используемым для самых различных проектов.
Являясь одним из функциональных направлений общего менеджмента, проектный менеджмент выполняет следующие традиционные функции:
- целеполагание (формирование инвестиционного замысла проекта, инициация проекта или его очередной фазы, разработка концепции проекта и т.д.);
- планирование (планирование предметной области проекта, структурная декомпозиция проекта, определение работ и их взаимосвязей, планирование ресурсов, календарное планирование работ, планирование контpaктов и поставок и т.д.);
- организация (организация и координация выполнения плана проекта, формирование комaнды проекта, организация офиса проекта, распределение информации, размещение заказов на работы, услуги, поставки, заключение контpaктов и их сопровождение и т.д.);
- мотивация (создание системы мотивации и стимулирования всех участников проекта);
- контроль (представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, контроль предметной области, сроков выполнения, стоимости проекта, контроль мероприятий по снижению рисков, контроль качества проекта, контроль выполнения контpaктов, завершение проекта).
Вместе с тем, сравнивая проектный менеджмент с общим менеджментом необходимо отметить:
- сфера проектного менеджмента имеет свою уникальную область знаний, частично пересекающуюся с соседними областями.
- область общего управления содержит знания, которые следует иметь каждому менеджеру проекта.
- область технического управления содержит специальные знания в конкретной области деятельности. Это то, что делает менеджера проекта специалистом в этой области.
- вспомогательные и поддерживающие дисциплины помогают менеджеру проекта лучше выполнять свои функции.
Отличие функций общего и проектного менеджмента представлено в таблице.
Сравнение функций общего (функционального) и проектного менеджмента
Функциональный менеджмент |
Проектный менеджмент |
- ответственность за поддержание существующего состояния; - полномочия определены структурой управления; - устойчивый круг задач; - ответственность ограничена утвержденными функциями; - работы выполняются в стабильных организационных структурах; - устойчивый круг задач, подлежащих выполнению; - основная задача - оптимизация; - успех определяется достижением промежуточных функциональных результатов; - ограниченная изменчивость условий и ситуаций. |
- ответственность за возникающие изменения; - неопределенность полномочий; - постоянно изменяющийся круг задач; - ответственность за «пакет» межфункциональных задач; - работа в структурах, действующих в пределах проектного цикла; - преобладание инновационной деятельности; - основная задача - разрешение конфликтов; - успех определяется достижением установленных конечных целей; - неопределенность внутренне присуща деятельности. |
Сущность проектного менеджмента заключается в сосредоточении прав и ответственности за достижение целей проекта у одного человека или небольшой группы. Этот человек - менеджер проекта, который обеспечивает осуществление проекта, реализуя ключевые функции по управлению проектом. В целом такое «управление» предполагает, что отдельный индивидуум не может справиться с решением большого объема задач, поэтому требуется объединение специалистов и разделение труда. Отсюда возникает необходимость в системе управления, преследующей определенные цели. Чтобы достичь определенных целей, требуются ресурсы, которые необходимо мобилизовать, скомбинировать, скоординировать и использовать.
В ходе управления проектами необходимо достичь две группы целей:
а) обеспечить планомерное повышение потенциала системы, для которой выполняется проект;
б) добиться эффективности использования ресурсов в процессе осуществления проекта.
Соответственно и задачи проектного менеджмента подразделяютсяна базовые и интегрирующие. Базовые задачи связаны с управлением предметной областью проекта (содержательная сущность), управлением качеством проекта (требования к результатам, стандарты), управлением временными ресурсами (своевременность внесения изменений), а также управлением стоимостью проекта и, соответственно, экономической эффективностью внесенных изменений.
В отличие от базовых, интегрирующие задачи предполагают управление персоналом проекта, управление коммуникациями, управление контpaктной работой и управление рисками.
Специфика проектного менеджмента заключается в том, что это, как правило, инновационное управление, т.е. чаще всего оно ориентировано на получение нового продукта или услуги, или на выполнение новых условий получения известного продукта, или на внесение изменений в существующий порядок работ, создание нового.
Современный арсенал управления проектом можно уподобить многоступенчатой пирамиде первая ступень которой - философия и методология управления проектом, опирающаяся на основание из современных фундаментальных научно-технических и социально-экономических знаний и дисциплин, тесно связанных с управлением проектом.
Вторая ступень - это разнообразные методы управления проектом, позволяющие принимать обоснованные решения на протяжении всей жизни проекта.
Третья ступень - средства управления проектом, представляющие собой разнообразные инструменты и технику управления.
Четвертая ступень - это специальные организационные формы и проектно-ориентированные структуры, включая комaнду проекта. Завершает пирамиду арсенала проектного менеджмента менеджер проекта - лицо, персонально ответственное за успех проекта.
Таким образом, проектный менеджментпредставляет собой не только науку, но и искусство руководства людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению потребностей участников проекта.
Статья в формате PDF 251 KB...
27 03 2024 7:51:35
Изучены показатели иммунной системы у 36 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом в период обострения заболевания. Контрольную группу составили 36 здоровых женщин. Выявлен дисбаланс клеточного иммунитета при одновременном снижении функциональной активности гумopaльного звена иммунитета. ...
25 03 2024 15:19:42
Статья в формате PDF 109 KB...
24 03 2024 23:15:12
Статья в формате PDF 104 KB...
23 03 2024 17:19:42
Статья в формате PDF 113 KB...
22 03 2024 4:18:21
Статья в формате PDF 109 KB...
21 03 2024 23:53:45
Статья в формате PDF 266 KB...
20 03 2024 1:12:16
Статья в формате PDF 255 KB...
19 03 2024 3:10:20
Статья в формате PDF 110 KB...
18 03 2024 10:53:59
Статья в формате PDF 268 KB...
16 03 2024 17:52:23
Статья в формате PDF 115 KB...
15 03 2024 7:33:41
Статья в формате PDF 117 KB...
13 03 2024 14:44:45
Статья в формате PDF 110 KB...
11 03 2024 23:42:44
Статья в формате PDF 102 KB...
09 03 2024 7:38:39
Статья в формате PDF 103 KB...
08 03 2024 22:20:19
Статья в формате PDF 260 KB...
06 03 2024 9:29:31
Статья в формате PDF 212 KB...
05 03 2024 6:56:15
Статья в формате PDF 330 KB...
03 03 2024 8:51:34
Статья в формате PDF 111 KB...
01 03 2024 12:59:21
Статья в формате PDF 121 KB...
29 02 2024 20:59:40
Статья в формате PDF 110 KB...
28 02 2024 22:28:14
Статья в формате PDF 136 KB...
27 02 2024 9:24:39
Статья в формате PDF 276 KB...
26 02 2024 21:43:24
Статья в формате PDF 104 KB...
25 02 2024 6:23:37
Статья в формате PDF 130 KB...
24 02 2024 23:56:51
Статья в формате PDF 111 KB...
23 02 2024 15:31:52
Статья в формате PDF 149 KB...
22 02 2024 19:31:47
Статья в формате PDF 129 KB...
21 02 2024 5:26:29
Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников с разными биоритмами в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о значительном изменении биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в весенний период. ...
20 02 2024 11:59:14
Статья в формате PDF 133 KB...
19 02 2024 19:12:37
Статья в формате PDF 115 KB...
18 02 2024 17:44:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::