ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В настоящее время во многих вузах страны активно внедряется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.
Это во многом связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Стало очевидным, что классическая форма экзамена зачастую нерезультативна, т.к. объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знание всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, происходит усреднение студентов, занимающихся регулярно и тех, кто готовится от случая к случаю, только в период сессии. Кроме того, внедрения балльно-рейтинговой системы требует реализация Болонского соглашения, что делает этот процесс неизбежным.
Основные положения балльно-рейтинговой системы изложены в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Она обеспечивает:
- упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения;
- формализацию процесса оценивания;
- реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе;
- формирование у студентов мотивации к систематической работе - аудиторной и самостоятельной;
- стимулирование студентов к освоению образовательных программ на базе объективности и дифференциации оценки результатов их учебной работы;
- рейтингование студентов по степени формирования компетенций, включающих как учебные результаты, так и личностные качества;
- объективную базу для отбора студентов для продолжение обучения (магистратура, аспирантура), прохождения семестрового обучения за рубежом и трудоустройства выпускников;
- корректировку преподавателями учебного процесса и оказания воспитательного воздействия на студента.
С 2007 г. балльно-рейтинговая система стала внедряться и в Дальневосточном государственном техническом университете.
В качестве форм текущего контроля нашими преподавателями используются: тестирование (письменное или компьютерное), контрольные работы, проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов, проверка выполнения разделов курсовых проектов (работ), дискуссии, тренинги, круглые столы, контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам, работа с электронными учебно-методическими комплексами дисциплин, разработанными в рамках реализации Инновационной образовательной программы.
Формы аттестации по дисциплинам стандартны: экзамен (в том числе письменный), защита пpaктики, тестирование (в том числе компьютерное), собеседование, прием индивидуальных домашних заданий, рефератов.
По итогам работы в семестре усвоение учебной дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по видам занятий в зависимости от их значимости и трудоемкости. По результатам текущей работы по дисциплине в течение семестра студент может набрать не более 70 баллов. На итоговый контроль отводится 30 баллов. Посещаемость занятий учитывается поправочным коэффициентом, равным отношению количества часов посещенных занятий к плановым.
Распределение баллов по видам учебных работ (теоретический материал, лабораторные работы, пpaктические занятия, курсовое проектирование, индивидуальные домашние задания, контрольные работы и др.) определяется обеспечивающей кафедрой при участии преподавателя, реализующего ту или иную дисциплину.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу производится следующим образом: 85-100 баллов - «отлично», 71-84 балла - «хорошо», 60-70 баллов - «удовлетворительно», менее 60 баллов - «неудовлетворительно». При набранной общей сумме баллов менее 40 по результатам третьей аттестации студент не допускается к итоговой аттестации по дисциплине.
Балльно-рейтинговая система пока не применяется на всех специальностях университета. Однако опыт ее использования в последние годы все же позволил выявить ее достоинства и недостатки.
В качестве достоинств данной системы можно указать:
- обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов;
- повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости;
- упрощение процесса аттестации студентов;
- повышение объективности оценки работы студентов преподавателями;
- более эффективный и ранний отбор студентов для последующей научно-исследовательской и преподавательской работы.
Недостатками балльно-рейтинговой системы являются:
- значительное увеличение объема работы преподавателей по проверке контрольных и самостоятельных работ без дополнительных часов нагрузки;
- невозможность полностью аттестовать студентов по результатам работы в семестре, что снижает мотивацию студентов;
- отсутствие механизмов работы со студентами старших курсов, на высоком уровне владеющими предметом, но не набравшими минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету) в силу большого количества пропусков по причине занятости на работе;
- неотработанность процедуры работы с неуспевающими студентами.
Очевидно, что для полного внедрения балльно-рейтинговой системы в рамках даже одного университета необходимо:
- разработать общеуниверситетскую методику применения балльно-рейтинговой системы и электронную систему мониторинга и контроля, позволяющую не только накапливать информацию по каждому студенту, но и делать ее общедоступной для всех заинтересованных лиц;
- изменить методику расчета учебной нагрузки преподавателей, предусмотрев дополнительные часы на проверку контрольных работ, тестов, индивидуальных заданий, рефератов, проведение консультаций;
- включить в рабочие учебные программы типовые контрольные задания, темы рефератов, тесты по отдельным блокам дисциплин для проведения тестирования в течение семестра;
- улучшить информационно-методическое обеспечение современной литературой (в том числе электронной) и периодическими изданиями по дисциплинам рабочего учебного плана;
- предусмотреть в методическом обеспечении элементы тестирования и вопросы самостоятельной подготовки студентов;
- создать систему координаторов внедрения балльно-рейтинговой системы из числа представителей кафедр;
- разработать систему дополнительного поощрения наиболее инициативных студентов.
Все это позволит эффективно использовать балльно-рейтинговую систему и с ее помощью повысить уровень инновационности и эффективности работы как вуза в целом, так и его отдельных структурных подразделений, за счет улучшения качества подготовки студентов и оценки их знаний.
Статья в формате PDF 140 KB...
19 04 2024 19:44:35
Статья в формате PDF 144 KB...
18 04 2024 6:14:14
17 04 2024 19:22:11
Статья в формате PDF 130 KB...
16 04 2024 5:41:44
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 14:17:34
Статья в формате PDF 464 KB...
14 04 2024 17:33:45
Статья в формате PDF 111 KB...
13 04 2024 7:17:59
Исследование в биологии включает в себя наблюдение, описание, учебный опыт или эксперимент, сравнение, анализ, систематизацию результатов. Такая самостоятельная учебная деятельность приводит к формированию био-экологического мышления, без которого невозможна реализация биоцентрического принципа в обучении. ...
11 04 2024 8:10:17
Статья в формате PDF 114 KB...
10 04 2024 21:58:16
Статья в формате PDF 133 KB...
09 04 2024 19:50:48
Статья в формате PDF 109 KB...
07 04 2024 1:23:13
Статья в формате PDF 174 KB...
06 04 2024 4:31:38
Статья в формате PDF 255 KB...
05 04 2024 0:47:22
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 21:46:40
Статья в формате PDF 250 KB...
03 04 2024 0:11:50
Статья в формате PDF 126 KB...
02 04 2024 21:54:56
Статья в формате PDF 104 KB...
01 04 2024 12:19:28
Статья в формате PDF 117 KB...
31 03 2024 8:16:53
Статья в формате PDF 118 KB...
30 03 2024 10:15:32
Статья в формате PDF 118 KB...
29 03 2024 6:46:27
Статья в формате PDF 171 KB...
27 03 2024 19:26:36
Статья в формате PDF 345 KB...
26 03 2024 20:15:19
Статья в формате PDF 129 KB...
25 03 2024 15:37:43
Статья в формате PDF 123 KB...
24 03 2024 14:35:37
Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...
23 03 2024 22:45:55
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 17:11:52
С целью оценки клинико-лабораторной эффективности плазмафереза в лечении больных с тяжелой дифтерией проведено обследование 28 пациентов с токсической дифтерией ротоглотки 3-й степени. Установлено, что использование плазмафереза в лечении больных дифтерией позволяет ускорить исчезновение симптомов интоксикации, специфического воспаления в ротоглотке, снизить частоту встречаемости осложнений заболевания и изменить их хаpaктер в сторону уменьшения тяжелых форм, а также способствует динамичному восстановлению показателей обмена гликопротеидов, активности изоферментов аминотрaнcфераз. ...
21 03 2024 13:43:49
Статья в формате PDF 122 KB...
19 03 2024 3:35:11
Статья в формате PDF 125 KB...
18 03 2024 0:32:10
Статья в формате PDF 108 KB...
17 03 2024 6:25:48
Статья в формате PDF 101 KB...
16 03 2024 1:25:46
Статья в формате PDF 323 KB...
15 03 2024 18:14:45
Статья в формате PDF 144 KB...
14 03 2024 7:27:33
Статья в формате PDF 412 KB...
13 03 2024 12:51:42
Статья в формате PDF 322 KB...
12 03 2024 15:59:16
Статья в формате PDF 284 KB...
11 03 2024 18:42:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::