ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Харламова Т.М. Статья в формате PDF 107 KB

Стремительный переход российского общества к новым формам профессиональной деятельности привел к возрастанию потребности различных сфер деятельности в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит высшей школе. На сегодня в отечественной и зарубежной психологической науке сложилось несколько подходов к пониманию феномена профессионального самоопределения и карьерных ориентаций выпускников образовательных учреждений. Почти все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии (Б.Г. Ананьев, 1968; Б.Ф. Ломов, 1975; В.П. Кузьмин, 1982; К.К. Платонов, 1982; В.А. Ганзен, 1984; Богданов, 1987; и мн. др.). Содержание данного определения высвечивает двусторонность явления избрания профессии: с одной стороны в нем присутствует, тот, кто выбирает (субъект), с другой стороны - то, что выбирают (объект). И субъект и объект обладают огромным набором хаpaктеристик, чем объясняется неоднозначность рассматриваемого явления (К.М. Гуревич, 1970; В.К. Симентовская, 1985; В.А. Бодров, 2001; Е.М. Иванова, 2003; и др.). Проблема выбора профессии усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях, новых системах образования, изучения личностных процессов выпускников, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор содержания профессионального развития уже совершен, т.е. на этапе обучения в вузе (А.К.Маркова, 1996; А.Д. Кибанов, 1998; Е.Г. Молл, 2000; О.П. Терновская, 2006; и др.).

Целью нашей работы стало изучение особенностей психологической структуры профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза. Исследование проводилось на базе математического факультета Пермского государственного педагогического университета. В качестве испытуемых выступили студенты выпускных курсов (50 человек в возрасте от 20 до 23лет).

В сформированный нами диагностический комплекс вошли следующие методики: «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Холланд), «Изучение факторов привлекательности профессии» (В.А. Ядов), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Диагностика межличностных отношений» (Лири). Также для выявления причин возможного несоответствия между пониманием профессиональной пригодности, профессионально значимых качеств у работодателей и выпускников вуза нами была разработана анкета. Основное содержание данной анкеты составили пять факторов: уровень социализации личности; нервно-психическая устойчивость личности; познавательная активность, продуктивность мышления; коммуникативная компетентность работника; организаторские способности. В каждый фактор вошли от 7 до 11 компонентов, объединяющих положительные и отрицательные хаpaктеристики потенциального работника. Работодателям (руководителя образовательных и коммерческих организаций г. Перми) было предложено выделить те позиции, которые более всего соответствуют их требованиям к профессионалу. Для обработки первичных данных применялись различные методы математической статистики: корреляционный анализ по К. Пирсону, факторный анализ (метод главных компонент) с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0 for Windows».

Получены интересные данные. Так, согласно психограмме потенциального работника, в числе приоритетных факторов профессиональной пригодности работодатели называют: обязательность (уровень значимости фактора - 19%), доброжелательность (18%), способность к сотрудничеству (17%), чувство юмора (13%), высокую работоспособность (9%), развитый интеллект (9%), инициативность и активность (9%), способность к достижению компромиссов (6%). Следует отметить, что все положительные хаpaктеристики потенциальных работников, перечисленные в анкете, были отмечены работодателями как желательные, а все негативные - как нежелательные. Интересно, что в отличие от работодателей, выпускники вуза допускают возможность проявления в профессиональной деятельности негативных качеств.

В целом в ходе исследования было установлено, что профессиональная направленность выпускников имеет сложный многоуровневый хаpaктер и частично определяется осмысленностью выбора, а в качестве ее доминирующих мотивов выступают либо материальное благополучие (основной фактор привлекательности деятельности), либо интересная работа. При этом выпускники предпринимательского типа ориентированы на достижение профессиональных успехов, готовы принять позицию лидера, соотносят ее с агрессивностью, авторитаризмом и эгоизмом, способны ради дела пойти на риск. В свою очередь, выпускники конвенционального типа в качестве приоритетных направлений собственного профессионального развития выделяют высокий уровень образования, способность к саморазвитию, уверенность в завтрашнем дне, стабильное материальное положение. При этом их познавательная потребность находится в обратной связи с данными хаpaктеристиками. Несомненный интерес, на наш взгляд, представляют данные, подтверждающие тот факт, что при выборе профессии выпускники эгоистического и подозрительного типов признают необходимость жесткой борьбы за рабочее место. При этом они, как и обозначенные выше испытуемые, высоко оценивают материальное благополучие. Компенсаторную функцию при обоих типах отношений выполняют терпимость и интересная работа, а также для эгоистического типа - самоконтроль, для подозрительного типа - свобода. Экспериментально выявленная факторная структура профессиональных потребностей, ценностно-смысловых ориентаций и личностных качеств выпускников включает в себя такие полярные компоненты, как «подозрительность и интересная работа», «дружелюбие и высокие запросы», «исполнительность и уверенность в себе», «авторитаризм - познание». Их наличие указывает на отсутствие интеграции между исследуемыми показателями, т.е. на взаимную компенсацию. В качестве основных признаков привлекательности педагогической деятельности для выпускников педагогического вуза выступают работа в сфере «человек-человек» и возможность саморазвития, а непривлекательности - низкий уровень заработной платы и переутомление.

Полученные в ходе нашего исследования результаты расширяют существующее в психологической науке представление о структуре профессионального самоопределения, дополняют и конкретизируют данные о взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выпускников высшего учебного заведения. На основе выделенных симптомокомплексов профессиональных предпочтений и индивидуально-психологических особенностей выпускников может быть выстроена программа развития качеств личности способствующих овладению предпочитаемой профессией. Апробированные диагностические комплексы могут быть использованы выпускниками вузов на стадии профессионального самоопределения, а работодателями - при подборе персонала.



ПЕРФИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПЕРФИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья в формате PDF 122 KB...

18 04 2024 6:16:51

О ПЛАСТИЧЕСКОЙ ПОСТОЯННОЙ

О ПЛАСТИЧЕСКОЙ ПОСТОЯННОЙ Статья в формате PDF 513 KB...

14 04 2024 17:25:50

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 132 KB...

08 04 2024 20:49:22

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический пpaксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

06 04 2024 0:10:45

КРИПТОСИСТЕМЫ И ВИДЫ АТАК

КРИПТОСИСТЕМЫ И ВИДЫ АТАК Статья в формате PDF 327 KB...

02 04 2024 17:20:17

СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК РАВНОМЕРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК РАВНОМЕРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ Статья в формате PDF 331 KB...

31 03 2024 9:53:31

ЭКОЛОГИЯ КВАРТИРЫ

ЭКОЛОГИЯ КВАРТИРЫ Статья в формате PDF 97 KB...

27 03 2024 2:16:55

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ Статья в формате PDF 259 KB...

19 03 2024 3:50:59

ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ

ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ Статья в формате PDF 118 KB...

17 03 2024 16:20:38

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ Статья в формате PDF 65 KB...

14 03 2024 0:43:28

УЧЁТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ВОДЫ В КУРОРТОЛОГИИ

УЧЁТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ВОДЫ В КУРОРТОЛОГИИ Статья в формате PDF 108 KB...

11 03 2024 10:40:39

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::