ОТ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В Таганрогском авиационном колледже уже более 10 лет внедряются различные инновационные образовательные проекты и программы. Так, с 1997 года в колледже реализуется инновационный проект «Система подготовки акмеологически ориентированной личности будущего специалиста в процессе непрерывного профессионального образования», который в 2005 году был признан победителем областного конкурса воспитательных проектов [1], и по итогам выполнения которого была издана монография по обобщению опыта разработки, создания и внедрения данной системы[2]. С 2000 года в колледже функционирует экспериментальная площадка «Создание системы «горизонтальной интеграции» деятельности образовательных учреждений профессионального образования», которая в 2002 году получила статус Федеральной экспериментальной площадки[3].
С 2007 года в колледже внедряется инновационная образовательная программа «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств», ставшая победителем конкурса инновационные образовательных программ Министерства образования и науки РФ[4].
Накопленный опыт инновационной деятельности позволил сделать вывод о том, что основополагающим принципом современных инноваций в образовании должен стать принцип интеграции. Причем интеграции должна осуществляться на всех уровнях функционирования системы образования от макро до микро: с внешней средой, с отдельными составляющими внутри системы, внутри отдельных учебных заведений, внутри отдельных циклов дисциплин, а также форм организации учебного процесса.
Учитывая, что в рамках последней инновационной программы задействованы три базовых специальности колледжа: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем», на этапе подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников было решено применить принцип интеграции как к процессу взаимодействия образовательных ресурсов колледжа с образовательными ресурсами социального партнера (ОАО ТАНТК им. Г.М.Бериева), так и к внутреннему взаимодействию этих специальностей. Данные специальности тесно взаимосвязаны между собой при подготовке специалистов для высокотехнологичных производств, что и позволило нам разработать такую инновационную форму подготовки и защиты выпускной квалификационной работы как комплексный (интегрированный) дипломный проект, имеющий ярко выраженную пpaктическую направленность
Актуальность такого подхода в рамках итоговой аттестации обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях, а также с учетом внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения, все более востребованными становятся не столько теоретические и пpaктические знания, сколько готовность выпускника колледжа эффективно применить их на производстве, гибко реагировать на изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, с внедрением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. В результате этого главным результатом обучения становятся сформированные компетенции выпускника, способность молодого специалиста эффективно решать производственные задачи, самосовершенствоваться в рамках профессии на основе интеграции специальных знаний, умений и навыков, мотивации деятельности, а также профессионально важных качеств личности.
Для реализации такой инновационной формы выпускной квалификационной работы была создана творческая лаборатория, в состав которой вошли студенты трех вышеназванных специальностей: три будущих конструктора, один технолог и один программист. При этом в колледже были созданы условия для того, чтобы на выпускных курсах студенты овладели смежной специальностью, приобрели интегрированные профессиональные знания и умения с учетом междисциплинарного хаpaктера будущей производственной деятельности.
Так, программисту предоставили возможность дополнительно освоить курс, позволивший сформировать у него определенный уровень знаний и умений по информационным технологиям, автоматизированным системам и компьютерным системам при проектировании именно летательных аппаратов; для специалистов по самолетостроению был расширен курс компьютерной графики, программ математических расчетов и построения чертежей при 3D моделировании; технологу предоставили возможность дополнительно освоить курс по основным конструктивным элементам летательных аппаратов и их проектированию с помощью новейших программных средств.
В процессе изучения всего комплекса учебно-профессиональных дисциплин и пpaктических занятий у коллектива творческой лаборатории сформировался необходимый набор профессиональных компетенций, позволивший им успешно выполнить комплексную выпускную квалификационную работу по техническому заданию социального партнера. Данная работа была посвящена созданию легкого гидросамолета с использование сквозного проектирования: от конструкторской разработки до подготовки технологической документации по «безбумажной технологии» с использованием современных компьютерных технологий расчета и построения чертежей.
В рамках реализации данной инновационной формы подготовки и защиты выпускной квалификационной работы удалось решить ряд как учебно-методических, так и организационно-методических задач:
- во-первых, члeны творческой группы смогли частично изучить смежные специальности в их взаимосвязи: самолетостроение - программирование, технология машиностроения - самолетостроение, программирование - самолетостроение;
- во-вторых, при комплексной защите выпускной работы студенты смогли продемонстрировать свои знания и пpaктические навыки не только в области основной специальности, но и в смежных специальностях;
- в-третьих, учитывая пpaктическую направленность работы на интересы социального партнера, члeнам творческой лаборатории заказчиком была предоставлена возможность использования новейшей нормативно-конструкторской и нормативно-технологической документации, а также современной вычислительной техники и программного обеспечения, ориентированного на стелс-технологии;
- в-четвертых, дипломники научились анализировать возникающие проблемные ситуации и принимать оптимальные коллективные решения, ориентированные на получение высокого уровня конечного результата;
- в-пятых, студенты побывали в роли исследователей, почувствовали себя причастными к процессам проектирования летательных аппаратов, добывая новую информацию, знакомясь с ведущими специалистами, консультантами и приобретая при этом навыки профессионального общения;
- в-шестых, в рамках данной формы подготовки и защиты выпускных квалификационных работ нами был приобретен опыт интеграции как мезауровня (интеграции образовательных ресурсов колледжа и социального партнера), так микроуровня (интеграция деятельности преподавателей трех цикловых комиссий (по специальностям) по подготовке выпускников к будущей профессиональной деятельности и их адаптации на производстве).
На наш взгляд данная форма подготовки и защиты квалификационных работ является примером одной из наиболее эффективных технологий использования методов активного обучения, обеспечивающей понимание будущими специалистами их роли и места, во взаимосвязи с другими специалистами, в общей структуре научно-технического комплекса, создающего гидросамолеты.
Наша оценка эффективности данной формы итоговой аттестации выпускников совпадает с мнением председателя Государственной аттестационной комиссии, где проходила защита данного комплексного проекта - первого заместителя генерального директора ТАНТК им.Г.М.Бериева: «Данная творческая группа весьма успешно защитила комплексный дипломный проект по эскизному проектированию легкого гидросамолета. При этом на примере эскизного проектирования одного типа самолета студенты показали понимание и возможности межпредметных связей всех трех специальностей, а также их продуктивного сотрудничества, что позволяет мне надеяться на последующую творческую работу этой группы в авиационной промышленности».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 16 августа 2005 г. №126 «Об утверждении победителей конкурса воспитательных проектов, выполняемых государственными образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования».Медведев В.П., Денисова Л.Н. Система подготовки акмеологически ориентированной личности специалиста - Таганрог, 2005, 271с.
- Приказ Министерства образования РФ от 4 марта 2002 г. №691 «О федеральных экспериментальных площадках Министерства образования Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2007 г. №148 «Об утверждении перечня государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования - победителей конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, с объемом их государственной поддержки.
25 04 2024 15:40:45
Статья в формате PDF 221 KB...
24 04 2024 14:45:26
Статья в формате PDF 294 KB...
23 04 2024 4:11:48
22 04 2024 1:59:31
Статья в формате PDF 115 KB...
21 04 2024 7:26:13
Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...
20 04 2024 8:35:22
Статья в формате PDF 134 KB...
17 04 2024 11:46:21
16 04 2024 17:55:25
Статья в формате PDF 262 KB...
15 04 2024 18:31:46
Статья в формате PDF 273 KB...
14 04 2024 18:50:52
Статья в формате PDF 353 KB...
13 04 2024 10:13:46
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 5:29:36
Статья в формате PDF 105 KB...
11 04 2024 12:35:35
Статья в формате PDF 119 KB...
10 04 2024 10:47:31
Статья в формате PDF 104 KB...
09 04 2024 6:13:42
08 04 2024 10:52:42
Статья в формате PDF 129 KB...
07 04 2024 2:38:52
06 04 2024 1:56:24
Статья в формате PDF 142 KB...
05 04 2024 8:25:12
Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской пpaктике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...
04 04 2024 22:20:56
Статья в формате PDF 128 KB...
01 04 2024 17:46:14
Статья в формате PDF 103 KB...
31 03 2024 10:54:28
Статья в формате PDF 124 KB...
30 03 2024 1:31:17
Статья в формате PDF 114 KB...
29 03 2024 13:52:32
Статья в формате PDF 153 KB...
28 03 2024 5:33:47
Рассмотрены вопросы участия почвенных водорослей в поддержании стабильности наземных экосистем в условиях антропогенного воздействия на окружающую среду. Показано, что почвенные водоросли обладают высокой устойчивостью к нефтяному и радиоактивному загрязнению, наличию в среде поверхностно-активных веществ. Они первыми из автотрофных организмов поселяются на токсичных субстратах, участвуют в самозарастании промышленных отвалов. ...
26 03 2024 19:36:39
Статья в формате PDF 261 KB...
25 03 2024 22:27:51
Статья в формате PDF 162 KB...
24 03 2024 4:35:58
Статья в формате PDF 313 KB...
23 03 2024 18:19:24
Проведенные исследования по изучению микробиоценоза кишечника у больных вирусными гепатитами В (ВГВ), С (ВГС) и микст-инфекции В+С (ВГВ+ВГС) позволили выявить дисбактериоз у 93,1% больных ВГВ, 100% -ВГС, 92,8% - ВГВ+ВГС. Обнаруженные изменения не укладываются в общепринятую классификацию дисбактериоза, что побудило нас разработать собственный вариант классификации. Предлагаемая классификация учитывает объективно существующие изменения количественного и качественного состава микрофлоры и позволяет осуществить рациональную коррекцию выявленных изменений. ...
22 03 2024 14:52:42
Разработана методика определения констант диссоциации протонированных трехкислотных оснований, отличающаяся новым подходом к оценке и учету концентраций всех равновесных частиц, для расчета ионной силы раствора. ...
20 03 2024 16:39:41
Статья в формате PDF 148 KB...
19 03 2024 0:59:19
Статья в формате PDF 113 KB...
18 03 2024 20:47:51
Цель: Изучить функцию бронхо-легочного аппарата и клинико-лабораторных показателей в условиях применения противовоспалительных, антиоксидантных и антигипоксантных препаратов. Материалы и методы: Обследовали 62 больных АС до лечения и на фоне медикаментозной терапии. Провели 10 дневную терапию актовегином в суточной дозе 200 мг (5 мл). Определили клинико-лабораторные показатели и параметры ФВД, ПСВ%. Результаты: Выявлены изменения клинико лабораторных показателей, параметров ФВД, ПСВ и улучшение этих показателей на фоне терапии актовегином. Заключение: Лечение антиоксидантными и антигипоксантными препаратами (актовегин) способствует улучшению функциональных проб клиниколабораторных показателей, параметров ФВД, ПСВ, улучшению состояния больных. ...
17 03 2024 23:51:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::