ОТ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В Таганрогском авиационном колледже уже более 10 лет внедряются различные инновационные образовательные проекты и программы. Так, с 1997 года в колледже реализуется инновационный проект «Система подготовки акмеологически ориентированной личности будущего специалиста в процессе непрерывного профессионального образования», который в 2005 году был признан победителем областного конкурса воспитательных проектов [1], и по итогам выполнения которого была издана монография по обобщению опыта разработки, создания и внедрения данной системы[2]. С 2000 года в колледже функционирует экспериментальная площадка «Создание системы «горизонтальной интеграции» деятельности образовательных учреждений профессионального образования», которая в 2002 году получила статус Федеральной экспериментальной площадки[3].
С 2007 года в колледже внедряется инновационная образовательная программа «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств», ставшая победителем конкурса инновационные образовательных программ Министерства образования и науки РФ[4].
Накопленный опыт инновационной деятельности позволил сделать вывод о том, что основополагающим принципом современных инноваций в образовании должен стать принцип интеграции. Причем интеграции должна осуществляться на всех уровнях функционирования системы образования от макро до микро: с внешней средой, с отдельными составляющими внутри системы, внутри отдельных учебных заведений, внутри отдельных циклов дисциплин, а также форм организации учебного процесса.
Учитывая, что в рамках последней инновационной программы задействованы три базовых специальности колледжа: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем», на этапе подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников было решено применить принцип интеграции как к процессу взаимодействия образовательных ресурсов колледжа с образовательными ресурсами социального партнера (ОАО ТАНТК им. Г.М.Бериева), так и к внутреннему взаимодействию этих специальностей. Данные специальности тесно взаимосвязаны между собой при подготовке специалистов для высокотехнологичных производств, что и позволило нам разработать такую инновационную форму подготовки и защиты выпускной квалификационной работы как комплексный (интегрированный) дипломный проект, имеющий ярко выраженную пpaктическую направленность
Актуальность такого подхода в рамках итоговой аттестации обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях, а также с учетом внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения, все более востребованными становятся не столько теоретические и пpaктические знания, сколько готовность выпускника колледжа эффективно применить их на производстве, гибко реагировать на изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, с внедрением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. В результате этого главным результатом обучения становятся сформированные компетенции выпускника, способность молодого специалиста эффективно решать производственные задачи, самосовершенствоваться в рамках профессии на основе интеграции специальных знаний, умений и навыков, мотивации деятельности, а также профессионально важных качеств личности.
Для реализации такой инновационной формы выпускной квалификационной работы была создана творческая лаборатория, в состав которой вошли студенты трех вышеназванных специальностей: три будущих конструктора, один технолог и один программист. При этом в колледже были созданы условия для того, чтобы на выпускных курсах студенты овладели смежной специальностью, приобрели интегрированные профессиональные знания и умения с учетом междисциплинарного хаpaктера будущей производственной деятельности.
Так, программисту предоставили возможность дополнительно освоить курс, позволивший сформировать у него определенный уровень знаний и умений по информационным технологиям, автоматизированным системам и компьютерным системам при проектировании именно летательных аппаратов; для специалистов по самолетостроению был расширен курс компьютерной графики, программ математических расчетов и построения чертежей при 3D моделировании; технологу предоставили возможность дополнительно освоить курс по основным конструктивным элементам летательных аппаратов и их проектированию с помощью новейших программных средств.
В процессе изучения всего комплекса учебно-профессиональных дисциплин и пpaктических занятий у коллектива творческой лаборатории сформировался необходимый набор профессиональных компетенций, позволивший им успешно выполнить комплексную выпускную квалификационную работу по техническому заданию социального партнера. Данная работа была посвящена созданию легкого гидросамолета с использование сквозного проектирования: от конструкторской разработки до подготовки технологической документации по «безбумажной технологии» с использованием современных компьютерных технологий расчета и построения чертежей.
В рамках реализации данной инновационной формы подготовки и защиты выпускной квалификационной работы удалось решить ряд как учебно-методических, так и организационно-методических задач:
- во-первых, члeны творческой группы смогли частично изучить смежные специальности в их взаимосвязи: самолетостроение - программирование, технология машиностроения - самолетостроение, программирование - самолетостроение;
- во-вторых, при комплексной защите выпускной работы студенты смогли продемонстрировать свои знания и пpaктические навыки не только в области основной специальности, но и в смежных специальностях;
- в-третьих, учитывая пpaктическую направленность работы на интересы социального партнера, члeнам творческой лаборатории заказчиком была предоставлена возможность использования новейшей нормативно-конструкторской и нормативно-технологической документации, а также современной вычислительной техники и программного обеспечения, ориентированного на стелс-технологии;
- в-четвертых, дипломники научились анализировать возникающие проблемные ситуации и принимать оптимальные коллективные решения, ориентированные на получение высокого уровня конечного результата;
- в-пятых, студенты побывали в роли исследователей, почувствовали себя причастными к процессам проектирования летательных аппаратов, добывая новую информацию, знакомясь с ведущими специалистами, консультантами и приобретая при этом навыки профессионального общения;
- в-шестых, в рамках данной формы подготовки и защиты выпускных квалификационных работ нами был приобретен опыт интеграции как мезауровня (интеграции образовательных ресурсов колледжа и социального партнера), так микроуровня (интеграция деятельности преподавателей трех цикловых комиссий (по специальностям) по подготовке выпускников к будущей профессиональной деятельности и их адаптации на производстве).
На наш взгляд данная форма подготовки и защиты квалификационных работ является примером одной из наиболее эффективных технологий использования методов активного обучения, обеспечивающей понимание будущими специалистами их роли и места, во взаимосвязи с другими специалистами, в общей структуре научно-технического комплекса, создающего гидросамолеты.
Наша оценка эффективности данной формы итоговой аттестации выпускников совпадает с мнением председателя Государственной аттестационной комиссии, где проходила защита данного комплексного проекта - первого заместителя генерального директора ТАНТК им.Г.М.Бериева: «Данная творческая группа весьма успешно защитила комплексный дипломный проект по эскизному проектированию легкого гидросамолета. При этом на примере эскизного проектирования одного типа самолета студенты показали понимание и возможности межпредметных связей всех трех специальностей, а также их продуктивного сотрудничества, что позволяет мне надеяться на последующую творческую работу этой группы в авиационной промышленности».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 16 августа 2005 г. №126 «Об утверждении победителей конкурса воспитательных проектов, выполняемых государственными образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования».Медведев В.П., Денисова Л.Н. Система подготовки акмеологически ориентированной личности специалиста - Таганрог, 2005, 271с.
- Приказ Министерства образования РФ от 4 марта 2002 г. №691 «О федеральных экспериментальных площадках Министерства образования Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2007 г. №148 «Об утверждении перечня государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования - победителей конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, с объемом их государственной поддержки.
Статья в формате PDF
127 KB...
11 02 2025 12:49:57
Статья в формате PDF
260 KB...
10 02 2025 23:16:21
Статья в формате PDF
138 KB...
07 02 2025 11:34:16
Статья в формате PDF
283 KB...
06 02 2025 17:58:34
Статья в формате PDF
120 KB...
05 02 2025 20:35:37
Статья в формате PDF
284 KB...
03 02 2025 6:41:36
Статья в формате PDF
126 KB...
02 02 2025 11:18:37
Статья в формате PDF
133 KB...
01 02 2025 2:41:18
Статья в формате PDF
118 KB...
31 01 2025 5:41:37
Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов.
...
30 01 2025 7:24:19
Статья в формате PDF
183 KB...
29 01 2025 16:39:11
Статья в формате PDF
114 KB...
28 01 2025 19:10:19
Исследуется динамика причин cмepтности от сахарного диабета за период с 2000 по 2005гг по материалам отделения эндокринологии МУЗ ГКБ №3 им. С.М.Кирова. За исследуемый период наблюдалось снижение cмepтности от сахарного диабета. Непосредственными причинами cмepти от сахарного диабета послужили: диабетическая кома, гипогликемическая кома, хроническая почечная недостаточность (ХПН), гангрена, осложненная сепсисом. Наиболее частой причиной cмepти от СД в течение всего периода исследования являлась гангрена, осложненная сепсисом.
...
27 01 2025 23:11:45
Статья в формате PDF
330 KB...
26 01 2025 3:23:40
Статья в формате PDF
131 KB...
25 01 2025 19:56:46
Статья в формате PDF
315 KB...
24 01 2025 9:31:58
Статья в формате PDF
131 KB...
23 01 2025 3:36:18
Статья в формате PDF
125 KB...
22 01 2025 0:23:26
Статья в формате PDF
117 KB...
21 01 2025 11:19:32
Предложена стохастическая многолистная теория гравитации без сингулярностей и «черных дыр». Отмечена связь интервала в гиперкомплексном прострaнcтве с системной термодинамикой. Представлен класс пост’октетных физических теорий. Масса является флогистоном. ...
20 01 2025 11:19:57
Авторы, используя стереокраниобазиометр собственной конструкции, на 248 объектах установили, что точка пересечения верхнего края пирамиды височной кости корешком тройничного нерва занимает преимущественно заднее, латеральное и высокое положение при брахицефалии и брахибазилии, а при долихоцефалии и долихобазилии – переднее, медиальное и низкое положение. Большим абсолютным размерам черепа соответствует высокое, заднее и латеральное положение данной точки, а малым абсолютным размерам черепа – ее низкое, переднее и медиальное положение. Наибольшая степень корреляции имеет место с индексом треугольника с вершинами в передних точках наружных слуховых проходов и в глабелле. Полученные данные могут быть использованы при изучении закономерностей морфогенеза черепа человека, а также при планировании операций чрезкожной радикотомии.
...
19 01 2025 0:10:12
Статья в формате PDF
289 KB...
18 01 2025 22:12:14
Статья в формате PDF
119 KB...
17 01 2025 2:53:34
Статья в формате PDF
105 KB...
16 01 2025 21:31:29
Статья в формате PDF
251 KB...
15 01 2025 14:48:53
Статья в формате PDF
116 KB...
13 01 2025 20:35:36
Статья в формате PDF
116 KB...
11 01 2025 5:45:29
Статья в формате PDF
120 KB...
10 01 2025 6:55:16
Выявлены особенности распределения Mn в породах, почвах, в дикорастущей растительности, в кормовой и плодово-овощной растительности агроландшафтов и в растительности колчеданных месторождений.
...
09 01 2025 9:20:32
Статья в формате PDF
468 KB...
08 01 2025 17:32:11
07 01 2025 5:19:56
Статья в формате PDF
113 KB...
06 01 2025 0:28:10
Статья в формате PDF
262 KB...
05 01 2025 21:59:54
Статья в формате PDF
314 KB...
03 01 2025 15:35:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::