РОЛЬ ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РОЛЬ ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

РОЛЬ ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

Асессоров А.И. Статья в формате PDF 142 KB Развитие новой системы образования в России, ориентированного на вхождение в мировое образовательное прострaнcтво, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и пpaктике учебно-воспитательного процесса. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В научной литературе последних лет педагогический процесс рассматривается не только как объект изучения, но и как объект конструирования, что проявляется в поисках эффективных путей его построения, соответствующих научным достижениям.

Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А.С. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.Н.Гамаюнова, А.Г.Дроздецкого, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковешниковой, Г.Б. Минервина и др. Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна: Н.В. Воронов, В.П.Зинченко, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, С.О. Хан-Магомедов.

Дизайн, как и архитектура, являясь синтезом искусства, науки и техники, представляет собой интегративную полипредметную область знаний, которую можно разделить на определенные смысловые блоки, Проработка этих блоков осуществляется в форме деятельности, под которой можно понимать целеустремленные действия по разработке и воплощению замысла в конечном результате - дизайн-проекте, с использованием как заимствованных, так и собственных, решающих проблему знаний, умений и навыков. Определяются и принимаются пути решения поставленной задачи функционального, стилистического, объемно-прострaнcтвенного, цвето-колористического хаpaктера с учетом историкокультурного материального, социального, нравственного, и т.д. хаpaктера. Субъект деятельности (студент) ставится в ситуацию анализа принятия решения. Проблема мopaльной ответственности за последствия реализации дизайн-проекта закладывается наряду с интеллектуальной частью. Будущий дизайнер учится принимать во внимание последствия своих решений. В результате, работая над учебным дизайн-проектом, погружаясь в реальную проектно-производственную деятельность, студент осуществляет исследовательскую, творческую и рефлексивную деятельность, связанную с анализом и синтезом специальных, общеобразовательных, и общественных дисциплин, их внутренних соотношений и компонентов, а также с определенным этапом экспериментирования (в том числе и мысленного), апробированием возможных способов преобразований предметных ситуаций и, как результат, повышается его профессиональное мастерство и профессиональная культура. Таким образом, проектная деятельность дизайнера как своеобразная социально-производственной система, реализующая потребности общества в организации среды жизнедеятельности человека, определена наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.

Основной, базовой является подсистема проектно-производственной деятельности, хаpaктер которой обусловливает основу профессии дизайнера. Благополучное ее функционирование и организация обеспечивается, в свою очередь, функционированием двух других подсистем, которые, обслуживая базовую подсистему, выpaбатывают одновременно условия ее развития. Для построения проектно-производственной подсистемы, необходимо выделить предметную деятельность, выступающую в качестве внутренней структуры творчества дизайнера, связанной с субъект-объектным типом отношений и совокупность организационных процессов в качестве внешней структуры, определяющих, с одной стороны, хаpaктер профессиональной коммуникации дизайнера (субъект-субъектные отношения), а с другой стороны, - самопрограмирование и саморегуляцию индивидуальных профессиональных действий. Следовательно, можно выделить два сравнительно независимых блока производственных хаpaктеристик профессиональной культуры дизайнера: блок хаpaктеристик содержания и блок хаpaктеристик организации деятельности.

Подсистема социокультурной деятельности обеспечивает общее направление создания, репродукции и трaнcляции целевых установок, концепций, идей, знаний, образцов, а учебно-образовательная - воспроизводство основополагающих ресурсов деятельности. Дизайнер, являясь «системообразующей составляющей» совокупностью проектной деятельности, обнаруживает себя по-разному в каждой из подсистем. В производственной подсистеме он выступает как основное «средство» осуществления целевых установок деятельности. В учебно-образовательной подсистеме - дизайнер, как специалист, является «целью», а в подсистеме социокультурной деятельности он является проводником существующих и источником новых знаний и идей. Таким образом, высокопрофессиональная субъективная (проектная) деятельность дизайнера составляет единое целое, в котором функционируют все три подсистемы совокупной проектной деятельности в тесной взаимосвязи, формируя профессиональную культуру студента-дизайнера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. Высшее образование в России. - 1993. - № 3. С. 165-170
  2. Бондаревская Е.В. Теория и пpaктика личностно-ориентированного образования - Ростов н/Д., 2000. - 270 с.
  3. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России, - № 2.- 2000. - С. 40-42.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. - 204 с.

Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 13-15 мая 2009 г. Поступила в редакцию 29.05.2009.


ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Статья в формате PDF 102 KB...

14 04 2024 21:29:39

ПСИХОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Новая реальность предъявляет к человеку повышенные требования. Выживание человека в сложных условиях – это сохранение его целостности (как биологического индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Защищенность личности – условие психологического выживания человека в мире. Неосознаваемые психологические защиты снижают свободу действий человека. В статье рассматриваются психологические аспекты адаптации человека. Для сохранения устойчивости личности необходимы психологические константы – мировоззрение, жизненная позиция, смысл жизни, профессионализм. ...

13 04 2024 4:11:57

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие)

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие) Статья в формате PDF 137 KB...

01 04 2024 2:21:54

БОШЕНЯТОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

БОШЕНЯТОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ Статья в формате PDF 114 KB...

25 03 2024 9:32:56

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ Статья в формате PDF 137 KB...

22 03 2024 12:51:46

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::