ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
И общество в целом, и система образования представляют собой саморазвивающиеся системы, которые эволюционируют по своим траекториям, тесно связанным, но не тождественным. Поскольку любое развитие представляет, прежде всего, информационный процесс, развитие любой социальной системы также требует обязательного приращения новой информации, генерируемой в самой системе. Ведущая роль инженерной деятельности в современный период хорошо известна [1].
Одной из самых хаpaктерных черт современного периода является определяющая роль проектирования всех сторон человеческой деятельности - социальной, организационной, технической, образовательной, рекреационной и т.д. Любое проектирование есть, в первую очередь, информационный процесс, процесс генерирования новой информации. Принципиальной особенностью проектной деятельности сейчас является ее творческий хаpaктер.
Новое понимание проектирования требует существенной корректировки процессов подготовки и переподготовки специалистов. Преодолению негативных последствий узкопрофессиональной подготовки технических специалистов способствует гуманизация инженерного образования, включение технических знаний в общекультурный контекст. Не менее важным является умение будущих и работающих инженеров использовать в профессиональной деятельности гуманистические критерии, системное рассмотрение поставленных перед ними задач, включающее экологические, социальные и другие последствия применения новых технических устройств и использования новых технологий.
Процесс воспроизводства знаний и умений не может быть оторванным от процесса формирования личности. Тем более это относится к сегодняшнему дню. Но так как в настоящее время научные, технические и иные знания и технологии обновляются с невиданной ранее скоростью, то и процесс их восприятия, и формирование личности должны продолжаться всю жизнь. К сожалению, в учебных планах современных вузов отсутствуют учебные дисциплины, в которых бы студентов обучали самому главному творческому акту - замыслу, поиску проблем и задач, анализу потребностей общества и путей их реализации. Для этого необходимы как курсы широкого методологического плана (история и философия науки и техники, методы научно-технического творчества), так и специальные курсы с включением творческих задач и обсуждением направлений их решения.
Становится очевидным важность личностного развития студентов, что требует индивидуализации обучения, повышения самостоятельности в учебной деятельности. Развитие творческих способностей невозможно только в рамках академических занятий. Нужно активное участие в научно-исследовательской работе кафедр, в инженерных разработках, тесные творческие и личностные контакты с инженерами, конструкторами, исследователями.
Переход от доминирования формально-логических знаний и способов обучения к органическому сочетанию интуиции и дискурсии требует дополнительных усилий по развитию образного мышления и творческих способностей. Одним из главных средств развития творческого, образного и интуитивного мышления является искусство. Нужны как пассивные формы его восприятия, так и активное овладение искусством в форме художественного творчества, а также в его использовании в профессиональной деятельности [2]. Нужно, чтобы образовательная деятельность превратилась в гармоничное творчество, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 04-03-00438а.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.
- Рыжов В.П. Наука и искусство в инженерном деле. - Таганрог: ТРТУ, 1995.
Работа представлена на заочную электронную конференцию, «Современная социология и образование», 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 18.10.2006 г.
Статья в формате PDF
495 KB...
08 12 2023 7:26:54
Статья в формате PDF
124 KB...
07 12 2023 22:41:52
В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых является тема воздействия интеллигенции на общественно-экономическую жизнь. Интеллигенция, являясь наиболее образованной группой общества, является монополистом в области на духовного и интеллектуального производства. По мере ускорения научно-технического прогресса данная тенденция усиливается.
...
06 12 2023 11:58:40
Статья в формате PDF
124 KB...
05 12 2023 23:46:44
Статья в формате PDF
330 KB...
04 12 2023 11:20:53
03 12 2023 4:50:59
Статья в формате PDF
133 KB...
02 12 2023 16:46:45
Статья в формате PDF
108 KB...
01 12 2023 7:50:11
30 11 2023 18:23:10
Статья в формате PDF
254 KB...
29 11 2023 14:18:16
Исследована активность трaнcфераз в митохондриях различных органов трех линий свиней породы СМ-1 новосибирской селекции. Определена активность аспартат-аминотрaнcферазы, аланин-аминотрaнcферазы в митохондриях, супернатанте скелетных мышц, сердца и печени животных. В результате эксперимента установлено, что по активности трaнcфераз в митохондриях лучшими являются свиньи линий Светлого и Совета.
...
28 11 2023 4:45:43
Статья в формате PDF
131 KB...
27 11 2023 22:57:29
Статья в формате PDF
116 KB...
26 11 2023 12:45:58
Статья в формате PDF
100 KB...
25 11 2023 23:25:17
24 11 2023 0:18:15
Статья в формате PDF 279 KB...
23 11 2023 4:41:41
Статья в формате PDF
211 KB...
22 11 2023 5:57:39
Статья в формате PDF
228 KB...
21 11 2023 7:44:54
Статья в формате PDF
131 KB...
20 11 2023 5:31:26
Статья в формате PDF
120 KB...
19 11 2023 15:38:49
Статья в формате PDF
121 KB...
18 11 2023 4:11:30
Статья в формате PDF
330 KB...
17 11 2023 15:32:50
Статья в формате PDF
123 KB...
16 11 2023 2:20:49
Статья в формате PDF
263 KB...
15 11 2023 16:44:21
Статья в формате PDF
109 KB...
14 11 2023 11:51:14
Статья в формате PDF
103 KB...
13 11 2023 16:55:39
Статья в формате PDF
105 KB...
12 11 2023 4:28:19
Статья в формате PDF
108 KB...
11 11 2023 0:39:53
Статья в формате PDF
119 KB...
10 11 2023 4:44:55
Статья в формате PDF
140 KB...
09 11 2023 8:58:51
Статья в формате PDF
105 KB...
08 11 2023 7:37:24
Статья в формате PDF
207 KB...
07 11 2023 16:49:36
Статья в формате PDF
305 KB...
06 11 2023 1:30:35
Статья в формате PDF
274 KB...
05 11 2023 0:28:10
Статья в формате PDF
329 KB...
04 11 2023 8:57:50
Статья в формате PDF
122 KB...
02 11 2023 3:31:41
Статья в формате PDF
113 KB...
01 11 2023 8:32:33
Статья в формате PDF
259 KB...
31 10 2023 9:32:33
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::