КЛИНИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИШЕМИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ГИПЕРТРОФИРОВАННОГО МИОКАРДА У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КЛИНИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИШЕМИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ГИПЕРТРОФИРОВАННОГО МИОКАРДА У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ

КЛИНИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИШЕМИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ГИПЕРТРОФИРОВАННОГО  МИОКАРДА У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ

Бебешко С.Я. Рождественская Т.В. Иванова И.А. Сидорова Л.Н. Статья в формате PDF 111 KB

Гипертрофия левого желудочка (ГЛЖ) как патологическое состояние миокарда ассоциируется с повышенным риском сердечно-сосудистой заболеваемости и cмepтности. Несмотря на исходно адаптативный хаpaктер, ГЛЖ при АГ приводит к ряду негативных патофизиологических последствий. Так, развивающееся в процессе гипертонической гипертрофии, ремоделирование миокарда ЛЖ сопровождается биохимическими, структурными изменениями кардиомиоцитов, а также изменением коллагенового матрикса и нарушениями интрамуральной коронарной циркуляции. Наряду с этим, на клиническое течение заболевания оказывает и сопутствующий атеросклероз коронарных артерий, повышенная потребность гипертрофированного миокарда (ГМ) в кислороде, сниженная способность коронарных сосудов к адекватной доставке кислорода миокарду вследствие как нарушения функции эндотелия, так и гиалиноза мелких артерий, повышенная агрегация тромбоцитов. Все это приводит к уменьшению коронарного резерва ГМ, появлению признаков относительной коронарной недостаточности, ишемическому повреждению определенной части кардиомиоцитов.

Целью настоящей работы явилась разработка клинико-инструментального метода диагностики ишемического повреждения гипертрофированного миокарда у больных АГ.

В исследование включены 123 больных АГ II стадией (ВОЗ, 1999), 17 из них в сочетании с ИБС стенокардией II - III ф.кл без перенесенных ИМ. Среди обследованных были 23 женщины и 100 мужчин в возрасте от 20 до 58 лет (средний возраст 52.3±2,3 года). Давность АГ составила в среднем 7,5±2,3 года. Исследования функционального состояния сердца и определение степени ГЛЖ проводили по данным эхокардиографии в М-модальном и двухмерном режимах в стандартных позициях на аппарате "Hewlett Packard Image Point HX"(США). Степень ГЛЖ оценивали по формуле R.Devereux et al.(1984). Мониторирование ЭКГ осуществляли на мониторе "Holter-monitor Premier -II-DLC,300"(США). Чреспищеводную стимуляцию предсердий (ЧПСП) проводили по стандартной методике на "Cordelectro-4"(Литва). Параллельно с ХМ ЭКГ осуществляли забор венозной крови сразу после ЧПСП-теста, через 6, 12, 24 часа с определением в ней уровня сывороточного миоглобина (Мг) радиоиммунным методом "Immunotech" (Чехия).

Результаты определения уровня Мг, полученные у лиц без гипертрофии, находились в диапазоне от 15 до 75 нг/мл (в среднем - 48,2±3,8 нг/мл). У пациентов без выявленных эпизодов ишемии миокарда по данным теста ЧПСП и ХМ ЭКГ уровень Мг достоверно не отличался от показателей в группе пациентов без ГЛЖ.

Напротив, у пациентов с зарегистрированной как болевой, так и безболевой депрессией сегмента ST во время выполнения теста ЧПСП и последующим ХМ ЭКГ, обнаружено статистически значимое повышение Мг по сравнению с показателями группы больных без выявляемых эпизодов ишемии миокарда.

Динамика уровня сывороточного миоглобина (нг/мл) после ЧПСП-теста (M±m) .

Время забора крови

Безболевая депрессия сегмента ST

n=55

Болевая депрессия сегмента ST

n=17

Без депрессии сегмента ST

n=51

Сразу после ЧПСП

53,1±4,1

57,8±5,8

47,3±3,5

Через 6 часов

119,9±8,8**

92,7±11,4*

53,5±4,1

Через 12 часов

100,5±6,7**

88,6±9,7*

54,9±4,4

Через 24 часа

64,4±4,1

71,2±8,8

54,9±4,3

Примечание: достоверность различий указана по отношению к группе пациентов без депрессии сегмента ST при ЧПСП (*- p<0,01, **- p<0,001).

Так, у пациентов с наличием безболевой депрессии сегмента ST при ЧПСП отмечалось повышение уровня Мг к 6 часу после выполнения пробы в среднем до 119,9 нг/мл, к 12 часу - до 100,5 нг/мл с нормализацией к 24 часу. Подобная динамика уровня Мг зафиксирована и у пациентов с болевой депрессией сегмента ST при ЧПСП. В данном случае повышение Мг свидетельствовало о ишемическом повреждении определенной части кардиомиоцитов у этих пациентов. Сравнение анализируемых групп больных с группой пациентов с отрицательным результатом ЧПСП с применением t-критерия Стьюдента выявило достоверные отличия. Кроме того, по данным суточного ХМ ЭКГ эпизоды ишемии миокарда встречались более чем в два раза чаще и были продолжительнее у лиц с концентрацией Мг большей, чем 80 нг/мл.

Для изучения прогностической значимости рассматриваемого метода было проведено годичное проспективное исследование. Оказалось, что в группе больных с повышением уровня Мг (больше 80 нг/мл) частота развития ИМ составила 11%, ухудшение состояния в виде стойкого повышения АД, появления неприятных ощущений в области сердца, присоединения ангинозных болей произошло у 30% больных. Напротив, в группе пациентов без динамики Мг не было ни одного случая ИМ, а ухудшение состояния (по указанным выше критериям) отмечалось у 16% обследованных.

Таким образом, разработанный клинико-инструментальный метод оценки ишемического повреждения гипертрофированного миокарда является диагностически и прогностически значимым тестом, позволяющим выявлять среди больных АГ с ГЛЖ лиц, угрожаемых по прогрессированию органных поражений, развитию грозных осложнений, с целью проведения адекватной превентивной терапии. Метод запатентован (RU 2122343).



Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы) В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия хаpaктеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

07 12 2024 21:26:47

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ  ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ Статья в формате PDF 111 KB...

02 12 2024 21:45:58

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ?

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ? Статья в формате PDF 172 KB...

28 11 2024 9:21:50

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Статья в формате PDF 103 KB...

21 11 2024 13:14:35

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ В СТРУКТУРЕ SI-SIO2-VO2

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ В СТРУКТУРЕ SI-SIO2-VO2 Статья в формате PDF 173 KB...

10 11 2024 20:26:37

СЕМАНТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ

СЕМАНТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ Статья в формате PDF 103 KB...

08 11 2024 10:32:36

СТРОИТЕЛЬНАЯ АКУСТИКА

СТРОИТЕЛЬНАЯ АКУСТИКА Статья в формате PDF 152 KB...

07 11 2024 20:50:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::