ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время в научной литературе много говорится о формировании профессионализма педагогической деятельности. И это не случайно, так как от профессионализма учителя в большой степени зависит развитие российского образования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что существуют различные подходы к определению понятия «профессионализм». Так, профессионализм рассматривается, как умение педагога видеть и формулировать педагогические задачи, применять методологию и методы специальных наук для диагноза и прогноза при решении задач. Профессионализм является показателем качества подготовки специалиста в решении специальных задач в области интеллектуальной деятельности и творчества.
По мнению многих ученых, профессионализм - это свойство личности педагога, отражающее уникальную для каждого педагога содержательное наполнение входящих в состав педагогической деятельности компонентов профессионально-педагогической компетентности, нравственности, инициативы и педагогического мастерства. Профессионально-педагогическая компетентности в педагогике раскрывается через такие понятия, как владение, обладание учителем компетенциями, включающими знания, умения, навыки, способы деятельности, а также личностное отношение педагога к ним и предмету деятельности.
Профессионализм педагогической деятельности заключается в том, что педагог владеет искусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач. С понятием профессионализм тесно связано понятие «педагогическое мастерство», рассматриваемое как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий хаpaктер, ориентированный на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. Традиционно педагогическое мастерство рассматривается как совокупность эрудиции, способностей и педагогической техники.
Основу профессионализма составляют профессиональные знания, включающие знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение интегрировать полученные знания для решения педагогических задач, анализа педагогических ситуаций.
Педагогические способности - это ансамбль свойств личности, отвечающий требованиям педагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов. Обобщая различные подходы к определению педагогических способностей, мы выделили следующие группы профессионально значимых способностей учителя:
1) гностические - способности к изучению, исследованию педагогических объектов, предметов, явлений;
2) проектировочные - способности определять, формировать цели и задачи педагогической деятельности;
3) конструктивные - способности в планировании педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;
4) организаторские - способности организовывать свою деятельность и деятельность учащихся;
5) перцептивные - способности, позволяющие понимать субъекта на основе чувственного восприятия другого;
6) коммуникативные - способности к эффективному общению с учащимися;
7) креативные - способности учителя к творчеству.
Основными структурными компонентами профессионализма являются: профессиональное мышление (развитие интеллектуальных умений); профессиональная направленность (положительное отношение педагога к профессии, проявление интереса к ней, желание совершенствования); профессиональная подготовка; профессиональное мастерство; профессиональная деятельность и профессионализация (профессиональное обучение и воспитание).
В повседневной жизни в школе учитель решает множество разнообразных задач в пpaктической деятельности, поэтому так необходимо развитие его профессионализма, которое может осуществляться через организацию и проведение семинаров, обучающих игр, тренингов, «круглых столов» по обмену педагогическим опытом. В процессе их проведения учителя формируются профессионально и личностно значимые качества и способности.
На современном этапе развития школьного образования, когда все больше учителей овладевают и активно внедряют в образовательный процесс педагогические технологии, появилась необходимость формировать и развивать рефлексивные умения, которые являются основными при организации исследовательской и экспериментальной работы, при описании опыта и т.д. Следует отметить, что развитию профессионализма учителя физической культуры способствует организация самообразования учителей. Самообразование учителей следует рассматривать как условие, обеспечивающее непрерывность процесса совершенствования профессиональных знаний, как средство индивидуализации содержания занятий с учетом профессиональных интересов и потребностей. Таким образом, целенаправленная подготовка учителя физической культуры в вузе и организация самообразовательной деятельности в его пpaктической профессиональной деятельности в школе будет способствовать становлению и развитию профессионализма учителя, а это, в свою очередь, обеспечит высокое качество отечественного образования.
Статья в формате PDF 100 KB...
18 04 2024 3:42:52
Статья в формате PDF 122 KB...
17 04 2024 3:13:29
Статья в формате PDF 121 KB...
16 04 2024 20:20:26
Статья в формате PDF 293 KB...
15 04 2024 16:48:32
Статья в формате PDF 103 KB...
14 04 2024 19:43:42
Статья в формате PDF 105 KB...
12 04 2024 8:45:52
Статья в формате PDF 355 KB...
11 04 2024 20:51:50
Статья в формате PDF 140 KB...
10 04 2024 23:54:55
Статья в формате PDF 112 KB...
09 04 2024 18:11:26
Статья в формате PDF 277 KB...
08 04 2024 16:14:35
Статья в формате PDF 274 KB...
07 04 2024 16:16:34
06 04 2024 16:41:43
Статья в формате PDF 146 KB...
05 04 2024 4:59:50
04 04 2024 4:59:51
Статья в формате PDF 297 KB...
03 04 2024 0:49:51
Статья в формате PDF 107 KB...
02 04 2024 2:31:37
Статья в формате PDF 143 KB...
01 04 2024 8:59:13
Статья в формате PDF 100 KB...
31 03 2024 23:23:58
Статья в формате PDF 131 KB...
29 03 2024 22:14:24
Статья в формате PDF 284 KB...
28 03 2024 13:21:19
Статья в формате PDF 100 KB...
27 03 2024 16:29:28
Статья в формате PDF 138 KB...
26 03 2024 14:14:21
Статья в формате PDF 119 KB...
25 03 2024 15:30:32
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 4:44:48
Статья в формате PDF 122 KB...
23 03 2024 0:54:23
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 18:55:46
Статья в формате PDF 115 KB...
21 03 2024 13:17:42
Статья в формате PDF 110 KB...
20 03 2024 23:38:42
Статья в формате PDF 118 KB...
19 03 2024 5:35:21
Статья в формате PDF 364 KB...
18 03 2024 19:43:36
Статья в формате PDF 121 KB...
17 03 2024 5:38:25
Статья в формате PDF 106 KB...
16 03 2024 16:19:59
Статья в формате PDF 121 KB...
15 03 2024 10:36:51
Статья в формате PDF 123 KB...
14 03 2024 13:32:22
Статья в формате PDF 103 KB...
13 03 2024 16:19:23
Статья в формате PDF 104 KB...
12 03 2024 10:10:22
Статья в формате PDF 287 KB...
11 03 2024 8:45:10
Статья в формате PDF 268 KB...
10 03 2024 3:10:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::