МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Постановка методологических проблем исследования охраны окружающей среды - вызов времени и результат неустанного поиска выхода из кризиса, в котором оказалось мировое сообщество перед угрозой самоуничтожения. Стало очевидным, что решить ключевые вопросы за счет приобретения только текущих результатов разносторонних исследований невозможно, требуется не просто накопление новых данных, а иной, в сочетании с традиционным, подход к познанию природы, более современные методы, принципы и приёмы ее изучения. Отсюда потребность осмыслить сущность методологии, раскрывающей культурно-историческую природу экологической мысли народов Северного Кавказа, изменчивость категорий и понятий, формировать новые ориентиры к анализу повседневной жизни людей, их поведению и общению, взаимодействию с природой. В своих исследованиях нами была сделана попытка по-новому подойти к решению проблем познания экологии Кавказа, чтобы достигнуть целостного охвата всего исторического поля - одновременно экологического, экономического, социального, политического и духовного.
Эффективность эколого-культурной деятельности разных этносов зависит от её соответствия тем обстоятельствам, в которых она протекает. Складывающиеся в процессе её длительного развития, эти условия охватывают все стороны жизни, формируя те переходящие «обстоятельства», в которых происходит деятельность уже других поколений людей. Как гроздья сцепленных друг с другом человеческих и природных систем, несмотря на различие в языках и вероисповедании, но проживая на одной территории, народы Северного Кавказа оказались прямо или косвенно связаны между собой. Отсюда интерес к воссозданию картины сообщества этого региона: существовавших в XIX-XX веках форм хозяйствования, уклада быта и состояния народной экологической культуры, миропонимания, традиций отношения к окружающей природной среде, образам мышления этносов.
Оптимальной опорой послужило сочетание формационного и цивилизационного методов познания прошлого.
«До сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление свободно и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей среде, как нечто ей чуждое» - писал В.Вернадский в начале XX века. Дальнейшие исследования показали, что среда обитания оказывает существенное влияние на формирование экологической культуры народов, проживающих на данной территории.
В настоящей работе нами использованы новейшие научные методы изучения экологической культуры, такие как: природные, демографические, медико-биологические, социально-гигиенические и другие особенности среды жизни, которые в совокупности различно воздействуют на людей. Все эти показатели весьма изменчивы в каждом из регионов, причем, люди повсеместно не только меняют для своих нужд внешние по отношению к себе условия жизни, что наблюдаем на Северном Кавказе, но и сами социально-биологически приспосабливаются к этой многоликой среде. Как и всякая историческая система, этот регион прошел все этапы развития: возникновение, расцвет, упадок, при этом сохранив преемственность духовных ценностей.
Реформы, проведенные царским правительством в XIX веке, резко изменили традиционную культуру, как горцев, так и казаков, их уклад быта, навсегда забывались многие элементы природопользования, другие трaнcформировались, приобретая новые формы проявления.
В исследовании была предпринята попытка охвата всего трудноуловимого по документам процесса складывания экологических представлений у народов Северного Кавказа на протяжении пореформенной эпохи.
Господствующий до сих пор линейный подход к изучению истории и культуры народов представляет опасность для формирующейся новой мироцелостности, ибо он не только привел к системе глобального кризиса, но и не способен показать выход. (Волков Ю.Г., Поликарпов B.C., 1998).
В связи с чем, создание современной модели экологической культуры с учетом культур этнического разнообразия, и самое главное - определение места человека в этой системе -насущная задача ученых разных отраслей и направлений.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Природопользование и охрана окружающей среды» (Греция, г. Лутpaки, 5-12 октября 2003 г.)
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 22:57:47
Статья в формате PDF 320 KB...
26 03 2024 15:49:50
Статья в формате PDF 124 KB...
25 03 2024 3:39:39
Статья в формате PDF 130 KB...
24 03 2024 14:57:33
Статья в формате PDF 107 KB...
23 03 2024 2:26:39
Статья в формате PDF 180 KB...
21 03 2024 4:24:14
Статья в формате PDF 252 KB...
20 03 2024 4:49:47
Статья в формате PDF 117 KB...
19 03 2024 7:27:30
Статья в формате PDF 102 KB...
18 03 2024 10:26:37
Статья в формате PDF 108 KB...
17 03 2024 2:28:52
Статья в формате PDF 112 KB...
16 03 2024 19:22:29
Статья в формате PDF 131 KB...
15 03 2024 16:52:43
14 03 2024 11:33:27
Статья в формате PDF 241 KB...
13 03 2024 18:13:21
Статья в формате PDF 112 KB...
12 03 2024 6:58:19
Статья в формате PDF 108 KB...
11 03 2024 5:56:11
Статья в формате PDF 244 KB...
10 03 2024 12:56:18
Статья в формате PDF 116 KB...
09 03 2024 11:21:26
Статья в формате PDF 101 KB...
08 03 2024 21:53:18
Статья в формате PDF 136 KB...
07 03 2024 7:44:45
Статья в формате PDF 112 KB...
06 03 2024 0:18:38
Статья в формате PDF 233 KB...
05 03 2024 15:31:23
Статья в формате PDF 117 KB...
04 03 2024 14:28:59
Статья в формате PDF 121 KB...
03 03 2024 23:13:14
Статья в формате PDF 238 KB...
02 03 2024 17:12:28
Статья в формате PDF 114 KB...
01 03 2024 14:41:50
Статья в формате PDF 104 KB...
29 02 2024 16:41:46
Статья в формате PDF 145 KB...
28 02 2024 2:48:36
Статья в формате PDF 108 KB...
27 02 2024 19:59:38
Авторы, используя стереокраниобазиометр собственной конструкции, на 248 объектах установили, что точка пересечения верхнего края пирамиды височной кости корешком тройничного нерва занимает преимущественно заднее, латеральное и высокое положение при брахицефалии и брахибазилии, а при долихоцефалии и долихобазилии – переднее, медиальное и низкое положение. Большим абсолютным размерам черепа соответствует высокое, заднее и латеральное положение данной точки, а малым абсолютным размерам черепа – ее низкое, переднее и медиальное положение. Наибольшая степень корреляции имеет место с индексом треугольника с вершинами в передних точках наружных слуховых проходов и в глабелле. Полученные данные могут быть использованы при изучении закономерностей морфогенеза черепа человека, а также при планировании операций чрезкожной радикотомии. ...
26 02 2024 5:12:35
Статья в формате PDF 113 KB...
25 02 2024 10:44:54
Статья в формате PDF 114 KB...
24 02 2024 22:35:49
Исторически развитие лесной таксации происходило на основе многовекового позитивного (для лесного хозяйства, также и для леса как экологической системы) опыта взаимодействия людей с деревьями. Исходя из биотехнического принципа в лесной таксации, показана возможность моделирования возрастных распределений лесных деревьев по сортности бревен, экспертно назначаемых таксатором на стволе растущих деревьев подеревной глазомерной таксацией. ...
22 02 2024 18:41:23
Статья в формате PDF 166 KB...
21 02 2024 10:13:24
Статья в формате PDF 125 KB...
19 02 2024 13:29:10
Жизненный цикл зимней пяденицы (Operophtera brumata L.) столь своеобразен, а время появления имагинальной фазы настолько необычно для бабочек, что этот объект всегда привлекал внимание учёных. Интерес усиливается также тем, что зимняя пяденица является массовым вредителем лиственных и древесных пород, значительная часть которых относится к плодовым деревьям. ...
18 02 2024 23:45:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::