СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе общественного развития способы преобразования информации, необходимость их своевременного использования, отражают состояние общества во всех сферах социально-экономической деятельности, информатизации, образовании. Общественные процессы рассматриваются в форме социально-философского познания, сочетающего различные формы развивающегося социума.
Проблемы образования порождены противоречием между объемом ресурса человеческого знания, растущего по экспоненте, и традиционными дискретными формами организации информационно-когнитивного процесса нахождения, трaнcляции, получения, усвоения и применения этого знания.
Процесс информатизации образования нужно понимать и рассматривать в рамках образования в целом. В условиях информатизации общества формируется новая система универсальных знаний, умений и навыков, определяющая новое современное качество содержания образования, когда обобщающим стержнем содержания образования выступают современные информационные технологии.
Сегодня интеллектуальная составляющая в информатизации образования переходит из инфраструктурной области в область содержания, что определяет эволюционный подход к реформированию образования. Процесс информатизации образования должен проходить простым и естественным путем, когда внимание обучающего и обучающегося сосредоточено не на специальной технической инфраструктуре, а на содержании образования.
Развитие и распространение информационных технологий в образовании, изменяет систему образования в целом [1]. Возможности современных информационных технологий в образовании обуславливают новую модель образования: образование не ограничено прострaнcтвенными, временными и институциональными рамками, поскольку появляются новые формы образовательных пpaктик, которые не вписываются в традиционную схему обучения. Безграничные когнитивные возможности массовой информации делают невозможным законченный образовательный процесс. Информация объединяет в себе материальный носитель и интеллект, и в этом смысле она воспринимается как разновидность интеллекта...[2]. Информация выступает не как вспомогательное средство в современном образовании, а как смыслообразующий фактор. Постоянное совершенствование и развитие информации требует непрерывного обучения не только в рамках образовательных институтов, но и социальных институтов в целом. Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования. Информатизация образования - процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения информационных средств, систем коллективной и личной связи.
Образование направлено не столько на усвоение знаний, сколько на возможности управления им. Таким образом, современное образование разворачивается в социальном прострaнcтве и включает в себя нетрадиционные формы образовательной пpaктики. Статус образовательных приобретают любые процессы, которые направлены на образование субъекта. Речь идет о переосмыслении парадигмы современного образования в рамках социальных преобразований, о формировании современной концепции образования, включающей теоретический (концепция образования) и пpaктический аспекты (образовательная пpaктика).
Информатизация образования приводит к тому, что необходимо определить основания новой модели образования, понимание фундаментальных понятий, прежде всего, субъекта образования. «...Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX - середины XX вв., гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние десять-пятнадцать лет такие условия если не созданы полностью, то создаются в разных странах с разной степенью успешности» [3].
Информатизация образования разворачивается в современном образовании, и по сути дела, перестройка системы образования происходит в соответствии с потребностями данной образовательной стратегии. Важность и актуальность процесса информатизации для развития образования и современного социума в целом осознается на всех уровнях: теоретическом, пpaктическом, институциональном.
Можно говорить о том, что в настоящее время назрела насущная потребность в переосмыслении как методологических, так и мировоззренческих установок процесса информатизации образования. Эта потребность осознается как в рамках самого образования, так и со стороны общества.
Социальная система современного общества испытывает потребность не только в компетентных специалистах, но и людях, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, прежде всего людях, способных к непрерывному образованию в процессе своей деятельности. Реалии этого общества свидетельствуют о том, что сегодня востребованы специалисты, имеющие достаточный уровень знаний в области информационных технологий. Для этого требуется человек адаптивный, способный к постоянному обучению, как в рамках своей деятельности, так и в области массовой коммуникации.
Коммуникация как условие, результат и механизм существования общественных процессов в прострaнcтве и во времени образует особую сферу социальной реальности, специфической особенностью которой является передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Как средство связи объектов материального и духовного мира коммуникация предполагает обмен и передачу информации в обществе с целью воздействия на него [4]. Поэтому информатизация образования должна ориентироваться на формирование коммуникативных навыков субъекта, обучение его в соответствии с потребностями современного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гершунский Б. Философия образования для XXІ века: в поисках пpaктико-ориентированных образовательных концепций. - М.,1998.
- Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -
М., 2001. - Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 1997.
Статья в формате PDF 141 KB...
19 04 2024 19:32:54
Статья в формате PDF 118 KB...
18 04 2024 23:58:42
Статья в формате PDF 120 KB...
16 04 2024 19:55:17
Статья в формате PDF 115 KB...
15 04 2024 19:52:19
Статья в формате PDF 301 KB...
14 04 2024 23:20:38
Статья в формате PDF 119 KB...
13 04 2024 0:55:34
Статья в формате PDF 172 KB...
12 04 2024 19:14:25
Статья в формате PDF 101 KB...
11 04 2024 20:56:52
Статья в формате PDF 123 KB...
10 04 2024 3:22:51
В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия хаpaктеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...
08 04 2024 19:25:32
Статья в формате PDF 137 KB...
06 04 2024 13:46:15
Статья в формате PDF 105 KB...
05 04 2024 20:56:33
Статья в формате PDF 210 KB...
04 04 2024 19:45:19
Статья в формате PDF 100 KB...
02 04 2024 14:49:57
Статья в формате PDF 291 KB...
01 04 2024 0:32:15
Статья в формате PDF 293 KB...
30 03 2024 18:56:24
В статье раскрываются адаптационная деятельность организма, показано, что функциональная система регуляции кровообращения представляет собой многоконтурную, иерархически организованную систему, в которой доминирующая роль отдельных звеньев определяется текущими потребностями организма. ...
29 03 2024 18:15:29
Статья в формате PDF 136 KB...
28 03 2024 1:53:17
Статья в формате PDF 262 KB...
27 03 2024 3:39:50
Статья в формате PDF 122 KB...
26 03 2024 9:16:17
Статья в формате PDF 100 KB...
23 03 2024 7:46:27
Статья в формате PDF 261 KB...
22 03 2024 8:12:11
Статья в формате PDF 282 KB...
21 03 2024 9:38:15
Статья в формате PDF 224 KB...
20 03 2024 6:13:58
Статья в формате PDF 108 KB...
18 03 2024 2:16:38
Статья в формате PDF 103 KB...
17 03 2024 2:11:17
Статья в формате PDF 352 KB...
16 03 2024 14:32:48
Статья в формате PDF 311 KB...
15 03 2024 12:18:52
14 03 2024 23:42:36
Статья в формате PDF 125 KB...
13 03 2024 5:18:43
Статья в формате PDF 310 KB...
11 03 2024 7:11:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::