СООТНОШЕНИЯ «МИР – ЧЕЛОВЕК» В ИХ СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В течение ХIХ - ХХ столетий важнейшим фактором в осмыслении эволюционных процессов природы и общества рассматривается человек как уникум (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден, М. Шелер и др.). Однако проблема осознания сущности человека, ее системно-целостной организации остается открытым вопросом науки (Что есть человек?). Ученые отмечают, что сегодня о человеке известно все, кроме того, что есть человек в своей целостности (И.Т. Фролов).
В познании сущности человека актуализируются межпредметные, междисциплинарные, интегративные основы ее изучения (В.А. Лекторский, П.В. Симонов и др.).
В нашем исследовании человека как предмета познания возникла необходимость определить несколько идей, которые являли бы собой методологические основы сущностного его осмысления.
Модель № 1. Интегративные основы человеческой сущности (фрагмент).
(Умозрительно необходимо представлять многомерные связи всех составляющих).
Прежде всего обозначилась необходимость анализа соотношения человека и мира, мира и человека. Востребованным оказался и антропологический принцип осмысления человека как высшего уникума на Земле и его соответствующих функций. В ходе исследования выяснилось, что сущностное познание человека необходимо раскрывать не только в системе наук о человеке, но и в системе всех фундаментальных наук на интегративных основах научного знания. Осуществление системно-целостного моделирования позволило раскрыть структурную организацию сущности человека в сопряженности образа человека и образа мира. И, наконец, смыслообразующая функция человековедения обеспечивает новый уровень видения системно-целостного соотношения «мир - человек» и «человек - мир», что является научным открытием обобщенного представления и в категориях элементов, и в категориях осознания их сосуществования, исследованием в категориях их организации и структуры, их функционирования и самоосуществления.
Итак, методологическими основами были определены:
- соотношение «мир - человек» и «человек - мир» как философская концепция;
- антропологический принцип как естественнонаучная концепция;
- интегративный подход в исследовании проблемы сущности человека - человековедческая концепция;
- системно-целостное моделирование образа человека и образа мира как социально-педагогическая концепция;
- смыслообразующая функция человекознания как концепция планетарного мышления.
Целостность рассматривается нами как многоуровневое понятие. Категорию целостность можно определить как органическое единство, отражающее эволюционную сущность явления, парадигму сущности (в этом плане важно обращать внимание на горизонтали, где всеобъемлющий компонент является доминантой).
Системность рассматривается как функциональное явление, которое выполняет функции взаимосвязи и взаимодействия, сохранения и развития.
В этом плане можно представить и образ мира (раскрывается снизу вверх).
Модель № 2. Соотношение «мир - человек» и «человек - мир»(фрагмент)
Мир системен. Системен и человек, который функционирует и как открытая система, способная осваивать сигналы из внешнего прострaнcтва, и как замкнутая система, воспринимающая свой внутренний мир.
Осмысление целостности и системности Мироздания позволяет видеть важность общечеловеческого сосуществования. Философию жизни в свое время выразил Платон в диалоге «Зенон»: «Все, что возникло, возникает ради всего целого, чтобы осуществить присущее жизни целого блаженное бытие, и бытие это возникает не ради тебя, а, наоборот, ты ради него.» Прошли тысячелетия. В начале XX века В.И. Вернадский страстно утверждал о неизбежности ноосферы, т.е. торжества разума на Земле.
Идеи целостности, системности, планетарного мышления открывают перспективы эволюции человека и мира.
Статья в формате PDF 142 KB...
23 04 2024 14:41:43
Статья в формате PDF 117 KB...
22 04 2024 12:28:16
Статья в формате PDF 131 KB...
21 04 2024 0:21:10
Статья в формате PDF 255 KB...
19 04 2024 15:14:24
Статья в формате PDF 162 KB...
18 04 2024 16:30:48
Статья в формате PDF 137 KB...
17 04 2024 6:38:42
Статья в формате PDF 112 KB...
16 04 2024 14:14:16
Статья в формате PDF 105 KB...
15 04 2024 12:57:59
Статья в формате PDF 135 KB...
14 04 2024 13:43:46
Статья в формате PDF 483 KB...
13 04 2024 2:35:26
Статья в формате PDF 124 KB...
12 04 2024 13:36:48
Статья в формате PDF 149 KB...
11 04 2024 1:39:46
Статья в формате PDF 111 KB...
10 04 2024 10:12:47
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 21:29:14
В работе рассмотрена очистка природных вод от ионов жесткости с помощью сорбентов на основе выщелоченных базальтовых волокон, модифицированных бентонитовой глиной. Определены статические и динамические параметры очистки. ...
07 04 2024 14:59:25
Статья в формате PDF 119 KB...
06 04 2024 20:21:41
Статья в формате PDF 325 KB...
05 04 2024 14:13:30
Статья в формате PDF 119 KB...
04 04 2024 11:46:47
Статья в формате PDF 110 KB...
02 04 2024 0:33:57
Статья в формате PDF 496 KB...
01 04 2024 6:27:56
Статья в формате PDF 269 KB...
31 03 2024 17:55:42
Статья в формате PDF 111 KB...
29 03 2024 17:34:15
28 03 2024 11:28:52
27 03 2024 15:34:45
Статья в формате PDF 262 KB...
26 03 2024 20:41:16
Статья в формате PDF 245 KB...
25 03 2024 7:33:17
Статья в формате PDF 113 KB...
24 03 2024 22:33:58
Статья в формате PDF 164 KB...
20 03 2024 1:15:49
Статья в формате PDF 125 KB...
19 03 2024 8:27:47
Статья в формате PDF 133 KB...
18 03 2024 20:54:11
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 12:13:44
16 03 2024 22:17:48
Статья в формате PDF 227 KB...
15 03 2024 11:13:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::