ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Слинкин С.В. Статья в формате PDF 122 KB

Тюменский край - этот обширный регион, который в рассматриваемый период времени последовательно входил в состав Сибирской, Тобольской и Тюменской губернии, Уральской, Обско-Иртышской, Омской областей, а в 1944 году был выделен в самостоятельную Тюменскую область. Особенность географического и социально-экономического положения региона способствовали тому, что здесь берут свое начало истоки система образования огромной территории, простирающейся от Урала до Тихого океана.

В 1701 году по указу Петра I в Тобольске открылась первая школа в Сибири, которую основал воевода М.Я.Черкасский. В 1702 году в школе обучалось 96 детей, которые изучали славянскую письменность и грамматику, арифметику, геометрию, фортификацию и артиллерийское дело. Надо отметить, что это была светская школа и открылась она на два года раньше, чем Тобольская архиерейская славяно-православная школа, организованная в 1703 году по инициативе митрополита Филофея Лещинского.

Накопленный опыт деятельности первых учебных заведений способствовал переходу от начального образования к общему среднему и профессиональному образованию. В 1743 году на базе архиерейской школы была основана Тобольская духовная семинария - первое среднее профессиональное учебное заведение в Сибири, предназначенное для подготовки священников. Семинария курировала низшие славяно-русские духовные школы, открытые в Ирбите, Таре, Сургуте, Березове, в Тюменском, Туринском, Долматовском, Кондинском монастырях, в Омской крепости, в Коркиной и Тавдинской слободах, в Демьянском яме.

Во второй половине XVIII века в Тобольске зародилось светское профессиональное образование. В 1750 году открылась геодезическая школа, которая готовила необходимых для региона специалистов - землемеров.

В 1761 году для налаживания дипломатических, экономических культурных связей региона с пограничными территориями открылась школа переводчиков татарского, калмыцкого и узбекского языков.

В 80-х годах XVIII века начинается реформа светской общеобразовательной школы, направленная на создание в России всесословной системы образования. Структурное реформирование системы общего образования предусматривало открытие новых типов учебных заведений: главных народных училищ в губернских городах и малых народных училищ в уездах. В Сибири было организовано 3 главных училища: в Тобольске, Иркутске и Барнауле и пять малых - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске и Нарыме.

Дальнейшее развитие системы образования региона получила в ходе реформ, проводимых Министерством народного просвещения в начале XIX века, в которых провозглашались доступность, бесплатность, непрерывность и преемственность начального и среднего общего образования. Эти реформы предусматривали трaнcформацию народных училищ в приходские и уездные училища, в губернские гимназии.

Первая в Сибири гимназия открылась в Тобольске в 1810 году, а следующая в Томске в 1838 году. По сведениям П.А. Словцова в 1820 году в губернии, вместе с гимназией насчитывалось 13 общеобразовательных учебных заведений; уездные училища в Тобольске, Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Туринске, Тюмени; приходские училища в Туринске, Тюмени и два в Тобольске.

Очень значимой в этот период времени была просветительская деятельность декабристов: А.М. Муравьева и П.Н. Свистунова в Тобольске, А.И. Шехирова в Сургуте, И.Д. Якушкина в Ялуторовске и других. Несмотря на официальные запреты, декабристы создавали частные школы, где обучали детей местного населения. В результате их педагогической деятельности появились первые женские школы в начале в Ялуторовске (1846 г.), а затем в Тобольске (1852 г). Новое женское учебное заведение открылось в 1854 году и получило название Мариинской школы. Мариинская школа имела два трех годичных отделения. Первое соответствовало по учебной программе приходскому училищу, второе - уездному училищу.

В последней трети XIX века в Тобольской губернии были созданы различные типы учебных заведений; женские, сельскохозяйственные, ремесленные, торговые, медицинские. Особые успехи были достигнуты в области женского образования. В губернии действовали: приходские и уездные женские училища, Мариинская школа, четыре прогимназии, епархиальное женское училище, женская учительская семинария. Основу женского образования составляли общеобразовательные дисциплины и пpaктикумы развивающего хаpaктера.

В 1878 году в Тобольске начала действовать повивальная школа - первое медицинское учебное заведение в Сибири. Теоретический курс обучения включал основы фельдшерского дела, акушерство и оспопрививание.

К началу ХХ века в Тобольской губернии сложилась довольно развитая система образования, представленная разными типами учебных заведений. Общее количество учебных заведений к 1913 году достигло 1672 и в них обучалось более 75 тысяч учащихся. В основном это были начальные классы, но социально-экономические потребности общества способствовали росту технического, медицинского и педагогического образования.

В 1916 году открылся Тобольский учительский институт (третий по счету в Сибири после Иркутского и Томского). В его составе были три отделения: естественно-географическое, физико-математическое и словесно-историческое. Таким образом, в Тобольске был заложен фундамент системы педагогического образования Тюменской области.

В 1920 году был открыт Тобольский педагогический техникум, на базе которого зародились педагогические училища в Остяко-Вогульске (Ханты-Мансийске) и Обдорске (Салехарде). В 1930 году в г. Тюмени был основан Уральский агропедагогический институт, который в 1934 году был преобразован в педагогический институт. В тридцатые годы были открыты: сельскохозяйственный и машиностроительный техникумы в Тюмени, оленеводческий - в Салехарде и рыбопромышленный в Тобольске, медицинские училища в Ишиме, Ханты-Мансийске, Тюмени, Ялуторовске. При них существовали отделения для хантов, манси и ненцев. В 1940 году состоялся первый набор в ремесленные, сельскохозяйственные железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения государственной системы Трудовых резервов, предназначенные для подготовки квалифицированных рабочих промышленности, сельского и промыслового хозяйства, трaнcпорта и связи.

Новый качественный этап развития системы образования Тюменской области наступил во второй половине ХХ века и был обусловлен открытием и освоением крупнейших месторождений нефти и газа. Формирование главного топливно-энергетического комплекса страны сопровождалось интенсивным ростом населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономным округов. Промышленное и трaнcпортное освоение региона вызвало количественный и качественный рост система общего и профессионального образования.

Развитие промышленности стимулировало динамичный рост профессионального образования. К исходу восьмидесятых годов 76 профессионально-технических училищ Тюменской области готовили квалифицированных рабочих более чем по 150 специальностям для предприятий нефтяной, газовой, лесной промышленности, энергетики, машиностроения, сельского хозяйства, трaнcпорта и связи, строительства, торговли и общественного питания. Были открыты новые профессиональные учебные заведения (училища и техникумы) в Сургуте, Ноябрьске, Урае, Новом Уренгое, Нижневартовске. Социально-экономические преобразования стимулировали развитие высшей школы. В 1959 году к трем существующим педагогическим институтам (Тюменскому, Ишимскому, Тобольскому) добавился Тюменский сельскохозяйственный институт. В 1963 году начался прием студентов в Тюменский медицинский институт. В 1964 году приступил к подготовке специалистов для нефтяной и газовой промышленности Тюменский индустриальный институт. В 1969 году был основан Тюменский инженерно-строительный институт. В 1973 году Тюменский педагогический институт был преобразован в государственный университет. Ранее существовавшие в областном центре филиалы иногородних вузов выросли в самостоятельные учебные заведения. Так родились Тюменский государственный институт искусств и культуры, Тюменское высшее инженерно-комaндное училище, Тюменский юридический институт МВД РФ. В девяностые годы ХХ века появились первые самостоятельные высшие учебные заведения в Ханты-Мансийском автономном округе: в 1992 г.- Нижневартовский государственный пединститут (открытый в 1988 году как филиал Тобольского пединститута), в 1993 году - Сургутский государственный университет, в 1996 г.- Сургутский государственный пединститут и другие, в том числе и негосударственные вузы.

Таким образом, к концу ХХ века в Тюменской области сложилась единая, целостная, комплексная государственная система образования, которая в полной мере удовлетворяет образовательные потребности жителей области и обеспечивает регион кадрами различных направлений подготовки и уровней квалификации.



ВЫБОР ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ВЫБОР ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Статья в формате PDF 272 KB...

25 04 2024 0:49:48

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИКО – ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАВМАТИЧЕСКИХ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИКО – ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАВМАТИЧЕСКИХ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ В статье представлен анализ современных данных о морфологических особенностях слизистой оболочки и магистральных сосудов полости носа, отражена их специфика и значение в аспектах кранио-фациальных травм и обусловленных ими носовых кровотечений. Приводятся последние научные данные о значении нарушений в системе гемостаза и регуляторных механизмов гемомикроциркуляции в патогенезе рецидивов травматических носовых кровотечений. ...

23 04 2024 23:46:22

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВ

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВ Статья в формате PDF 125 KB...

21 04 2024 23:18:21

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ Статья в формате PDF 265 KB...

20 04 2024 7:19:27

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ Статья в формате PDF 122 KB...

19 04 2024 18:51:49

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОТОПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КРЕМНИЕВЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ С УЧЕТОМ РЕКОМБИНАЦИОННЫХ И ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОТОПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КРЕМНИЕВЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ С УЧЕТОМ РЕКОМБИНАЦИОННЫХ И ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ Эффективность фотопреобразования света в электрический ток ограничено рекомбинационными, тепловыми и другими потерями энергии в структурах солнечных элементов (СЭ). Уравнения, описывающие потери, уточнены с учетом рассредоточения омических потерь в лицевом слое (ЛС). Впервые проведена оценка тепловых потерь, обусловленных эффектом Пельтье, в контактах электрической цепи СЭ. ...

15 04 2024 16:27:48

НОХРИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА

НОХРИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 164 KB...

14 04 2024 1:49:34

Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории

Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории Рассмотрена концепция зависимости лесов как ядра биосферы Земли от активности Солнца по числу Вольфа. Принята точка на Земле в виде участка лесистой территории национального парка по лесным пожарам за 2002 год. По датам каждого лесного пожара были учтены: время от зимнего солнцестояния с 21 марта, склонение оси Земли к Солнцу, число Вольфа активности Солнца на день возникновения лесного пожара. Среди влияющих факторов первое место заняло время от зимнего солнцестояния. Второе место – склонение Солнца, а на третье – число Вольфа. Среди зависимых факторов первым стало склонение Солнца, вторым – время от 21.03, а третьим активность Солнца. В итоге параметры Земли первичны. Наиболее опасен интервал числа Вольфа 90 ≤ V ≤ 180 и сильный размах колебания во многом зависит от поведения людей. ...

13 04 2024 4:11:11

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Статья в формате PDF 297 KB...

12 04 2024 1:42:55

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ ПРОСТАТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ ПРОСТАТЫ Статья в формате PDF 165 KB...

09 04 2024 12:36:12

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ Статья в формате PDF 250 KB...

07 04 2024 17:55:51

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. ...

04 04 2024 17:52:15

СЕЗОННЫЕ ФАКТОРЫ В РОЖДЕНИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

СЕЗОННЫЕ ФАКТОРЫ В РОЖДЕНИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...

27 03 2024 23:41:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::