ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Школьницкая Т. Ю. В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. Статья в формате PDF 128 KB

Профессиональная компетенция педагогических кадров в современных условиях должна соответствовать цели образования - формировании творческой личности, способной к инновационной деятельности. В настоящее время образование и воспитание не мыслится без экологического аспекта, основанного на понимании роли природы в развитии личности как источника ее духовного обогащения. Большое значение для успеха экологического воспитания имеет организация воспитательного процесса, в котором личность имеет возможность для  непосредственного общения с природой. [4] Искренняя и активная любовь к природе  со стороны каждого основана на правильном отношении  к природе, заложенном в нем с раннего детства.

Нравственное отношение к природе всегда несет в себе эмоциональную окраску, которая, отражаясь в сознании, влияет на наше мировоззрение.

Поскольку занятия флористикой являются неотъемлемой  частью экологического воспитания, то самому педагогу необходимо владеть приемами флористики и обладать эмоциональным восприятием природы, поскольку  этот вид творчества  способствует развитию  и реализации духовных потребностей человека. [2]

Флористика представляет собой  совокупность двух вещей: материальных ценностей и культурных ценностей, созданных человечеством. Это  гармоничное слияние человека и природы. Человек использует природные материалы, свои знания, духовные ценности; и находит свое единение с природой, то есть создает свою новую  природу у себя дома из живых природных материалов, вкладывая себя, делая это своими руками. Это приближает его к природе, дает возможность понять ее уязвимость, доставляет ему удовольствие и радость, будит воображение и вдохновляет. Следовательно, флористика насыщает и обогащает положительными эмоциями, формирует эмоциональную отзывчивость души, расширяет  гамму всевозможных состояний, которые человек  способен переживать. Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал В. И. Вернадский, говоря, что одна нить - разум, другая - чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве. Он считал, что одним  только разумом нельзя все постигнуть. Наши эмоции очень точно и достоверно отражают нас самих, так как рождаются на уровне бессознательного и выносят наше «я» на сознательный уровень.

« Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен хаpaктер...всего содержания души нашей», - так писал о чувствах Ушинский.

Помимо эмоций есть вдохновение и воображение. Это еще две составляющие творческого процесса. Вдохновение рождается от заинтересованности и увлеченности на фоне эмоционального подъема. Воображение - это психический процесс, при котором создаются новые образы на основе уже имеющихся представлений. Это возможно благодаря способности человека к понятийному мышлению, то есть формированию отвлеченных абстpaктных представлений о предмете, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Это качество присуще только человеку. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект, тем более развито у человека воображение. Благодаря понятийному мышлению человек осознает, что он делает, и понимает мир. Всему этому человек обучается, занимаясь флористикой. Причем, чем раньше обратить на это внимание, тем больше шансов воспитать творческую личность, которая желает жить в гармонии с собой и с другими.

Мировой опыт научных исследований позволяет довольно полно определить понятие «творческая личность специалиста» так как весьма основательно раскрыты понятия «личность» и «кре-ативность». Исследования в отечественной психологии рассматривают креативность (творчество) как личностное качество, в котором соединены готовность и способность создавать новое в духовном и физическом мире. [3] Творчество как процесс создания чего-то нового предполагает рывок в неизведанное. Эмоции, вдохновение и  воображение помогают совершить этот рывок в творчество. А вот будет ли способен человек совершить такой рывок - это зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации этого потенциала, который в той или иной мере есть у каждого из нас. Фергюсон отмечал, что «творческие способности не создаются, а высвобождаются», поэтому способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения.

Американский психолог Абрахам Маслоу тоже рассматривает творчество как черту потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако большинство их, к сожалению, теряет это качество. Именно творчество - уникальная функция человека, которая ведет его ко всем формам самовыражения и самоусовершенствования.

Всем известно, что маленькие дети тянуться ко всему яркому и красивому. Нужно развивать и поощрять это стремление всеми средствами. Не каждый сможет стать художником, но каждый в состоянии понимать красоту, которая в свою очередь преображает душу человека, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.

Красота природы, явная и скрытая до времени, вызывает восторг у тех, кто умеет разглядеть ее в самом простом и обыденном. Но еще большее счастье обретает человек, создающий красоту средствами, которыми щедро одаряет нас природа, которая есть «вечный образец искусства».

В наши дни очень популярной стала фраза Ф. М. Достоевского, что красота спасет мир. Н.К. Рерих добавил  еще одно слово: « осознание красоты спасет мир». В свою очередь А.А. Горелов в курсе лекций по экологии, давая экологическую интерпретацию мысли Достоевского, говорит, что творение красоты спасет мир.

Творение не только в идеальном смысле создания собственно произведений искусства, а материальное творение мира «по законам красоты», спасет потому, что творение красоты неразрывно связано с истиной, добром, любовью к человеку и миру, становлением целостной личности и утверждением гармонии человека и природы.[1] Флористика учит и «осознанию красоты» и «творению красоты».

Необходимость приобщения человека с детских лет к флористике сегодня исторически обоснована, так как концепция современного образования, как мы уже говорили, от воспитания гармонически развитой личности все больше склоняется к воспитанию творческой личности. Этому как нельзя лучше способствует флористика, которая является тем средством, при котором максимально раскрываются индивидуальные качества личности в системе личностно-ориентированной педагогики. Флористика призвана всемерно развивать и совершенствовать творческие способности детей, поскольку она сама по себе есть процесс творческий.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, очевидно, что флористика нужна каждому человеку для развития его творческого потенциала и повышения общего культурного уровня.

Для педагогов флористическая культура должна стать элементом общей системы гуманизации образования. Сегодня, в эпоху глобальных экологических проблем овладение флористической культурой становится все актуальнее, поскольку флористика не только способствует развитию творческого начала в человеке, но и является одним из наиболее реальных путей сближения человека с природой и осознания себя как части ее. В огромной степени способствует экологическому воспитанию, особенно в раннем возрасте.  Владение приемами флористики необходимо педагогу, чтобы пробудить и развить у детей любовь к прекрасному, научить их видеть гармонию мира и существовать в единстве с ним.

Человечеству предстоит создать новую культуру взаимоотношения с природой, чтобы быть способным войти  в новую эпоху ноосферы - период своей истории, в котором будет возможна реализация коэволюции природы и общества. Успех данного процесса во многом зависит от профессиональной культуры педагога. В основе этой новой культуры должно стоять экологическое образование и воспитание, в котором флористика играет не последнюю роль, особенно младшем школьном  и  дошкольном  возрасте.

В последнее время в обществе очень возрос интерес к флористике во всех ее проявления. Художественное творчество флористов основано на использовании необычного материала - цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму.

В начальной школе наиболее приемлемой является такой вид флористики как ошибана. Искусство «ошибана» родилось в Японии много веков назад, и сейчас более миллиона человек занимается им в качестве хобби. Можно почти с уверенностью сказать, что это слово мало кому известно. Попробуем перевести  с японского: ошибана - прессованная флористика. Но и такое определение вряд ли скажет о многом: в нашей стране это искусство очень молодо.

В странах бывшего СССР  флористика появилась относительно недавно, в начале 60-х годов. Ее основателем в России считают художницу Зинаиду Мамонтову. Она долго работала над технологией засушивания растений и пришла к выводу, что почти все цветы, листья, травы, удается засушить, сохранив при этом их природные цвет и форму.

Композиции из растений, высушенных в гербарной сетке или прессованием, покоряют тонкостью и изяществом. При помощи самых несложных приемов можно создать оригинальные декоративные композиции, как украсить свой интерьер вещами, созданными в буквальном смысле из ничего, из того, что волшебница - природа щедро дарит нам во все времена года, а осенью просто бросает под ноги. Создание из засушенных растений разных картинок - это и есть ошибана. Многие педагоги делают со своими детьми такие работы, но не всегда хватает знаний. Тем более что хорошей методической литературы по этой теме пpaктически нет.

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. Цветы приучают видеть прекрасное в самом обыденном. Интересно, что в Японии на протяжении тысячи лет цветочными композициями занимались только мужчины и лишь последние триста лет к этому виду искусства стали приобщаться и женщины. Работа с растениями учит понимать природу, развивает фантазию.

Почти двадцатилетний опыт занятий флористикой, в частности ошибаной, с детьми разных возрастов и взрослыми наглядно подтверждает все вышеизложенное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Горелов А.А. Экология. М., Центр, 1998
  2. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры, Экология, Культура, Образование, М., 1989
  3. Дубров В. Н. Диагностика в образовании (сборник научных трудов) Краснодар, 2000, с. 29
  4. Лосев А.В., Правдкин Г.Г. Экологическое воспитание и образование, М., Просвещение, 1995


КИНЕМАТИКА ШАРНИРА ГУКА

КИНЕМАТИКА ШАРНИРА ГУКА Статья в формате PDF 865 KB...

23 11 2022 0:33:16

СО2-ЛАЗЕРНАЯ ХИРУРГИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ КОНЬЮКТИВЫ

СО2-ЛАЗЕРНАЯ ХИРУРГИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ КОНЬЮКТИВЫ Статья в формате PDF 205 KB...

19 11 2022 22:37:21

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья в формате PDF 70 KB...

18 11 2022 20:15:19

МАГНИТНЫЕ ПОДРЕШЕТКИ, ИНДУЦИРОВАННЫЕ КАТИОННЫМИ ВАКАНСИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕРРИМАГНИТНОГО ПИРРОТИНА)

МАГНИТНЫЕ ПОДРЕШЕТКИ, ИНДУЦИРОВАННЫЕ КАТИОННЫМИ ВАКАНСИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕРРИМАГНИТНОГО ПИРРОТИНА) На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами ЯГР и РФА доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные хаpaктером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре. ...

16 11 2022 0:40:33

О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ Статья в формате PDF 152 KB...

14 11 2022 23:12:24

Экология и здоровье

Экология и здоровье Статья в формате PDF 119 KB...

10 11 2022 20:10:56

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ. ...

07 11 2022 20:18:53

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБВАЛКА ПТИЦЫ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБВАЛКА ПТИЦЫ Статья в формате PDF 257 KB...

04 11 2022 8:18:51

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И ПРИРОДОПАРИТЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И ПРИРОДОПАРИТЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Статья в формате PDF 90 KB...

29 10 2022 8:21:55

ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО ГАСТРИТА

ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО ГАСТРИТА Статья в формате PDF 122 KB...

28 10 2022 10:10:56

ФАЗОВЫЕ РАВНОВЕСИЯ В СИСТЕМЕ BiBr3 – BaBr2

ФАЗОВЫЕ РАВНОВЕСИЯ В СИСТЕМЕ BiBr3 – BaBr2 Статья в формате PDF 335 KB...

26 10 2022 20:12:15

НОВЫЕ ВИДЫ ОВСЯНОГО ПЕЧЕНЬЯ

НОВЫЕ ВИДЫ ОВСЯНОГО ПЕЧЕНЬЯ Статья в формате PDF 522 KB...

20 10 2022 18:45:30

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Статья в формате PDF 128 KB...

19 10 2022 6:39:10

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::