О СООТНОСИТЕЛЬНОСТИ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» И «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
На стадии зарождения капитализма базовым для развития производства было понятие «рабочая сила», или способность к труду, "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" [2, с.178]. Человека здесь рассматривали как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности лишь в процессе производства экономических благ. Физические и духовные способности имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались упрощенно в количественном выражении.
Пересмотр отношения к "базовому материалу", вызвал к жизни понятие "человеческие ресурсы", выражающее иную сущность и другое качество труда и трудовых отношений. Человеческие ресурсы отражают главное богатство любого общества и включают: уровень образования, способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др. Уместно отметить существование и такого понятия, как "человеческий потенциал", представляющий собой обобщенную, собирательную хаpaктеристику ресурсов, привязанную к определенному месту и времени.
Принимая во внимание нематериальный хаpaктер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т. е. на его способности приносить доход, другие дают его сущностную хаpaктеристику - как форму личного фактора производства.
Наиболее полно человеческий капитал можно охаpaктеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный определенный уровень образования, здоровья, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.
Отдельные авторы отмечают, что понятие «человеческий капитал» соответствует современной оценке роли и места человека в экономической системе общества [4, c. 48].
Следует также отметить, что инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание - не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилия по саморазвитию и самосовершенствованию. Произведенные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе
Таким образом, человеческий капитал - это капитальные ресурсы общества, вложенные в людей, человека; человеческие возможности участвовать в производстве, творить, создавать ценности. Главным источником конкурентного преимущества является не компания, которой принадлежат права и контроль, а индивиды [5, c. 75]. В настоящее время возникают новые условия создания корпоративного богатства, в котором интеллектуальная собственность играет роль ценнейшего стратегического актива, орудия конкурентной борьбы [1, c. 37]. Наконец, человеческий капитал - это профессиональная подготовка (капитал образования) а также, основной фактор экономического роста и приумножения богатства любого общества [3,6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике. // Экономист. 2003. №1 с. 128
- Маркс К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 23
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: "Ось-89", 1996. -80с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 480 с.
- Роос И. Интеллектуальный капитал // Маркетинг. 1998. №4, с. 128
- Экономика труда. Современное состояние, проблемы и тенденции развития: Монография. / Под ред. С.Н. Трунина, И.В. Гелеты, Н.Р. Молочникова. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2002. - 601с.
Статья в формате PDF 107 KB...
28 03 2024 21:24:46
Статья в формате PDF 268 KB...
26 03 2024 8:20:38
В работе анализируются результаты единого государственного экзамена по физике на примере региональной, а именно, томской выборки по результатам 2003 г. Проведено сравнение единого экзамена по физике и математике, а также вузовского и школьного тура ЕГЭ. Изучается решаемость конкретных заданий частей «А», «В», «С». Результаты исследования должны помочь учителям средних общеобразовательных школ в планировании учебного материала, построении новых методик обучения и, как следствие, в ликвидации пробелов в знаниях учащихся. ...
25 03 2024 17:35:55
Статья в формате PDF 117 KB...
24 03 2024 7:56:10
23 03 2024 18:28:45
Статья в формате PDF 103 KB...
21 03 2024 16:30:11
Статья в формате PDF 113 KB...
20 03 2024 5:33:46
Образовательные организации и части (студенты, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал и др.) вполне можно представить как популяции. Цель статьи – показать возможности идентификации результатов деятельности вузов биотехническим законом. В каждый момент времени могут образовываться популяции (отличники, середняки и т.д.) или по кастам (преподаватели и др.) по успеваемости в жизни. Рассмотрены распределения результатов тестирования студентов по учебным дисциплинам по общеизвестной шкале 2, 3, 4 и 5. ...
18 03 2024 1:10:26
Статья в формате PDF 163 KB...
17 03 2024 18:12:37
Статья в формате PDF 121 KB...
16 03 2024 22:19:48
Статья в формате PDF 132 KB...
15 03 2024 23:36:52
Статья в формате PDF 218 KB...
13 03 2024 15:56:10
Статья в формате PDF 274 KB...
11 03 2024 14:14:14
Статья в формате PDF 141 KB...
10 03 2024 12:53:40
Статья в формате PDF 122 KB...
09 03 2024 11:16:18
Статья в формате PDF 100 KB...
08 03 2024 8:28:36
Противоречия между природой и человеком могут быть преодолены лишь повышением экологической грамотности специалистов и экологической культуры населения до такого уровня, когда и производственная деятельность специалистов и поведение в быту человека будут способствовать рациональному природопользованию и гармоничному развитию человеческой цивилизации и окружающей природной среды. ...
07 03 2024 0:50:25
Статья в формате PDF 118 KB...
06 03 2024 17:56:45
Статья в формате PDF 111 KB...
04 03 2024 9:52:25
Статья в формате PDF 491 KB...
03 03 2024 7:48:32
02 03 2024 13:36:56
Статья в формате PDF 278 KB...
01 03 2024 5:12:20
Статья в формате PDF 121 KB...
29 02 2024 9:11:21
Статья в формате PDF 131 KB...
27 02 2024 1:45:57
26 02 2024 2:51:43
Статья в формате PDF 112 KB...
25 02 2024 19:33:15
Статья в формате PDF 131 KB...
24 02 2024 1:31:42
Статья в формате PDF 100 KB...
23 02 2024 19:32:38
Статья в формате PDF 127 KB...
21 02 2024 3:55:41
Статья в формате PDF 107 KB...
20 02 2024 23:22:16
Статья в формате PDF 384 KB...
19 02 2024 3:43:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::