ОПЫТ СЛОВАЦКИХ КОЛЛЕГ
Первое что бросилось в глаза, это активность преподавателей, реальное участие в конференции, а не формальная подача тезисов в сборник. Также обращает внимание на себя хорошее владение преподавателями университета английским языком (который является рабочим пpaктически на всех международных конференциях), причем преподавателями всех уровней от профессоров до ассистентов. Объясняется это не только территориальным расположением Словакии в самом центре Европы. Знакомство с годовым отчетом той кафедры, которую удалось посетить и годовым отчетом всего факультета дает ответ на многие вопросы. Количество публикаций на английском языке составляет приблизительно 60 % от общего числа. Что они меньше патриоты, чем мы? А, может быть, они не хотят уступать другим пальму первенства?
В этом университете активность ученых и преподавателей не просто приветствуется и поддерживается, я бы сказала, культивируется. Материальное стимулирование научной работы кафедр и факультетов Братиславского университета производится, благодаря хорошо продуманной системы оценок научной работы. За основную количественную оценку принята публикация. Каждая статья, тезисы или книга приносят конкретному преподавателю, а также кафедре и факультету определенное количество баллов. Причем эти оценки являются дифференцированными. Например:
- Участие в конференции на родном языке оценивается в 2 балла;
- Участие в конференции на английском языке на территории Словакии - в 6 баллов;
- Участие в международной конференции высокого ранга на английском языке - 18 баллов.
В конечном счете, заработная плата как преподавателя, так его непосредственного руководителя, зависит от числа набранных баллов. Есть фиксированная заработная плата (естественно, зависящая от должности и ученого звания). Этот минимум получают все. При этом можно значительно (максимально на 70%) увеличить эту зарплату. Подобный пересчет производится ежегодно. Тем самым постоянно поддерживается активность.
Но если принимать в расчет только материальную сторону, наш анализ будет однобоким и неполным. Производит очень приятное впечатление, то, как словаки относятся к истории науки, к памяти ученых. Например, в фойе факультета стоит старинная турбина (Словакия издавна славилась турбостроением). Вдоль лестницы, ведущей на кафедру "Систем автоматического управления", можно увидеть целую галерею портретов, как словацких ученых, так и ученых из других стран. Мне как русскому человеку было очень приятно обнаружить там портрет Глушкова Виктора Михайловича.
Когда прилетаешь в Братиславу, у здания аэровокзала, нельзя не обратить внимание на памятник интересной конструкции. Это дань памяти изобретателю парашюта Стефану Банику, памятник установлен к столетию со дня его рождения. Многие удивятся, в нашей стране изобретателем парашюта принято считать Глеба Евгеньевича Котельникова. Кстати, недалеко от Гатчины есть населенный пункт, названный в честь Котельникова, а в 1972 году к столетию со дня его рождения при въезде в него открыт памятный знак. Действительно, оба эти человека работали над совершенствованием конструкции парашюта примерно в одни и те же годы в начале двадцатого столетия. Современный парашют это результат работы очень многих ученых и изобретателей из разных стран, вот уж воистину интернациональное изобретение.
Еще один пример, на одном из домов центральной улицы небольшого городка Кошице висит мемориальная доска известному ученому основоположнику теории регулирования Аурелю Стодоле. В этом здании он учился, будучи подростком.
К сожалению, мы не можем похвастать тем же. В Нижегородской губернской гимназии в течение шести лет учился Александр Михайлович Ляпунов[1]. И здание гимназии сохранилось (хотя конечно, сильно перестроено за эти годы), а вот доски мемориальной нет. Другие мемориальные доски есть и немало, по-моему, четыре. Есть на этом здании, на барельефе Илье Николаевичу Ульянову (отцу В.И. Ленина) портреты его детей Анны и Александра (они жили здесь, будучи в 5-3-летнем возрасте)[2].
Мотивом, побудившим меня к написанию данной статьи, является не праздный интерес к тому, как это хорошо у них, а как бы сделать так, чтобы было лучше у нас. Словакия - славянская страна, а люди с близким к нам менталитетом. И внедрение их опыта могло бы принести хорошие плоды на нашей почве.
Список литературы
- Шибанов А. Александр Михайлович Ляпунов. М: Молодая гвардия, Серия ЖЗЛ, 1985.
- Пакшина А.П. Портрет из детства.// Н.Новгород: Биржа плюс карьера, № 48, 2004, с.12.
Статья в формате PDF 117 KB...
16 01 2025 15:45:42
Статья в формате PDF 127 KB...
14 01 2025 2:42:53
Статья в формате PDF 126 KB...
11 01 2025 4:52:16
Статья в формате PDF 103 KB...
10 01 2025 11:35:24
Статья в формате PDF 317 KB...
09 01 2025 20:42:38
Статья в формате PDF 115 KB...
08 01 2025 21:40:32
Включение имунофана и полиоксидония в комплексное лечение детей с язвенной болезнью двенадцатипёрстной кишки обеспечивало более быструю положительную динамику клинико-лабораторных показателей и более быстрое наступление клинической ремиссии, нормализацию большинства параметров иммунологической реактивности. ...
07 01 2025 2:23:14
Статья в формате PDF 115 KB...
06 01 2025 0:39:44
Статья в формате PDF 277 KB...
04 01 2025 19:48:18
Статья в формате PDF 279 KB...
03 01 2025 19:10:11
Статья в формате PDF 126 KB...
02 01 2025 4:54:59
Статья в формате PDF 136 KB...
01 01 2025 10:57:59
Колючки ежа на самом деле являются измененными волосами...
31 12 2024 21:41:16
Статья в формате PDF 109 KB...
30 12 2024 12:13:38
Статья в формате PDF 305 KB...
29 12 2024 10:37:45
Статья в формате PDF 104 KB...
27 12 2024 8:48:27
25 12 2024 4:39:36
Статья в формате PDF 118 KB...
24 12 2024 10:34:40
Статья в формате PDF 109 KB...
23 12 2024 17:11:32
Статья в формате PDF 127 KB...
22 12 2024 15:58:56
Статья в формате PDF 111 KB...
21 12 2024 7:44:41
Исследование в биологии включает в себя наблюдение, описание, учебный опыт или эксперимент, сравнение, анализ, систематизацию результатов. Такая самостоятельная учебная деятельность приводит к формированию био-экологического мышления, без которого невозможна реализация биоцентрического принципа в обучении. ...
20 12 2024 12:12:30
Статья в формате PDF 132 KB...
19 12 2024 2:56:11
Статья в формате PDF 113 KB...
18 12 2024 20:44:46
Статья в формате PDF 132 KB...
17 12 2024 13:11:49
Статья в формате PDF 120 KB...
14 12 2024 10:24:45
Статья в формате PDF 129 KB...
13 12 2024 11:25:25
Статья в формате PDF 113 KB...
12 12 2024 17:55:16
Статья в формате PDF 233 KB...
11 12 2024 4:15:43
Статья в формате PDF 138 KB...
10 12 2024 4:42:47
Статья в формате PDF 121 KB...
09 12 2024 20:31:14
Статья в формате PDF 110 KB...
08 12 2024 9:33:49
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::