АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ

Крюкова Г.М. Иванов Ю.А. Савельев B.C. Статья в формате PDF 136 KB

Рациональное использование информации о мире и о себе позволяет выстраивать оптимальные схемы речевого и неречевого взаимодействия в каждой конкретной ситуации: человек адекватно оценивает ситуацию как сиюминутные - кратковременные - и постоянные или долговременные условия реализации собственных намерений и анализирует аспекты коммуникации, опираясь на собственный социокультурный опыт оперирования определенными знаковыми системами.

Коммуникация как успешное взаимодействие людей, направленное на получение и передачу информации, носит социальный хаpaктер. Это, во-первых, значит, что ценность информации, её объём, специфика представления и получения, как и интенсивность обмена информацией, связаны с особенностью жизнедеятельности определённой социальной группы. Во-вторых, само понятие «информация» для социальных групп связано с комплексом разных значений: для одной социальной группы определённый знак информативен, для другой - нет, в одном социуме он воспринимается положительно, в другом - негативно. В подлинной коммуникации (в идеальном варианте) бaнaльные истины (трюизмы) не востребованы. Но в реальной ситуации для одного участника коммуникации сообщённая информация - трюизм, для другого - открытие. Молодым родителям нередко кажется, что дети говорят друг другу заведомые глупости. Однако именно эти «глупости» представляют собой не только необходимый для развития ребёнка опыт устноречевой деятельности (проговаривание того, что сказала мама и о чём напомнил папа), но нечто абсолютно новое для других -слушающих этого ребенка - малышей.

Анализ коммуникации в целом, как явления многокомпонентного и многоуровневого - требует от любой учебной аудитории лингвистической и социопсихологической подготовки.

Анализ коммуникации персонажей художественного текста основывается на литературоведческой компетенции, которая включает и лингвистические, культурологические, социопсихологические аспекты анализа текста.

Опopными моментами в современном анализе коммуникации служат параметры, которые «разводят» коммуникацию и общение на терминологическом уровне: в русскоязычном социуме эти слова не являются абсолютными синонимами. В этом социуме «духовная коммуникация» оказалась невостребованной, как не востребовано «рациональное общение», хотя мы привыкаем к словосочетанию «деловое общение», понимая под последним прежде всего актуальность обмена информацией, которую требуется активизировать для успешного решения проблем, не имеющих отношения к сфере сиюминутной личной жизни участников необходимой (но иногда жизненно важной) встречи. Общение не исключает сферы эмоций и чувственного опыта, оно претендует на уровень эмпатии, коннотативного восприятия информации, а сама востребованность информации в общении зависит от востребованности субъекта как приятного/неприятного человека.

Для подлинного общения процесс коммуникации - это уровень подсознательно воспринимаемой каждым субъектом информации, в которой мгновенно дешифруется каждый знак. Но коммуникация - это и предобщение, потому что на этом этапе предполагается знакомство с системами знаков и значений, которыми будут пользоваться участники встречи, являющиеся носителями определённых национально-культурных традиций и выразителями идей социума. Коммуникация - это уровень смыслового аспекта социального взаимодействия, необходимого для обмена информацией. Это конвенциональный уровень взаимодействия в социуме.

Смешение чувственного и логического, рационального и иррационального, философского и психологического, языкового, речевого и лингводидактического -хаpaктерная особенность современных дефиниций, которые создаются при попытке уточнить понятия «коммуникация» и «общение». Представляется, что при подобных попытках определить собственный подход к анализу объекта прежде всего нужно исходить из того, что оказалось предпочтительным для языкового сознания и языковой личности. Для языкового сознания в настоящее время оказалось предпочтительным создать и закрепить следующие словосочетания: межкульmурная коммуникация, культура невербальной коммуникации, институт международного бизнеса и коммуникации, мобильные коммуникации, компьютеры и коммуникации, деловые коммуникации, лаборатория политических коммуникаций, агентство развития деловых коммуникаций. Понятие «коммуникация» оказывается «ближе» к понятию «технология» в последних из приведённых словосочетаний.

Базовый уровень анализа коммуникации предполагает развитие технологических способностей: а) представлять информацию в конкретной среде, б) оценивать успешность осуществлённых актов коммуникации в определённой среде. Развитие способностей анализировать коммуникацию связано с необходимостью планировать варианты представления актуальной для определённых коммуникантов информации, то есть такие способности востребованы во взаимодействии-общении, поскольку оптимальные варианты представления информации могут быть определены исходя из условий предстоящего общения.

Аспекты анализа коммуникации как технологии представления информации в определённом социуме связаны с установлением /выявлением определённых компонентов и соотношением/сравнением этих компонентов в коммуникации, хаpaктерной для другого социума. Параметры анализа предлагаются ниже.

  1. Коммуникация - социопсихологически обусловленный процесс активизации информации.
  2. Формы коммуникации: воображаемая (мысленная), устноречевая (аудиовизуальная контактная, телеаудиовизуальная, аудиодистантная - разговор по телефону), письменноречевая визуальная и невизуальная.
  3. Средства коммуникации: а) система живого/мёртвого языка, системы двух и более языков; б) паралингвистика и кинестетика; в) вещественно-знаковая система.
  4. Степени восприятия информации (понимания, когнитивной проницаемости, декодирования): а) информация, тpaктуемая однозначно (адекватно, то есть личностно-значимая), б) информация, требующая толкования, - метаязыковая.
  5. По количеству участников коммуникация подразделяется на полилоговую (групповую, массовую) и диалоговую.
  6. По доминирующему направлению движения информации коммуникация квалифицируется как адресатно-идентифицированная односторонняя (адресованная лицу или лицам, которые известны адресанту), адресатно-идентифицированная двусторонняя, адресатно-массовая односторонняя, адресатно-массовая двусторонняя (адресат хорошо известен, адресанты выступают под вымышленными именами, не расшифровывают своих имён и т.д.).
  7. По информативности коммуникация может быть оценена как эффективная и малоэффективная.
  8. По манере (стилю) представления информации коммуникация может быть формальной (официальной) и неформальной, корректной и нарушающей нормы этикета.
  9. По технологии представления информации коммуникация может быть современной и несовременной.

Работа представлена на конференцию студентов и молодых ученых с международным участием «Международный форум молодых ученых и студентов», г. Антвлия, Турция, 17-24 августа, 2004 г.



СУЩНОСТЬ КРИЗИСНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

СУЩНОСТЬ КРИЗИСНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ) Статья в формате PDF 295 KB...

18 04 2024 22:56:17

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами Статья в формате PDF 136 KB...

11 04 2024 12:11:13

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник)

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник) Статья в формате PDF 106 KB...

02 04 2024 7:31:38

ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ БИОРИТМАМИ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ БИОРИТМАМИ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников с разными биоритмами в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о значительном изменении биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в весенний период. ...

28 03 2024 12:34:48

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТРАВЛЕНИЙ ХЛОРОМ

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТРАВЛЕНИЙ ХЛОРОМ Статья в формате PDF 244 KB...

26 03 2024 23:11:36

АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ВРАЧА

АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ВРАЧА Статья в формате PDF 94 KB...

24 03 2024 6:34:37

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА Статья в формате PDF 135 KB...

23 03 2024 17:42:45

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА – НОВАЯ ФОРМУЛИРОВКА И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЗАКОНА

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН  Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА – НОВАЯ  ФОРМУЛИРОВКА И  МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЗАКОНА В связи с разработкой автором «Колебательной модели нейтрального атома» с включением «мирового эфира», в которой понятия «постоянный положительный заряд атомного ядра» и «кулоновское поле» становятся излишними, встает вопрос о новой формулировке Периодического закона. Такая формулировка предлагается в данной статье, где рассматривается также проблема математического выражения Периодического закона. В статье автор использует собственный вариант «Симметричной квантовой Периодической системы нейтральных атомов (СК-ПСА)», адекватный Колебательной модели. ...

22 03 2024 9:42:21

ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И УРОЖАЙНОСТЬ ГРЕЧИХИ

ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И УРОЖАЙНОСТЬ ГРЕЧИХИ Алтайский край разнообразен по рельефу, климату и почвам. Включает 5 природных зон – от сухой степи до увлажнённых предгорий. Гречиха посевная выращивается на всей территории края, однако её посевы наиболее продуктивны в условиях лесостепи, что связано с природными ресурсами и развитым пчеловодством. Применение зонального агротехнического комплекса в лесостепи позволяет получать высокий урожай зерна (1,5–2,0 т/га). ...

21 03 2024 16:51:55

УТИЛИЗАЦИЯ СНЕГА В МОСКВЕ

УТИЛИЗАЦИЯ СНЕГА В МОСКВЕ Статья в формате PDF 262 KB...

20 03 2024 14:18:12

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::