ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ
Подготовка студентов к профессиональной деятельности определяется в вузе уровнем их успеваемости, выраженной в баллах. Успехи студентов - своеобразная форма диагностики и прогнозирования степени отдачи будущего специалиста, а также показатель деятельности вуза в решении учебно-воспитательных задач. Изучение динамики успеваемости студентов даёт возможность определить факторы, влияющие на их учёбу и организовать деятельность вуза, факультета, кафедр и каждого преподавателя, направить совместные усилия всех подсистем на достижение студентами высокого уровня адаптации.
Повышение качества профессиональной подготовки специалиста - основная задача высшей школы. Процесс подготовки специалистов высшей квалификации сопровождается восприятием непрерывно возрастающего объёма информации, что повышает напряжённость умственного труда студентов. Поэтому непрерывный прогресс совершенствования высшего образования в России выдвигает перед педагогической наукой задачи по разработке эффективной организации учебного процесса в вузах.
В связи с этим актуальным становится повышение эффективности обучения. В условиях возрастающих умственных нагрузок сдерживается естественная потребность организма в мышечной деятельности, что приводит к гипокинезии. Поэтому разработка гигиенически обоснованных режимов и условий обучения студентов с учётом объёма двигательной активности приобретает важное профилактическое значение. Показателем эффективности обучения служит успеваемость студентов, зависящая от ряда факторов, одним из них является рациональная организация режима, учебного процесса и двигательная деятельность.
Выше указанные факторы значительно влияют на успеваемость студентов, которая является основным критерием успешности их обучения. Однако, успешность обучения не может быть достигнута только совершенствованием учебного процесса и двигательного режима. Вероятно, она зависит также от степени соотвествия психофизиологических особенностей студента количеству и сложности подаваемого ему учебного материала и их адаптационных возможностей, влияющих на успешную деятельность, и от взаимосвязи их умственной и физической нагрузок, как фактора их адаптации к образовательному процессу в вузе.
В педагогике традиционным способом выяснения знаний студентов является итоговый, либо промежуточный экзамен. В процессе экзамена имеется возможность определить сумму усвоенных знаний по тому или иному предмету, их глубину, способность студента использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Экзамену всегда придаётся чрезвычайно важное значение, поэтому вопросы объективности экзаменационной оценки, а также влияющие на её причины остаются в центре внимания педагогики.
Одним из существующих условий, определяющих успешность обучения студентов в вузе является влияние адаптационных возможностей на сформированность у них нейрофизиологических систем, участвующих в реализации высших психических функций.
Между тем общеизвестно, что от того, как будут проходить процессы адаптации студентов в вузе, от этого будут зависеть работоспособность и успеваемость.
К сожалению в большинстве работ отсутствует изучение проблемы влияния адаптации студентов в вузе на успеваемость зависимости от различных двигательных режимов, а это очень важная проблема. Отсюда возникает необходимость более глубокого изучения влияния адаптации на успеваемость студентов.
Исследование проводилось на 3412 студентах 1 - 4-ого курсов Удмуртского государственного университета следующих факультетов: юридического, экономического, исторического, биолого-химического, психолого-педагогического, математического, физического и педагогического факультета физической культуры (ПФФК). Из них было1789 дeвyшек (873 находились на обычном двигательном режиме, а 916 на расширенном) и 1623 юноши (754 находились на обычном двигательном режиме и 869 на расширенном). Наблюдения осуществляли за здоровыми студентами, которые не имели отклонений в физическом развитии и по разрешению врача посещали 2 раза в неделю занятия по физической культуре (контрольная группа) и различные спортивные секции (основная - опытная группа). Тренировки в спортивных секциях проводились 4 - 5 раз в неделю по два часа в день. Продолжительность занятий в секциях 4 - 5 лет и более.
В связи с тем, что результаты исследования у студентов разной спортивной специализации были одинаковыми по направлению и близки друг к другу по величине, анализ нами был проведён не по видам спорта, а по возрасту (курсу) и полу. Конечно, были и индивидуальные различия, однако, они не оказывали решающего влияния на результат всей группы исследуемых.
Необходимо отметить, что преподаватели при выставлении окончательной оценки на экзамене учитывали и текущую успеваемость студентов по данному предмету, и по мнению педагогов и психологов такой подход достаточно объективно отражал уровень их успеваемости.
Полученные результаты исследования позволяют нам установить, что занятия студентами 1 - 4-ого курсов расширенным двигательным режимом представленных факультетов значительно повышают их успеваемость и смягчают или понижают действие напряжения адаптации. Повышение успеваемости связано и с возрастно-биологической зрелостью организма. Отмечается, что у юношей, независимо от темпа роста и соматического развития существует более тесная связь между подвижностью нервных процессов и успеваемостью, а у дeвyшек, определяющим фактором хорошей успеваемости является работоспособность, т.е. высокая чувствительность и лабильность организма распространяется и на ЦНС, что обуславливает у биологически быстро развивающихся дeвyшек высокий уровень функционирования нервной системы, в частности - подвижность нервных процессов. Организм юношей более лабилен, следовательно и нервные процессы более подвижны и успешность их обучения в большей степени зависит от этих индивидуальных свойств нервной системы (обучаемости), чем от работоспособности. Успеваемость в учёбе быстро развивающихся физически не сопровождается ускорением развития работоспособности, т.е. успеваемость в учёбе студентов связана не столько с их работоспособностью, сколько с физическим здоровьем и индивидуальными свойствами ЦНС.
Дeвyшки более спокойны, усидчивы, прилежны, дисциплинированны, внимательны, нервные процессы протекают более медленно. У дeвyшек происходят сложные биосоциальные процессы адаптации к новым условиям учёбы (младшие курсы), режиму и т.д. Немало важное значение имеет и эмоциональное состояние. Положительное эмоциональное состояние активизирует ряд анализаторов (слуховой, зрительный), участвующих в процессе учебной деятельности и, способствующих направленному вниманию, без которого продуктивная деятельность невозможна.
Нами установлено, что студенты, находящиеся на расширенном двигательном режиме быстрее адаптируются: дeвyшки в конце первого курса (2 семестр), а юноши на втором курсе (3 семестр) и у них выше успеваемость. Студенты находящиеся на обычном двигательном режиме показали успеваемость ниже и дeвyшки и юноши адаптировались на третьем курсе (6-й семестр).
Повышение успеваемости связано с более слаженной деятельностью коры головного мозга под влиянием физических нагрузок, что обусловлено совершенствованием регуляторных механизмов центральной нервной системы и повышением её функциональных возможностей, так как в связи с тренировками изменяются основные показатели нервной активности: сила возбудительного и тормозного процессов, равновесие между этими процессами, т.е. соотношение силы возбуждения и торможения, и их подвижности.
Результатами исследования установлено следующее:
1. Регулярные и систематические занятия студентами в спортивных секциях приводят к повышению их успеваемости независимо от возраста, пола и специализации значительно выше, чем у не занимающихся р<0,001.
2. Успеваемость дeвyшек, находящихся на различных двигательных режимах достоверно выше, чем у юношей, но у не занимающихся спортом это повышение проявляется в больше степени (р<0,001), чем у занимающихся (р<0,05).
3. Успеваемость дeвyшек и юношей 1 - 4-ого курсов педагогического факультета физической культуры в зимнюю сессию выше, чем у дeвyшек и юношей, находящихся на обычном двигательном режиме. Но если у дeвyшек это повышение достоверно (р<0,05), то у юношей, не достоверно и р>0,05.
4. Успеваемость дeвyшек 1 - 4-ого курсов ПФФК ниже у дeвyшек всех факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме и р>0,05, а у юношей это понижение достоверно (p<0,05).
5. Регулярные и систематические занятия студентами в спортивных секциях ускоряют образование и упрочение условно-рефлекторных связей за счёт усиления возбудительного и тормозного процессов, уравновешивания и повышения их подвижности, что ведёт к высокой умственной работоспособности, успеваемости понижению напряжения адаптивных механизмов студентов к образовательному процессу в вузе, что свидетельствует о высоком уровне развития адаптационных возможностей и резервов их организма.
Статья в формате PDF 145 KB...
25 04 2024 6:33:30
Статья в формате PDF 200 KB...
24 04 2024 19:14:50
Статья в формате PDF 268 KB...
23 04 2024 1:39:46
Статья в формате PDF 300 KB...
22 04 2024 4:49:47
Статья в формате PDF 147 KB...
21 04 2024 15:29:54
Статья в формате PDF 125 KB...
20 04 2024 2:57:41
Статья в формате PDF 126 KB...
19 04 2024 20:14:36
Статья в формате PDF 206 KB...
18 04 2024 9:42:44
В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...
17 04 2024 14:30:44
Статья в формате PDF 114 KB...
16 04 2024 14:57:11
Статья в формате PDF 122 KB...
15 04 2024 4:17:27
Статья в формате PDF 115 KB...
14 04 2024 4:12:17
Статья в формате PDF 117 KB...
13 04 2024 2:42:47
Статья в формате PDF 132 KB...
11 04 2024 10:30:33
Статья в формате PDF 117 KB...
10 04 2024 12:46:27
Целиакия – энтеропатия, обусловленная развитием неадекватной иммунной реакции в ответ на поступление глютена – белка, содержащегося в злаковых, – в просвет тонкой кишки. Распространенность заболевания составляет 0,5-1,0 % в популяции. Большинство больных являются носителями мутировавшего лейкоцитарного гена DQ2/DQ8. В обзоре обсуждаются современные представления о патогенезе целиакии и классификация Marsh, дополненная Oberhuber. «Золотым стандартом» диагностики целиакии является биопсийное исследование. Диагностически значимыми морфологическими критериями целиакии являются атрофия ворсинок слизистой оболочки тонкой кишки, гиперплазия крипт увеличение числа межэпителиальных лимфоцитов, лимфо-плазмоцитарная инфильтрация собственной пластинки. В плане лечения наиболее эффективна строгая аглютеновая диета, обсуждается возможность применения заместительной ферментной терапии. ...
08 04 2024 22:41:36
Статья в формате PDF 138 KB...
07 04 2024 12:27:56
Статья в формате PDF 250 KB...
05 04 2024 8:50:14
Статья в формате PDF 269 KB...
04 04 2024 16:16:12
Статья в формате PDF 277 KB...
03 04 2024 17:31:14
Статья в формате PDF 219 KB...
02 04 2024 20:57:19
Статья в формате PDF 264 KB...
01 04 2024 20:21:39
Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения. ...
31 03 2024 12:46:52
Статья в формате PDF 101 KB...
29 03 2024 12:57:28
На основе представлений о системности мироустройства и о прострaнcтве, как онтологической, непрерывной безмассовой вихревой среде даны определения основных физических понятий (материя, масса, заряд, энергия и т.д.). Физические параметры среды определяют закономерность существования единственной материальной частицы - носителе массы и заряда, названной массон (единство физических представлений об электроне, позитроне и заряде). В соответствии с природными правилами структурирования первочастиц из 273 и 207 массонов формируются гексагональные структуры, соответственно, пи-, и мю-мезонов, а из 7 этих частиц построены нуклоны. Объяснены ядерные силы и свойства всех частиц. ...
28 03 2024 7:26:14
Статья в формате PDF 256 KB...
27 03 2024 16:39:29
Статья в формате PDF 256 KB...
26 03 2024 5:53:40
Статья в формате PDF 590 KB...
25 03 2024 14:31:22
Статья в формате PDF 120 KB...
24 03 2024 10:55:23
Статья в формате PDF 110 KB...
23 03 2024 21:53:33
Статья в формате PDF 109 KB...
21 03 2024 18:46:48
20 03 2024 8:54:57
Статья в формате PDF 102 KB...
17 03 2024 2:54:48
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::