ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

Соловьёв В.Н. Статья в формате PDF 109 KB

Подготовка студентов к профессиональной деятельности определяется в вузе уровнем их успеваемости, выраженной в баллах. Успехи студентов - своеобразная форма диагностики и прогнозирования степени отдачи будущего специалиста, а также показатель деятельности вуза в решении учебно-воспитательных задач. Изучение динамики успеваемости студентов даёт возможность определить факторы, влияющие на их учёбу и организовать деятельность вуза, факультета, кафедр и каждого преподавателя, направить совместные усилия всех подсистем на достижение студентами высокого уровня адаптации.

Повышение качества профессиональной подготовки специалиста - основная задача высшей школы. Процесс подготовки специалистов высшей квалификации сопровождается восприятием непрерывно возрастающего объёма информации, что повышает напряжённость умственного труда студентов. Поэтому непрерывный прогресс совершенствования высшего образования в России выдвигает перед педагогической наукой задачи по разработке эффективной организации учебного процесса в вузах.

В связи с этим актуальным становится повышение эффективности обучения. В условиях возрастающих умственных нагрузок сдерживается естественная потребность организма в мышечной деятельности, что приводит к гипокинезии. Поэтому разработка гигиенически обоснованных режимов и условий обучения студентов с учётом объёма двигательной активности приобретает важное профилактическое значение. Показателем эффективности обучения служит успеваемость студентов, зависящая от ряда факторов, одним из них является рациональная организация режима, учебного процесса и двигательная деятельность.

Выше указанные факторы значительно влияют на успеваемость студентов, которая является основным критерием успешности их обучения. Однако, успешность обучения не может быть достигнута только совершенствованием учебного процесса и двигательного режима. Вероятно, она зависит также от степени соотвествия психофизиологических особенностей студента количеству и сложности подаваемого ему учебного материала и их адаптационных возможностей, влияющих на успешную деятельность, и от взаимосвязи их умственной и физической нагрузок, как фактора их адаптации к образовательному процессу в вузе.

В педагогике традиционным способом выяснения знаний студентов является итоговый, либо промежуточный экзамен. В процессе экзамена имеется возможность определить сумму усвоенных знаний по тому или иному предмету, их глубину, способность студента использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Экзамену всегда придаётся чрезвычайно важное значение, поэтому вопросы объективности экзаменационной оценки, а также влияющие на её причины остаются в центре внимания педагогики.

Одним из существующих условий, определяющих успешность обучения студентов в вузе является влияние адаптационных возможностей на сформированность у них нейрофизиологических систем, участвующих в реализации высших психических функций.

Между тем общеизвестно, что от того, как будут проходить процессы адаптации студентов в вузе, от этого будут зависеть работоспособность и успеваемость.

К сожалению в большинстве работ отсутствует изучение проблемы влияния адаптации студентов в вузе на успеваемость зависимости от различных двигательных режимов, а это очень важная проблема. Отсюда возникает необходимость более глубокого изучения влияния адаптации на успеваемость студентов.

Исследование проводилось на 3412 студентах 1 - 4-ого курсов Удмуртского государственного университета следующих факультетов: юридического, экономического, исторического, биолого-химического, психолого-педагогического, математического, физического и педагогического факультета физической культуры (ПФФК). Из них было1789 дeвyшек (873 находились на обычном двигательном режиме, а 916 на расширенном) и 1623 юноши (754 находились на обычном двигательном режиме и 869 на расширенном). Наблюдения осуществляли за здоровыми студентами, которые не имели отклонений в физическом развитии и по разрешению врача посещали 2 раза в неделю занятия по физической культуре (контрольная группа) и различные спортивные секции (основная - опытная группа). Тренировки в спортивных секциях проводились 4 - 5 раз в неделю по два часа в день. Продолжительность занятий в секциях 4 - 5 лет и более.

В связи с тем, что результаты исследования у студентов разной спортивной специализации были одинаковыми по направлению и близки друг к другу по величине, анализ нами был проведён не по видам спорта, а по возрасту (курсу) и полу. Конечно, были и индивидуальные различия, однако, они не оказывали решающего влияния на результат всей группы исследуемых.

Необходимо отметить, что преподаватели при выставлении окончательной оценки на экзамене учитывали и текущую успеваемость студентов по данному предмету, и по мнению педагогов и психологов такой подход достаточно объективно отражал уровень их успеваемости.

Полученные результаты исследования позволяют нам установить, что занятия студентами 1 - 4-ого курсов расширенным двигательным режимом представленных факультетов значительно повышают их успеваемость и смягчают или понижают действие напряжения адаптации. Повышение успеваемости связано и с возрастно-биологической зрелостью организма. Отмечается, что у юношей, независимо от темпа роста и соматического развития существует более тесная связь между подвижностью нервных процессов и успеваемостью, а у дeвyшек, определяющим фактором хорошей успеваемости является работоспособность, т.е. высокая чувствительность и лабильность организма распространяется и на ЦНС, что обуславливает у биологически быстро развивающихся дeвyшек высокий уровень функционирования нервной системы, в частности - подвижность нервных процессов. Организм юношей более лабилен, следовательно и нервные процессы более подвижны и успешность их обучения в большей степени зависит от этих индивидуальных свойств нервной системы (обучаемости), чем от работоспособности. Успеваемость в учёбе быстро развивающихся физически не сопровождается ускорением развития работоспособности, т.е. успеваемость в учёбе студентов связана не столько с их работоспособностью, сколько с физическим здоровьем и индивидуальными свойствами ЦНС.

Дeвyшки более спокойны, усидчивы, прилежны, дисциплинированны, внимательны, нервные процессы протекают более медленно. У дeвyшек происходят сложные биосоциальные процессы адаптации к новым условиям учёбы (младшие курсы), режиму и т.д. Немало важное значение имеет и эмоциональное состояние. Положительное эмоциональное состояние активизирует ряд анализаторов (слуховой, зрительный), участвующих в процессе учебной деятельности и, способствующих направленному вниманию, без которого продуктивная деятельность невозможна.

Нами установлено, что студенты, находящиеся на расширенном двигательном режиме быстрее адаптируются: дeвyшки в конце первого курса (2 семестр), а юноши на втором курсе (3 семестр) и у них выше успеваемость. Студенты находящиеся на обычном двигательном режиме показали успеваемость ниже и дeвyшки и юноши адаптировались на третьем курсе (6-й семестр).

Повышение успеваемости связано с более слаженной деятельностью коры головного мозга под влиянием физических нагрузок, что обусловлено совершенствованием регуляторных механизмов центральной нервной системы и повышением её функциональных возможностей, так как в связи с тренировками изменяются основные показатели нервной активности: сила возбудительного и тормозного процессов, равновесие между этими процессами, т.е. соотношение силы возбуждения и торможения, и их подвижности.

Результатами исследования установлено следующее:

1. Регулярные и систематические занятия студентами в спортивных секциях приводят к повышению их успеваемости независимо от возраста, пола и специализации значительно выше, чем у не занимающихся р<0,001.

2. Успеваемость дeвyшек, находящихся на различных двигательных режимах достоверно выше, чем у юношей, но у не занимающихся спортом это повышение проявляется в больше степени (р<0,001), чем у занимающихся (р<0,05).

3. Успеваемость дeвyшек и юношей 1 - 4-ого курсов педагогического факультета физической культуры в зимнюю сессию выше, чем у дeвyшек и юношей, находящихся на обычном двигательном режиме. Но если у дeвyшек это повышение достоверно (р<0,05), то у юношей, не достоверно и р>0,05.

4. Успеваемость дeвyшек 1 - 4-ого курсов ПФФК ниже у дeвyшек всех факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме и р>0,05, а у юношей это понижение достоверно (p<0,05).

5. Регулярные и систематические занятия студентами в спортивных секциях ускоряют образование и упрочение условно-рефлекторных связей за счёт усиления возбудительного и тормозного процессов, уравновешивания и повышения их подвижности, что ведёт к высокой умственной работоспособности, успеваемости понижению напряжения адаптивных механизмов студентов к образовательному процессу в вузе, что свидетельствует о высоком уровне развития адаптационных возможностей и резервов их организма.



ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

24 09 2022 3:58:26

О ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

О ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Статья в формате PDF 178 KB...

22 09 2022 12:42:44

ФАСИЛИТИ МЕНЕДЖМЕНТ

ФАСИЛИТИ МЕНЕДЖМЕНТ Статья в формате PDF 204 KB...

15 09 2022 2:38:43

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие)

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие) Статья в формате PDF 137 KB...

13 09 2022 20:33:52

МЕТОДЫ УСКОРЕННОГО ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОДЫ УСКОРЕННОГО ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Статья в формате PDF 750 KB...

12 09 2022 20:31:53

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВОГО СОСТАВА ЛИШАЙНИКОВ КАРСТОВЫХ ВОРОНОК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВОГО СОСТАВА ЛИШАЙНИКОВ КАРСТОВЫХ ВОРОНОК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА Изучены видовой состав и экобиоморфы лишайников, проведена комплексная оценка роли экологических факторов в развитии лишайникового покрова карстовых воронок на территории Северо-Западного Кавказа. ...

11 09 2022 23:34:22

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...

09 09 2022 23:42:20

МИКРОВОЛНЫ И КЛЕТКИ ЭПИДЕРМИСА КОЖИ

МИКРОВОЛНЫ И КЛЕТКИ ЭПИДЕРМИСА КОЖИ Статья в формате PDF 119 KB...

03 09 2022 9:49:22

ВИНДЖАММЕРЫ – «ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА»

ВИНДЖАММЕРЫ – «ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА» Статья в формате PDF 412 KB...

01 09 2022 9:38:19

УДОДОВА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА

УДОДОВА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА Статья в формате PDF 284 KB...

31 08 2022 8:44:32

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ Статья в формате PDF 320 KB...

17 08 2022 1:54:28

ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ КВАНТОВО-ВОЛНОВЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (КВАНТОВО-ВОЛНОВАЯ ФИЗИОЛОГИЯ)

ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ КВАНТОВО-ВОЛНОВЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (КВАНТОВО-ВОЛНОВАЯ ФИЗИОЛОГИЯ) В работе рассматриваются вопросы дистанционного управления здоровьем человека с помощью квантово-волновых нейроинформационных технологий – электроакустических импульсов, скопированных у адаптированной к гипоксии нервной клетке. Приведены данные, cсвидетельствующие о нормализующем действии моделей нейроинформационных сигналов на концентрацию СО2 в крови. В результате этого просвет кровеносных сосудов расширяется, в клетках восстанавливается режим нормоксии – основного фактора здоровья человека. ...

16 08 2022 1:29:41

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫХ СТРУКТУР ГЛЮКОАМИЛАЗ ИЗ ASPERGILLUS AWAMORI И SACCHAROMYCES CEREVISIAE

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫХ СТРУКТУР ГЛЮКОАМИЛАЗ ИЗ ASPERGILLUS AWAMORI И SACCHAROMYCES CEREVISIAE С помощью метода инфpaкрасной спектроскопии осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении упорядоченных и нерегулярных участков. ...

15 08 2022 3:10:30

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ СВОБОДНЫХ РАДИКАЛОВ И АНТИОКСИДАНТНЫХ СИСТЕМ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ СВОБОДНЫХ РАДИКАЛОВ И АНТИОКСИДАНТНЫХ СИСТЕМ В статье представлены различные классификации систем антиоксидантной защиты клеток, в частности, проанализирована возможность 5 уровней защиты клеток от свободнорадикального окисления в интерпретации разных авторов. Дана классификация антиоксидантов с точки зрения их химической природы, молекулярной массы, гидрофильности и гидрофобности, особенностей молекулярно - клеточных механизмов инактивации свободных радикалов. ...

08 08 2022 23:50:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::