УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ШКОЛЕ

Сукталиева Э.В. Статья в формате PDF 326 KB

Динамичное развитие современного общества предъявляет высокие требования к уровню образования человека и состоянию его здоровья. Поэтому воспитание здорового поколения, наряду с обучением, выдвигается в ряд важнейших задач современной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

Разработка программ профилактики заболеваний и охраны здоровья подростков и молодежи требует согласованных решений органов управления федерального, регионального и муниципального уровней. Обоснованным является межведомственный подход к решению данной проблемы, предусматривающий взаимодействие системы здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций, СМИ и других структур, работающих с подростками и молодежью [3]. Значительным потенциалом как непосредственно в воспитании детей, так и в реализации комплексных мер, формирования безопасной для жизни и здоровья детей среды в условиях комплексного взаимодействия с родителями обучающихся, располагают образовательные учреждения, начиная с дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями [1, 2].

В статье 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» Закона «Об образовании» от 10.06.92 № 3266-1 указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» [4, 5]. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Эти положения получили свое развитие в целом ряде различных документов, в том числе, Приказе Министерства образования РФ от 15 мая 2000 № 1418 «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» [9].

Исходя из результатов проведенного анализа основных законодательных актов следует, что необходимым условием формирования ЗОЖ и развития профилактики заболеваний среди детей и подростков является создание эффективной здоровьесохраняющей и здоровьеукрепляющей системы, опирающейся на законы и конституционные гарантии (3,5). Очевидно, что частью этой системы должен стать постоянный государственный контроль качества образования: лицензирование образовательной деятельности; аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (ОУ), инспектирование ОУ и органов управления образованием; итоговая аттестация выпускников [8].

Аттестация образовательных учреждений - один из основных видов государственного контроля качества образования, который должен осуществлять помимо проверки соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, экспертизу медико-социальных условий пребывания учащихся в образовательных учреждениях. Аттестация ОУ осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 22.05.98 г. № 1327 [7].

Аттестацию по медико-социальным условиям можно считать одним из механизмов организации здоровьесберегающей среды образовательного пространства. Целью оценки медико-социальных условий является установление соответствия факторов внутришкольной среды ОУ требованиям основных нормативно-правовых документов, которые предусматривают организацию здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении.

Результаты контроля должны быть проанализированы, обобщены. На их основе необходимо принимать целенаправленные управленческие решения, суть которых заключается в изменении ресурсного обеспечения. При этом ресурсы должны выступать как рычаги, с помощью которых (например, с помощью увеличения финансирования, совершенствования материально-технической базы, содействия росту квалификации кадров, совершенствования научно-методического обеспечения, улучшения качества правовой базы) происходит управленческое воздействие на процесс предоставления образовательных услуг, а через него и на результат социального заказа [1, 2].

В целях совершенствования механизмов аттестации образовательных учреждений по созданию медико-социальных условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья участников образовательного процесса, необходимо учитывать критерии оценки медико-социальных условий образовательных учреждений. Условно критерии оценки медико-социальных условий образовательных учреждений можно разделить на три группы:

1. Организация медико-социальных условий на уровне управления образовательным учреждением (например, наличие нормативных документов и аналитической информации, здоровьесберегающие программы, научно-методическая деятельность, укрепление материально-технической базы учреждения с целью улучшения безопасных медико-социальных условий, организация образовательного процесса по вопросам здоровья и безопасности жизнедеятельности).

2. Кадровое обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий труда и учебы в ОУ (например, характеристика профессионального уровня специалистов, в должностные обязанности которых входит организация и обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, а также обучение здоровому образу жизни, формирование культуры безопасности у школьников).

3. Обеспечение санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса в школе (выявление степени соответствия образовательного учреждения существующим требованиям: размещение, участок, здание, оборудование ОУ помещений) [6].

Таким образом, аттестация образовательных учреждений по обеспечению медико-социальных условий организации образовательного пространства позволит выявить ряд факторов влияющих на безопасность среды. Исходя из практического опыта все факторы, влияющие на безопасность среды можно условно разделить на три группы:

  • санитарно-гигиенические факторы, среди которых следует выделить экологическое неблагополучие территорий, на которых размещены ОУ; избыточное утомление систем жизнеобеспечения ОУ вследствие давности их постройки и отсутствия капитального ремонта зданий и коммуникаций; несоблюдение требований к оборудованию учебных помещений, рабочих мест учащихся, организации воздушно-теплового режима и освещения учебных помещений [2, 6].
  • фактор организационно-образовательного пространства, среди которых следует считать организацию режима учебно-воспитательного процесса без учета здоровья учащихся, на основе несбалансированных режимов их умственной деятельности, физической активности, производительного труда и отдыха; нарушение инструкции по проведению профилактических осмотров детей, в частности, отсутствие доврачебного этапа обследования детей, и, следовательно, качественного распределения детей на группы физического развития, группы здоровья, основную, подготовительную и специальную медицинскую физкультурные группы; отсутствие аналитической информации об уровне здоровья детей в образовательном учреждении [2].
  • внешние факторы - это ухудшение внешних социальных условий проживания учащихся, недостаток количества и профессиональной компетенции педагогических кадров, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и социализацию учащихся: психологов, социальных педагогов, преподавателей-организаторов ОБЖ, а также врачей и средних медицинских работников образовательных учреждений [2].

Все перечисленные факторы в совокупности затрудняют выполнение функции образования по формированию приоритета здоровья и безопасности в системе ценностей подрастающего поколения.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что одним из существенных недостатков в организации здоровьесберегающих условий следует считать слабую активность ОУ по созданию программ систематической работы педагогического коллектива в направлении сохранения и укрепления здоровья учащихся, профилактики травматизма, наркомании, правонарушений несовершеннолетних, к большому сожалению, вся эта работа осуществляется эпизодически.

Мы полагаем, что эту работу в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, целесообразно подкреплять механизмами стимулирования, социальной и правовой защитой педагогических и медицинских работников, демонстрирующих высокие показатели эффективности работы.

Мы считаем, что анализ результатов аттестации ОУ по установлению соответствия факторов внутришкольной среды требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию здоровьесберегающих и безопасных условий обучения детей и подростков, является ключевым механизмом управления процессом обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве. Необходимость совершенствования такого государственного контроля, как аттестация ОУ продиктована ростом числа инновационных школ (с углубленным изучением отдельных предметов, например, создание губернских колледжей, лицеев, гимназий и т.д.), для которых характерно значительное повышение интенсивности учебных нагрузок. Руководитель любой школы, а тем более той, что работает в режиме развития, то есть образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Управление образовательными учреждениями должно всегда основываться на образовательной и здоровьесберегающей парадигме.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Методические рекомендации для органов управления и учреждений системы образования по теме «Апробация здоровьесберегающих технологий обучения». - М, 2003.
  2. Безопасность образовательного пространства / В.В. Иванов, Н.А. Склянова, И.В. Плющ, Н.Н. Шелегин, А.Ф. Гусев. - Новосибирск: НИПКиПРО; ГЦОЗ «Магистр», 2001. - 37 с.
  3. Житникова Л.М., Елистратова М.И. Правовое обеспечение формирования здорового образа жизни молодого поколения // Анализ основных законодательных и нормативных актов по вопросам охраны здоровья и профилактики нарушений жизнедеятельности молодого поколения. - Хабаровск, 2009.
  4. Закон «Об образовании» от 10.06.92 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ, от 16.11.1997№ 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ), от29.03.2004.
  5. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. №124-ФЗ.
  6. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.1178-02. Официальные документы в образовании. - 2003. - №3. - С. 18-59.
  7. Приказ Министерства образования РФ от 22.05.98 г. № 1327.
  8. Приказ Министерства РФ от 22.05.98 № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
  9. Приказ Минобразования РФ от 15 мая 2000 г. № 1418. «Об утверждении Примерного положения о центре содействия и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения».





В ОПЕК думают о Казани

21 мая в Казани многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Казани, на улице братьев Молостовых. Владислав Юрьевич Сурков, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Любовь Барбинова , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.