САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТА В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТА В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТА В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мазуркин П.М. Статья в формате PDF 255 KB

Приведены и кратко изложены фреймы знаний, полученные за 40 лет умений и навыков изобретательства автора и преподавателей выпускающей кафедры природообустройства с активными в научно-техническом творчестве студентами. Изложены отличительные признаки процессов самоорганизации и самостоятельного поведения активного студента в инновационном его обучении на принципах личностного подхода при многоуровневом образовании компетентной в сфере научно-технического творчества личности молодого человека.

Самостоятельность и самоорганизация возможны только у студента, заинтересованного в накоплении частной интеллектуальной собственности на уровне публикаций, множества «ноу-хау» для производства, рационализаторских предложений для вуза и предприятий и изобретений мирового уровня новизны. Свой и чужой багаж интеллектуальной собственности студент может применять с первого курса обучения и начать индивидуальное предпринимательство, создавая на старших курсах малые предприятия, и/или, при обучении по нескольким образовательным программам бакалавриата и магистратуры, принимать участие в планах инноваций государственных и/или частных предприятий.

Для молодых преподавателей, аспирантов и соискателей, студентов, активно занимающихся рационализацией и изобретательством.

Личностный подход к высшему образованию изначально подразумевает, что учится студент, преподаватель не учит, а только консультирует. Тогда обучение - это процесс усвоения добытых в прошлом знаний в ходе управления самим собой, то есть при самоорганизации деятельности.

Не все студенты в академических группах желают заняться наукой и техническим творчеством. Этому менталитету до достаточного уровня не научила школа. В вузах, из-за сильной формализации процесса получения плановых знаний студентами, также не создана творческая атмосфера для поиска в направлениях новых идей (И), физических принципов действия (ФПД) и патентоспособных технических решений (ТР).

Поэтому вначале на кафедре нужно создать условия для поисковых исследований и научно-технического творчества и, что самое главное, преподаватели, как научные руководители НИРС, должны сами активно заниматься не только научной, но и изобретательской деятельностью. Здесь трудоемкость индивидуальной работы с активным студентом возрастает в несколько раз. О добыче новых знаний на мировом уровне (патенты на изобретения в России выдают за мировую новизну) в системе отношений «преподаватель ↔ студент» даже в ведущих вузах страны не отмечают как о стиле обучения. Во многих вузах за год получают 5-7 патентов на изобретения со студентами.

В школах еще хуже, так как детское творчество здесь не выходит за рамки, в лучшем случае, изготовлении макетов и моделей общеизвестных технических средств. Поэтому со всей страны собирают новшества школьников. Но, как правило, самостоятельно созданных ребятами в школах технических решений мирового уровня новизны, то есть с получением патентов на изобретения, в нашей стране единицы.

Активизация вначале возможна на выпускающих кафедрах технических университетов, продвинутых в добыче принципиально новых знаний хотя бы заметной частью профессорско-преподавательского состава. Наши наблюдения показывают, что критическая масса изобретающих преподавателей на кафедре должна быть не менее 40 % от её численности. При этом доля кафедр, занятых инновационным обучением, по-видимому, не может быть меньше трети от количества выпускающих кафедр. Только тогда технический университет становится заметным среди других технических вузов страны, получая в год патентов на изобретения более 50-70 шт./год. Но, к сожалению, только одних студенческих изобретений ныне почти нет, а в советские годы были и такие дипломники, которые выходили на защиту проектов с 5-6 авторскими свидетельствами на изобретения.

Самостоятельность студента - динамичный процесс от желания стать изобретателем к действительному состоянию молодого изобретателя. Опыт работы с активными студентами показывает, что в среднем происходят следующие переходы к самостоятельности творца новой техники:

1-я заявка на изобретение - 90 % руководитель и 10 % студент;

2-я заявка на изобретение - 60 % руководитель и 40 % студент;

3-я заявка на изобретение - 30 % руководитель и 70 % студент;

4-я заявка на изобретение - 10 % руководитель и 90 % студент.

И только через 4-5 заявок на предполагаемое изобретение за 2-3 года обучения в рамках НИРС активный студент становится уверенным в собственных возможностях и способен самостоятельно разработать техническое решение и составить на него заявку как на новое изобретение. Таким образом, движение к самостоятельности есть непрерывный и длительный процесс с дискретными темами НИРС по выбранной научной специальности и направлению уровневого образования.

Но это движение никогда не будет быстрым вверх без апробации студентом полученных в НИРС результатов в производстве.

Причем студенту, продвигающемуся к самостоятельности в знаниях, умениях и навыках научно-технического творчества, необходимы для роста признанные результаты по НИРС (сделанные доклады, опубликованные статьи, полученные им грамоты, дипломы, гранты
и пр.). Особой формой роста самостоятельности через признание другими является юридически признанная государством интеллектуальная собственность.

В этих отношениях с государством и бизнесом особую роль в инновационной экономике должны иметь патенты на изобретения. Они станут юридической основой не только карьерного роста будущего бакалавра или магистра, но и средством для дальнейшего улучшения собственного материального положения в обществе и благополучия семьи. Только при таком непрерывном подходе к инновациям можно судить о творчестве.

В общем случае процесс продвижения молодого человека к самостоятельности можно показать в виде линейного графа П0 → Пк, где П0 - начальное интеллектуально-профессиональное состояние студента, Пк - конечное состояние студента к выпуску (или несколько раньше) бакалавром или магистром техники и технологии, → - вектор преобразований исходного состояния в конечное в мастерстве (полный граф знаний, умений и навыков в исследованиях и изобретательстве) добычи принципиально новых знаний на уровне мировой новизны.

Конечно же, исходное состояние должно быть не ниже некоторого минимального порога П0 ≥ [П0]. Этот порог никак не может быть определен только баллами вступительных экзаменов в университет.

Нами было замечено, что между способностями к техническому творчеству и уровнем знаний нет четкой корреляции. Поэтому как двоечники, которым всё равно (пофигисты) где быть, в вузе или где-то в другом месте, так и круглые отличники (зубрилки), выпрашивающие на старших курсах у преподавателей отличные оценки, имеют низкий порог исходного состояния для эффективной в будущем научно-технической деятельности на высоком изобретательском уровне.

Но в российских школах на протяжении самого плодотворного периода жизни человека личность не выпускают за пределы школьных программ. Вот этот серый середняк после школы с подавленным личностным менталитетом поступает в вуз. Его целью уже в принципе, даже теоретически, не может стать получение новых знаний для освоения мировых методов добычи принципиально новых научно-технических решений. Но молодой человек еще не растерял совесть, поэтому-то и старается успеть за преподавателями, подробно изучает их поведение в передаче знаний, не выказывает свои умения и навыки ниже себя по интеллекту преподавателям, и не показывает перед студентами превосходство.



ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки. ...

15 04 2024 19:33:14

ЭВТАНАЗИЯ И ВРАЧ: ОТ БИОЭТИКИ И ПРАВА К АНТРОПОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕКУ

ЭВТАНАЗИЯ И ВРАЧ: ОТ БИОЭТИКИ И ПРАВА К АНТРОПОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕКУ Данная статья посвящена проблеме эвтаназии, которая рассматривается автором в контексте философско-антропологических воззрений таких представителей русской религиозной философии, как Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин. Согласно их учению, действие, направленное на лишение человека жизни, ведёт к разрушению человеческой природы. Исходя из данной идеи, мы можем рассматривать эвтаназию как действие, ведущее к нарушению человеческой природы врача. ...

12 04 2024 17:31:46

ОВСЯНЫЙ ХЛЕБ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ

ОВСЯНЫЙ ХЛЕБ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ Статья в формате PDF 254 KB...

10 04 2024 14:50:50

ЭФФЕКТЫ КВЧ-ОБЛУЧЕНИЯ СПЕРМЫ ЧЕЛОВЕКА

ЭФФЕКТЫ КВЧ-ОБЛУЧЕНИЯ СПЕРМЫ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 113 KB...

06 04 2024 8:47:23

ОПУХОЛИ ЯИЧНИКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИММУНОДИАГНОСТИКИ

ОПУХОЛИ ЯИЧНИКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИММУНОДИАГНОСТИКИ Статья в формате PDF 112 KB...

30 03 2024 21:26:21

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАЕЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ НА СООБЩЕСТВА МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАЕЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ НА СООБЩЕСТВА МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ Рассматриваются показатели видового разнообразия мелких млекопитающих в зоне влияния алмaзoдобывающей промышленности Западной Якутии. Исследования проводились на территории двух крупных промышленных узлов – Мирнинского (среднетаежная подзона) и Айхало-Удачнинского (северотаежная подзона). Отработано около 7040 конусо-суток, 4700 ловушко-суток и отловлено 1920 экз. мелких млекопитающих, относящихся к 17 видам. Отмечено, что при масштабных преобразованиях ландшафтов, хаpaктерных для деятельности предприятий горнодобывающей промышленности, происходят изменения состава сообществ и популяционных параметров мелких млекопитающих, что свидетельствует о пессимизации среды обитания. Причем негативные трaнcформации более резко выражены в пределах северотаежной подзоны. ...

22 03 2024 1:39:23

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЕЙ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЕЙ Статья в формате PDF 104 KB...

19 03 2024 14:29:24

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::