ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
В современной школе совершенно очевидны существенные изменения педагогической реальности, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают в педагогическом процессе, и выражаются в новом содержании образования, организации образовательного процесса, системе оценки. В связи с этим существенно меняется пpaктика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, которые формулируются в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества образования. В правительственных документах РФ, определяющих хаpaктер обновления образования в нашей стране (Концепция развития образования в Российской Федерации, Стратегия модернизации содержания общего образования) подчёркивается определяющая роль учителя в процессе обновления школы.
Современные тенденции развития системы высшего профессионального образования связаны со сменой ее парадигмы - с традиционной на компетентностно - ориентированную. В этом случае степень усвоения готового социального опыта перестает быть основным результатом обучения, поскольку в качестве его итога рассматривается профессиональная компетентность как интегральная хаpaктеристика, включающая в себя овладение студентами рядом компетенций. По мнению разработчиков «Концепции профессионального педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена», к числу таких компетенций относятся ключевые, базовые и специальные образовательные компетенции.
К ключевым относятся компетенции, которыми должен обладать каждый члeн общества, поскольку они являются системообразующими и применимы в разных профессиональных и жизненных ситуациях. Они носят универсальный, межкультурный и межотраслевой хаpaктер. Базовые компетентности фиксируют особенности определенной профессиональной деятельности на макро-уровне, поскольку могут быть востребованы специалистами смежных профессий. В структуру базовой компетентности педагога должны быть включены компетенции, отражающие базовый уровень педагогического знания, основанный на теории и технологиях обучения, воспитания и управления учебно-воспитательным процессом. Освоение данного уровня обеспечивается основным (федеральным) компонентом «Образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования». Специальные компетентности отражают специфику конкретных видов профессиональной деятельности.
Профессионально-педагогическая компетентность - это «целостная личностная хаpaктеристика, рассматриваемая как наличие в мышлении, поведении, отношений компонентов, необходимых для исполнения педагогических функций, соответствующих актуальному уровню развития культуры». Это означает, что в основе обучения студентов - будущих педагогов принципы, хаpaктеризующие современную парадигму педагогического образования: гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность), индивидуализации (учет различий в интеллектуальной, эмоциональной потребностно-волевой и т.п. сферах личности), дифференциации (создание необходимых условий для более полного проявления способностей каждого студента и обеспечение свободы индивидуального пути его развития), гуманитаризации (усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла), демократизации (создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества будущих учителей) обуславливают непрерывное общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности будущего учителя (В.А. Сластенин) и определяют современные подходы к совершенствованию педагогического образования. Анализ специальной литературы позволяет выявить следующие, наиболее значимые для пpaктики, подходы: аксеологический подход (И.С. Батpaкова, С.Б. Елканов, И.Ф. Исаев, А.П. Тряпицина), который ориентирован на развитие у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности, а также на формирование профессионально значимых идеалов и образцов через ознакомление с педагогическими ценностями; деятельностный подход к подготовке специалиста предполагает моделирование в процессе педагогического образования заданной структуры педагогической деятельности, включение студентов в различные ее виды и основан на принципе активности обучаемого в обучении (Н.М. Зверева, А.К. Маркова, Р.А. Назимов, Г.И. Щукина), а также на принципе индивидуализации в выборе содержания и видов деятельности, культурологический подход (Е.В. Бондаревская И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин), предполагает создание специальных предпосылок и условий для самоопределения личности будущего педагога в мире нравственной и профессиональной культуры, для освоения и трaнcляции культурных ценностей (он особенно значим для современного педагогического образования, протекающего в условиях реализации многоуровневой подготовки специалиста, в структуру которой, наряду с другими, входит и общекультурный блок); региональный подход (А.П. Беляева, Т.С. Буторина, О.В. Лебедева, И.Л. Наумченко,
А.Д. Солдатенков, Б.Ш. Таджикова) осуществляется благодаря созданию региональных образовательных систем, целью которых является подготовка специалистов исходя из потребности региона и наполнению содержания обучения региональным компонентом. По мнению В.В. Буткевич, в логике каждого из этих подходов добавляются сущностные, но все-таки односторонние хаpaктеристики учителя. Только использование всей совокупности указанных подходов обеспечивает решение поставленной проблемы.
Одним из направлений в подготовке студентов будущей профессиональной деятельности является педагогическая пpaктика, основные цели и задачи которой определяются исходя из требований к квалификации выпускника. Педагогическая пpaктика направлена на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности, носит интегративный хаpaктер и позволяет решать вопросы реализации полученных знаний и умений в ходе теоретической подготовки в реальной (педагогической) ситуации. Кроме того, педагогическая пpaктика позволяет более комплексно решать задачи по развитию исследовательской деятельности студентов, будущих учителей, учителей - пpaктиков. В период педагогической пpaктики студент имеет возможность апробировать разработанные им материалы и новые технологии при обучении математике, проанализировать полученные в ходе экспериментальной работы результаты и сделать соответствующие выводы по совершенствованию или использованию предлагаемых подходов в обучении учащихся математике.
Программа педагогической пpaктики на математическом факультете составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В ее основу положен комплексный подход, предполагающий создание в контексте естественного педагогического процесса специальных условий для разносторонней ориентации будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательско-поисковую работу.
Целью пpaктики является подготовка студентов к пpaктической профессионально-педагогической деятельности через актуализацию теоретических знаний и умений, полученных в процессе изучения дисциплин специального и психолого-педагогического циклов и формирование на этой основе пpaктических умений, профессионально-педагогических качеств, ценностного отношения к выбранной профессии.
К основным задачам пpaктики следует отнести: развитие профессиональной культуры; формирование творческого мышления, индивидуального стиля и исследовательского подхода к профессиональной деятельности; углубление и закрепление теоретических знаний студентов; развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самоусовершенствовании; диагностирование профессиональной пригодности; формирование методической рефлексии (когда предметом размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия пpaктических решений); развитие педагогического самосознания, личной и профессиональной позитивной Я-концепции.
Концептуальным основанием для структурирования программы явились принципы:
- преемственности и поэтапного усложнения задач и содержания пpaктики;
- вариативности, открытости, адаптивности предлагаемых студентам заданий;
- единства общепедагогической, методической и психологической подготовки пpaктикантов;
- определение содержания пpaктики на основе учета специфики факультета.
Последний из названных принципов реализуется посредством соотнесения содержания пpaктики с содержанием учебного плана математического факультета. Так, методика преподавания предметов на факультете осваивается студентами со второго курса, в то время как изучение дисциплин педагогического цикла, в целом, уже завершилось. Поэтому основной акцент в содержании первой части педагогической пpaктики (3 курс) делается на решение психолого-педагогических задач, а вторая его часть (4 курс) рассчитана на освоение пpaктикантами в методик профилирующих дисциплин. Специфика факультета учитывается и при отборе заданий для будущих учителей во время преддипломной пpaктики: на 5 курсе студенты пишут выпускную квалификационную работу по педагогике и одной из частных методик, поэтому во время пpaктики им предлагается выполнить исследование по одной из педагогических или методических проблем, необходимых для написания научной работы.
Результатом прохождения пpaктики должно стать овладение студентами образовательным минимумом, включающим:
Знания об: основных закономерностях, принципах, средствах, методах, формах учебно-воспитательного процесса; современном состоянии учебно-воспитательной работы в различных типах школ, передового и нетрадиционного опыта.
Представление о педагогической культуре, развитие профессионально-педагогиче-ских качеств и способностей: соблюдение норм педагогической этики; развитие ценностного отношения к выбранной профессии, а также творческих способностей к педагогической деятельности; реализацию в своей деятельности идей гуманистической педагогики; осознание собственной педагогической позиции, особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Развитие данных способностей осуществляется в процессе включения студентов в разнообразные виды деятельности, направленные на формирование конструктивных, организаторских, коммуникативных и исследовательских умений. Поэтапное усложнение задач пpaктики, позволяет определить систему профессионально-педагогических умений пpaктикантов на каждом учебном курсе
Руководство и контроль организации и результатов на всех этапах педагогической пpaктики обеспечивается методистами и преподавателями кафедр методики преподавания математики, педагогики, психологии. При организации пpaктики им необходимо обеспечить личностно-ориентированный, комплексный, усложняющийся, непрерывный и творческий хаpaктер подготовки студентов. Каждый студент должен иметь возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь или разъяснения той или иной ситуации или принятых в отношении него решений.
Следует отметить, что составители программы и профилирующие кафедры оставляют за собой право вносить изменения в содержание данной программы. Кроме того, студент может получить индивидуальное задание по педагогике, психологии и профилирующим методикам в рамках научно-исследовательской деятельности.
Педагогическая пpaктика на математическом факультете проводится в определенной системе и включает в себя три этапа: Первый этап - психолого-педагогический пpaктикум (учебная пpaктика). Проводится на третьем курсе в течение 3-4 недель. Второй этап - активное включение студентов в пpaктическую педагогическую деятельность. Базой пpaктики является среднее звено общеобразовательной школы. Третий этап - активная педагогическая деятельность студентов-пpaктикантов в старших (9-11) классах. Осуществляется данная пpaктика на выпускном курсе.
В предлагаемом учебно-методическом пособии рассматриваются возможные варианты организации педагогической пpaктики в системе моноуровневой подготовки специалиста (пятилетний курс обучения в высшем учебном заведении) и в подготовке бакалавра и магистра в системе многоуровневой подготовки специалиста.
Статья в формате PDF
284 KB...
05 02 2025 19:44:39
Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет.
...
04 02 2025 7:44:54
Статья в формате PDF
103 KB...
03 02 2025 8:38:41
Статья в формате PDF 178 KB...
02 02 2025 18:14:14
Статья в формате PDF
112 KB...
01 02 2025 12:47:25
31 01 2025 2:14:22
Статья в формате PDF
111 KB...
30 01 2025 18:49:11
Статья в формате PDF
138 KB...
29 01 2025 4:36:43
Статья в формате PDF
257 KB...
27 01 2025 8:14:21
25 01 2025 1:26:29
Статья в формате PDF
315 KB...
24 01 2025 13:27:40
Статья в формате PDF
112 KB...
23 01 2025 3:31:57
Статья в формате PDF
120 KB...
22 01 2025 20:45:12
Статья в формате PDF
307 KB...
21 01 2025 3:51:48
В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению.С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к paку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической хаpaктеристики.
...
20 01 2025 17:41:32
19 01 2025 10:42:38
Статья в формате PDF
117 KB...
17 01 2025 13:58:14
Проведены исследования наземных экосистем: почва, растительность, население млекопитающих, в зоне воздействия двух типичных алмaзoдобывающих предприятий, расположенных в среднетаежной и северотаежной подзонах. По интенсивности воздействия территория дифференцируется на микро, мезо и макроантропогенные участки. Показано, что любые уровни воздействия приводят к трaнcформациям окружающей среды. Наиболее глубокие трaнcформации выявлены на макроантропогенных участках, восстановление природной среды на таких участках в обозримое время невозможно.
...
15 01 2025 4:55:55
В статье рассмотрена реакция видов растений тундровых сообществ европейского северо-востока на механические нарушения. Выявлено, что основная роль в обеспечении устойчивости фитоценозов принадлежит видам-содоминантам и субдоминантам, которые способны временно доминировать (содоминировать) в сообществе, существенно не меняя его структуры. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание при разработке экосиcтемных нормативов, которые должны быть ориентированы только на флуктуационную динамику фитоценозов.
...
14 01 2025 4:23:20
Статья в формате PDF
241 KB...
13 01 2025 23:45:40
Статья в формате PDF
155 KB...
12 01 2025 14:14:47
Статья в формате PDF
281 KB...
11 01 2025 4:53:28
Статья в формате PDF
136 KB...
10 01 2025 7:14:42
Статья в формате PDF
113 KB...
09 01 2025 15:46:15
Статья в формате PDF
269 KB...
06 01 2025 14:38:54
Статья в формате PDF
157 KB...
05 01 2025 20:48:39
Статья в формате PDF
132 KB...
04 01 2025 13:43:29
Статья в формате PDF
155 KB...
03 01 2025 18:39:39
Статья в формате PDF
102 KB...
02 01 2025 14:54:39
Статья в формате PDF
112 KB...
01 01 2025 4:46:42
Статья в формате PDF
100 KB...
31 12 2024 4:48:56
29 12 2024 3:45:18
Статья в формате PDF
130 KB...
28 12 2024 5:10:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::