АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
На V-й Международной конференции по образованию взрослых (Гамбург, 1997), был выдвинут тезис «Учение взрослых: ключ для XXI столетия». В развитых странах мира дополнительное образование идея-фикс сегодняшнего дня. США в систему Lifelong Education (образование через всю жизнь) ежегодно вкладывает около 250 млрд. долларов с числом вовлеченных около 20 млн. человек
Индивидуальная учебная нагрузка при повышении квалификации составляет в среднем около 200 час в год. По мнению американских методологов, образование обеспечивает до 40% темпов экономического роста и потому является основным компонентом инвестиций в развитие производства. В России, при существующем демографическом кризисе, образование взрослых является абсолютной необходимостью, поскольку только в нем заложен базис стабильности экономического роста в условиях постоянных перемен [2, 5].
Надо отдавать себе отчет, что обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. На додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, преподавателя, даже в репродуктивном варианте. Как известно здесь педагог сам определяет все параметры процесса обучения. В силу объективных причин обучающийся, студент, в данной модели не может активно влиять на организацию учебно-воспитательного процесса. Его основная роль - пассивное восприятие социального опыта, передаваемого преподавателями.
На этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Андрагогика - наука об обучении взрослых. Её главный постулат: обучающийся - ведущее звено в процессе образования. Взрослый человек активно стремится к самореализации, поскольку уже обладает жизненным и профессиональным опытом. И этот опыт объективно может быть использован в качестве важного источника, как личного дальнейшего обучения, так и окружающих [2].
Дипломированный специалист дополнительно обучается с вполне конкретной целью: сразу же применить полученные в процессе обучения новые знания, умения и навыки, и получить от их реализации определенную сиюминутную выгоду. В противном случае мотивация к обучению резко падает. Это проистекает по следующим причинам: учебная деятельность взрослого детерминирована конкретными временными, социально-бытовыми факторами, которые либо ограничивают процесс обучения, либо способствуют ему. Он уже, в принципе, определился в социуме, и ему нужно или изменить рамки своей прежней профессиональной принадлежности, или расширение границ профессиональной мобильности.
Андрагогический подход к обучению с учетом психофизиологических особенностей, профессиональных знаний, жизненного опыта и социальных хаpaктеристик обучаемого, с нашей точки зрения, должен включать ряд обязательных составляющих:
- формирование реальной проблемы, провоцирующей обучение и усовершенствование собственных знаний и умений;
- формирование реальной потребности в совместной работе по обмену опытом с себе равными;
- ориентация на решение конкретной жизненной и профессиональной проблемы;
- алгоритмизация готовности профессионала к обучению через всю жизнь с учетом анатомо- и психофизиологических особенностей и возможностей;
- критическая оценка студентом, выявленных положительных и отрицательных аспектов в программе предлагаемого процесса обучения, коррекция учебных программ и процесса их реализации, достигнутых результатов с позиции образовательных потребностей обучающегося.
В этом ключе, при организации обучения взрослых (на отделении «Сестринское дело», повышенный уровень обучения) мы в обязательном порядке проводим:
- предварительную психолого-андрагогическую диагностику обучающихся медицинских сестер;
- планирование процесса обучения, исходя из их психологических особенностей;
- создаем условия реализации процесса обучения, построенного на личных достижениях уже сформировавшегося профессионала.
Такая идеология обучения позволяет обеим сторонам (педагогу и студенту) более эффективно организовать процесс обучения, достичь более ощутимых результатов в изучении и развитии личности обучающегося, постоянно развивать и его, и свои профессиональные и человеческие свойства и качества.
В системе образования взрослых не отрицаются и традиционные лекции, семинары. Однако наиболее выигрышными, как показывает наш опыт, являются деловые игры и тренинги. Известно, что в памяти остается 10% услышанного, 50% увиденного при общении, и до 100% того, что человек выполнил сам. В деловой же игре как раз и происходит ускоренное овладение социально-профессиональными ролями, варьируются разные способы поведения личности в реальных ситуациях, создаются условия для свободного и внестатусного интертипного информационного обмена. Стимулируется мотивация к обучению, так как интертипный информационный метаболизм понуждает индивидуума к постоянному совершенствованию.
Поскольку андрагогическая парадигма требует в обязательном порядке выявить физиологические и психологические особенности обучающихся, влияющие на особенности их познавательной и учебной деятельности, поэтому в своей работе в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси [1,5].
Она прошла проверку временем, активно используется в США, Франции, Израиле, адаптирована к российской действительности на контингентах Санкт-Петербургской военно-медицинской академии [3]. Смысл методики в определении и различении 16 психологических типов личности , определяемых по сочетаниям четырех факторов:
- E (Extravertion) & I (Intraversion) - экстраверсия-интроверсия;
- S (Sensation) & N (iNtuition) - здравомыслие-интуиция;
- T (Thinking) & F (Feeling) - логичность-чувствование;
- J (Judging) & P (Perceiving) - рассудительность-импульсивность.
Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий); главная черта человека - стремление к свободе определяется сочетанием SP:
- ESFP - Тамада: общительность, оптимизм, теплота, юмор, щедрость, богатство языка; поддаются coблaзнам; способности к бизнесу, торговле.
- ISFP - Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений; сфера интересов - изобразительное искусство, музыка, танец.
- ESTP - Антрепренер: энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску.
- ISTP - Мастер: умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию.
Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей); главная черта человека - чувство ответственности определяется сочетанием SJ:
- ESFJ - Торговец: открытый, пpaктичный, компанейский, обладает житейской мудростью.
- SFJ - Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.
- ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жиз- ни - долг, план, порядок, иерархия.
- ISTJ - Опекун: человек слова, хороший семьянин; спокоен, надежен, логичен, малоэмоционален, тверд, основателен, внимателен к деталям.
Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон); главная черта человека - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению определяется сочетанием NF:
- ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.
- INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.
- ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.
- INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.
Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей); главная черта человека - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству определяется сочетанием NT:
- ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.
- INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.
- ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и бaнaльность; инициативен, обладает смекалкой, пpaктической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.
- INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.
Интроверты, как правило, в своей массе пассивны, в основном уделяют внимание личным внутренним ощущениям и мыслям. У них познание осуществляется от абстpaктного к конкретному, через глубокий анализ. Мы убедились, что для интровертов лучше в качестве учебного материала использовать печатные материалы, тексты, самостоятельную работу, индивидуальные занятия, экзамен предпочтительнее проводить в письменной форме. Для подавляющего же числа экстравертов наоборот необходимы выраженная наглядность обучения, групповой метод обучения, использование иллюстраций, таблиц, графиков, схем и т.д. Они любят попробовать все своими руками, «растворяться» в массе, участвовать в дискуссиях, им легче сдавать устный экзамен в конце обучения.
Один из основных постулатов андрагогики, кроме всего прочего, предопределяет очень осторожное использование критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, уважение плюрализма жизненных позиций. [2]. В нашей ситуации при организации учебного процесса в среде медсестер-профессионалов (со стажем работы от 5 до 35 лет), действительно, наиболее продуктивными являются принципы самостоятельности добывания знаний. Исходя из этого, на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся нами мы пробуем внедрить создание ими порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения пока не относится к узаконенной в системе подготовки медперсонала со средним специальным образованием.
И в нашей системе профессионального образования её можно с полным основанием отнести к инновационным и личностно ориентированным. Строится она на выполнении комплексных заданий на реальном эмпирическом материале медсестры с непременным выходом результатов в пpaктику лечебно-профилактической работы. Подтверждением правильности нашей педагогической стратегии и тактики является то, что работы наших взрослых студенток регулярно принимаются к опубликованию в периодических научных изданиях республиканского и международного уровней.
Безусловно, разноплановая и, главное, - продуктивная подготовка взрослых профессионалов не может осуществляться без серьезной учебно-методической перестройки учебного процесса, направленной на разработку иных, в корне отличных от додипломного уровня образовательно-профессиональных программ, учебных планов, тестовых заданий для рубежного и итогового (экзаменационного) контроля знаний, пособий, как для слушателей, так и для преподавателей.
Андрагогический подход особенно к обучению медицинских работников требует и кардинального совершенствования материально- технической базы последипломного профессионального образования. Во-первых, это широкий набор современных и различных в зависимости от категории обучающихся типовых, прошедших сертификацию в соответствующих учебно-методических отделах (при министерствах и центрах переподготовки медицинских кадров) учебных пособий и руководств модульного типа по соответствующим разделам конкретных изучаемых дисциплин и смежным специальностям, чего, к сожалению, пока нет.
Во-вторых, - это компьютерная техника для организации и проведения учебного процесса,тестового контроля, особенно квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Он, кстати, обязан быть не местническим, но обязательно республиканского уровня. И осуществить это должно только с использованием современных информационных технологий, что отмечалось исследователями еще на заре сегодняшнего компьютерного «бума» [5]. Сегодня стало обыденной очевидностью, что без компьютерной техники последнего поколения не возможно развитие современной парадигмы последипломного профессионального образования (электронные версии учебно-производственных планов и WWW-страницы последипломных образовательных учреждений Минздравсоцразвития России) и внедрение (следующий этап) дистанционных форм обучения специалистов.
Кроме того, с нашей точки зрения, средние специальные учебные заведения (ССУЗы) должны в обязательном порядке располагать издательскими комплексами, позволяющими осуществлять оперативные малотиражные издания необходимой пpaктикам текущей учебно-методической и справочной литературы, решений и постановления высших декретных органов власти и руководства отрасли.
Список литературы
- Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Змеев С.И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.
- Овчинников Б.В. с соавт. Ваш психологический тип. - СПб., 1995.
- Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. - М., 1993.
- Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. - Gnoseology Books Ltd., 1984
- Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. - Chicago, 1980.
Краниальные брыжеечные лимфатические узлы морской свинки размещаются вдоль ствола одноименной артерии и около конца подвздошно-ободочной артерии (центральные и периферические узлы). ...
22 04 2024 16:17:57
Статья в формате PDF 111 KB...
20 04 2024 2:50:50
Проведено исследование ведущих показателей метаболизма порфиринов и железа в сопоставлении с функциональным состоянием печени у 100 больных с гемохроматозом (ГХ), в динамике. Дана объективная оценка их роли в своевременной и правильной постановке вторичной печеночной порфирии на ранних этапах развития патологического процесса. Порфириновый обмен при наследственном гемохроматозе (НГХ) хаpaктеризуется глубоко нарушенными и нестабильными показателями, затрагивающими все этапы синтеза гема гемоглобина (Hb). У больных с НГХ и с сопутствующими поздней кожной порфирией (ПКП) и инфекционными вирусными гепатитами В и С, независимо от типа мутации гена HFE (С289Y или H63D) изменения в обмене железа коррелируют с нарушенным синтезом аминолевулиновой кислоты (АЛК) и порфобилиногена (ПБГ). У больных диагностическую ценность в определении функционального состояния печени наряду с трaнcаминазами представляет исследование экскреции копропорфирина (КП) с мочой. Выявленные изменения в порфириновом обмене при гомозиготной форме НГХ носят постоянный, часто необратимый хаpaктер, ухудшая прогноз заболевания. ...
19 04 2024 22:35:17
Статья в формате PDF 122 KB...
18 04 2024 10:48:30
Статья в формате PDF 197 KB...
17 04 2024 5:32:14
Статья в формате PDF 114 KB...
16 04 2024 7:32:12
Статья в формате PDF 124 KB...
15 04 2024 16:15:54
Статья в формате PDF 269 KB...
14 04 2024 21:13:15
Статья в формате PDF 127 KB...
13 04 2024 2:58:58
Статья в формате PDF 114 KB...
12 04 2024 4:40:50
Статья в формате PDF 173 KB...
11 04 2024 21:57:41
Статья в формате PDF 106 KB...
10 04 2024 1:14:34
09 04 2024 3:12:10
Статья в формате PDF 133 KB...
07 04 2024 16:52:53
Статья в формате PDF 316 KB...
06 04 2024 20:41:23
Статья в формате PDF 190 KB...
05 04 2024 22:30:31
Статья в формате PDF 104 KB...
04 04 2024 18:10:41
Статья в формате PDF 112 KB...
03 04 2024 1:36:37
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...
02 04 2024 20:44:14
В работе исследовалось влияние внутримышечного введения пирацетама на метаболизм коллагена и фосфорно-кальциевый обмен у крыс, подвергавшихся ежедневной тепловой нагрузке по 10 минут в течение 7 суток. Введение ноотропа в дозе 400 мг/кг снижало активность коры надпочечников, ингибировало катаболизм коллагена и стимулировало процессы его синтеза у крыс в условиях тепловой нагрузки, нормализовало уровень кальция в крови. Обсуждаются возможные механизмы действия пирацетама на систему нейро-эндокринной регуляции и состояние костной ткани. ...
01 04 2024 14:45:13
В работе рассматриваются вопросы дистанционного управления здоровьем человека с помощью квантово-волновых нейроинформационных технологий – электроакустических импульсов, скопированных у адаптированной к гипоксии нервной клетке. Приведены данные, cсвидетельствующие о нормализующем действии моделей нейроинформационных сигналов на концентрацию СО2 в крови. В результате этого просвет кровеносных сосудов расширяется, в клетках восстанавливается режим нормоксии – основного фактора здоровья человека. ...
31 03 2024 7:13:41
Статья в формате PDF 1235 KB...
29 03 2024 1:49:33
Статья в формате PDF 254 KB...
27 03 2024 6:47:34
Статья в формате PDF 122 KB...
26 03 2024 0:53:29
Статья в формате PDF 153 KB...
25 03 2024 23:30:25
Статья в формате PDF 104 KB...
24 03 2024 15:23:48
22 03 2024 2:30:25
21 03 2024 20:50:57
Статья в формате PDF 305 KB...
20 03 2024 14:49:41
19 03 2024 19:35:31
Статья в формате PDF 113 KB...
18 03 2024 6:21:40
Статья в формате PDF 254 KB...
17 03 2024 16:40:59
Статья в формате PDF 129 KB...
16 03 2024 4:11:18
Статья в формате PDF 117 KB...
15 03 2024 22:13:51
Статья в формате PDF 120 KB...
14 03 2024 20:58:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::