ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ Л.В. ЗАНКОВА И Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ Л.В. ЗАНКОВА И Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ Л.В. ЗАНКОВА И Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА

Цгоева А.К. Шаповалова Е.В. Статья в формате PDF 114 KB

В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий, изменением существующей идеологии, возникает вопрос о путях и способах повышения качества образования. Эффективность обучения во многом зависит от содержания и методов организации учебной деятельности.

Обучение в младших классах имеет решающее значение в развитии индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка - всё, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся на всю жизнь.

В системе начального образования, кроме традиционной программы обучения, применяются программы развивающего обучения.

Первая, направленная на функциональную подготовку учащихся, решает прагматические, строго определенные задачи - получение знаний, формирование умений, навыков. Главная цель программы развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний.

Однако программы развивающего обучения применяются преимущественно в начальных классах, поэтому при переходе в средние классы школьники возвращаются к традиционной методике. Успешность адаптации в этом случае, на наш взгляд, будет зависеть от индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся.

В период с апреля 2005 по март 2007 года было проведено психологическое обследование, в котором принимали участие три группы испытуемых:

  1. Учащиеся, обучающиеся по системе Л.В. Занкова.
  2. Учащиеся, обучающиеся по «традиционной» системе.
  3. Учащиеся, обучающиеся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В апреле 2005 года обследованы учащиеся 3-х классов общеобразовательных школ г. Норильска. В марте 2007 года обследованы эти же учащиеся в 5-м классе;

Следует отметить: распределение по классам при поступлении в школу проводилось без учета уровня психологической готовности детей к школьному обучению; состав классов с течением времени изменялся.

Для оценки личностных особенностей учащихся были использованы следующие диагностические методики:

  1. Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана (детский вариант). Опросник содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности.
  2. Методика исследования мотивации учения. Разработана в 1988 г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. - И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
  3. Тест школьной тревожности Филлипса. Опросник оценивает 8 факторов тревожности: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
  4. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
  5. Методика «Социометрия» (Д. Морено), использованная для оценки социальных взаимоотношений, позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит, определить уровень взаимности выборов, уровень изолированности и в общем благополучие отдельного учебного коллектива.

Для математического и статистического анализа материала были использованы: среднее арифметическое, дисперсия и стандартное отклонение, средняя ошибка, и др., методы выявления различий в уровне и распределении исследуемых признаков (t-критерий Стьюдента).

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что действительно существуют различия в личностных хаpaктеристиках у учащихся 3-5 классов, обучающихся по развивающим и традиционной программам.

Установлено что учащиеся 3-го класса, обучающиеся по развивающей системе Л.В. Занкова, отличаются от обучающихся по традиционной программе по степени общительности (фактор А, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана), тревожности (фактор D, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана) и чувствительности (фактор I, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана). Выявлено, что 58% учащихся, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова, обладают адекватно высокими показателями уровня самооценки. Кроме того первые больше ориентированы на учебный и социальный мотивы, а у обучающихся по традиционной программе, наиболее выраженным оказался игровой мотив.

При этом, выявлено преобладание у третьеклассников, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова, таких личностных особенностей как низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (28% учащихся), наличие проблем и страхов в отношениях с учителями (34% учащихся), высокий уровень напряженности (фактор Q4, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана).

В отличие от обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова, у обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова ниже уровень общительности, ниже оценка собственного авторитета у сверстников. Учащихся, обучающихся по системе Л.В. Занкова, с высокой самооценкой больше(65% учащихся), чем школьников, обучающихся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (36% учащихся) и традиционной программе (57% учащихся).

У учащихся, обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, отмечается наличие негативного эмоционального состояния, на фоне которого развиваются нeблагоприятные социальные контакты, прежде всего со сверстниками «Переживание социального стресса» (38% учащихся), наличие нeблагоприятного социально-психологического фона, не позволяющего учащимся развивать свои потребности в достижении высокого результата (35% учащихся). В обеих группах третьеклассников, обучающихся по развивающим программам, отмечается незначительное преобладание показателей по шкале «Проблемы и страхи в отношениях с учителями».

У учащихся 5-х классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова, по сравнению с другими учащимися, выше уровень учебного мотива (65% учащихся) и социального мотива (46% учащихся).

Среди учащихся 5-го класса, обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, 8% детей обнаруживают высокий уровень выраженности позиционного мотива, тогда как среди пятиклассников, обучающихся по другим программам, учащихся с доминирующим позиционным мотивом не обнаружено. Более того, у 25% обучающихся по этой программе школьников выражен внешний по отношению к учебе мотив. Среди учащихся, обучающихся по программе Л.В. Занкова, ребят с выраженным внешним мотивом не выявлено, а среди учащихся, обучающихся по традиционной системе, школьников с выраженной внешней мотивацией - 7%.

Учащихся, занимающихся по традиционной программе, по сравнению с другими пятиклассниками отличает более высокий процент детей (24% учащихся) с выраженным, неадекватно перенесенным в учебную сферу, игровым мотивом.

Существуют различия и в особенностях взаимоотношений внутри классов учащихся, обучающихся по развивающим программам. Наиболее яркие особенности проявляются в классе учащихся, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова - общение строится на интеллектуальном уровне, возникают трудности в принятии новых ребят.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что наиболее эффективной в решении задачи развития учащихся является именно программа развивающего обучения Л.В. Занкова.

Так как эффективность обучения помимо такого фактора как содержание и методы организации учебной деятельности во многом зависит и от личности учителя, требуются дополнительные исследования данного вопроса.



МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности. ...

18 04 2024 7:29:13

Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории

Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории Рассмотрена концепция зависимости лесов как ядра биосферы Земли от активности Солнца по числу Вольфа. Принята точка на Земле в виде участка лесистой территории национального парка по лесным пожарам за 2002 год. По датам каждого лесного пожара были учтены: время от зимнего солнцестояния с 21 марта, склонение оси Земли к Солнцу, число Вольфа активности Солнца на день возникновения лесного пожара. Среди влияющих факторов первое место заняло время от зимнего солнцестояния. Второе место – склонение Солнца, а на третье – число Вольфа. Среди зависимых факторов первым стало склонение Солнца, вторым – время от 21.03, а третьим активность Солнца. В итоге параметры Земли первичны. Наиболее опасен интервал числа Вольфа 90 ≤ V ≤ 180 и сильный размах колебания во многом зависит от поведения людей. ...

11 04 2024 11:28:53

Природа времени

Природа времени Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстpaктность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

07 04 2024 18:49:40

ОСОБЕННОСТИ ГРВ БИОЭЛЕКТРОГРАФИИ СЕКРЕТОВ БОЛЬШИХ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

ОСОБЕННОСТИ ГРВ БИОЭЛЕКТРОГРАФИИ СЕКРЕТОВ БОЛЬШИХ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ С использованием метода газоразрядной визуализации (ГРВ) проведено исследование секретов околоушных, подчелюстных и подъязычных больших слюнных желез у 20 больных 2 типом сахарного диабета и 14 пpaктически здоровых людей. Выявлено, что параметры ГРВ-грамм секретов больших слюнных желез у пациентов с сахарным диабетом существенно ниже, чем у относительно здоровых лиц (p ...

06 04 2024 7:48:45

АНТИЦИПАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ

АНТИЦИПАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ Статья в формате PDF 342 KB...

03 04 2024 1:36:20

Американский студенческий сленг начала 21 века

Американский студенческий сленг начала 21 века Статья в формате PDF 249 KB...

02 04 2024 23:30:25

СОЛОВЬЁВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

СОЛОВЬЁВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 90 KB...

24 03 2024 11:15:44

ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Статья в формате PDF 99 KB...

21 03 2024 20:13:44

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ. ...

19 03 2024 6:25:47

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::