ИНФРАСТУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
В статье рассмотрены концепции исследования инфраструктуры, дана ее классификация.
Инфраструктура как подсистема экономики сложилась в результате исторического развития товарного производства, причиной ее выделения как самостоятельной сферы стало общественное разделение труда.
Основная функция инфраструктуры состоит в удовлетворении потребностей общества и создании условий для осуществления процесса производства.
В зарубежных исследованиях существует несколько концепций исследования инфраструктуры и определения роли, которую она играет в экономике:
- Концепция накладных расходов (П. Самуэльсон, Д. Кларк). Под инфраструктурой понимают основные мощности, без которых невозможно функционирование производства.
- Институциональная концепция (Р. Иохимсон и др.) согласно которой под инфраструктурой понимают систему взаимодействующих агентов сферы обращения, обеспечивающих связь между фазами производства и потрeбления.
- Концепция экономического роста (У. Ростоу, У. Артура Льюиса, Р. Нуркса и др.) [1]. Инфраструктура рассматривалась как инструмент, способствующий сокращению издержек обращения, быстрому росту внешней торговли и созданию капитала и тем самым удовлетворяющий все возрастающие потребности населения.
- Маркетинговая концепция. Согласно этой концепции под инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, способствующей реализации товаров на рынке и формированию нового спроса на товары и услуги.
- Распределительная концепция определяла инфраструктуру определенные виды деятельности, которые вызывают движение потоков товаров от производителей к потребителям.
- Логистическая концепция. Представители этого направления полагают, что инфраструктура обслуживает процессы физического перемещения товаров через финансовые и информационные потоки.
В отечественной экономической литературе существует несколько терминов, из которых наиболее часто встречаются «инфраструктура», «рыночная инфраструктура».
Появление термина «рыночная инфраструктура» связано с экономическими преобразованиями в российской экономике. Длительное время отечественные ученые рассматривали инфраструктуру преимущественно с точки зрения отраслевого подхода. При этом признавалась главенствующая роль стадии производства. Введение термина рыночная инфраструктура позволило расширить область исследований, так как произошло смещение акцента со сферы производства в сферу обращения.
Под рыночной инфраструктурой понимают подсистему рыночного хозяйства, обеспечивающую устойчивость его воспроизводства в процессе обмена видами деятельности и ресурсами, регулирующую поведение хозяйствующих субъектов и их агентов в условиях неопределенности, генерируемыми циклическими и конъюнктурными колебаниями рынка [2].
В западной экономической литературе используется термин «инфраструктура», так как рынок рассматривается как целостная экономическая система.
В российской экономической литературе преимущественно исследуют рыночную инфраструктуру, так как с переходом к рыночной экономике содержание понятия инфраструктура подверглось трaнcформации, и приоритеты исследования переместились с сферы производства в сферу обращения.
Инфраструктура может также подразделяться на отраслевую и специализированную. В свою очередь в составе отраслевой выделяют производственную, социальную и институциональную инфраструктуру.
Назначение производственной инфраструктуры заключается в оказании материальных, энергетических, информационных слуг во всех стадиях воспроизводственного процесса и обеспечения нормального функционирования и развития отраслей народного хозяйства, а также самого инфраструктурного комплекса.
Институциональная инфраструктура призвана оказывать услуги научного, управленческого, правоохранительного хаpaктера на уровне всего общества в целом и также обеспечивать повышение эффективности общественного производства.
С помощью социальной инфраструктуры создаются материальные, бытовые и культурные условия воспроизводства жизнедеятельности населения.
Специализированную инфраструктуру составляют отрасли, которые могут применяться во всех сферах деятельности экономических субъектов.
Таким образом, инфраструктура призвана обеспечить определенные условия для осуществления эффективного производственного процесса, который обеспечит экономический рост и приведет к повышению уровня жизни населения. В настоящее время наибольших интерес представляет исследование рыночной инфраструктуры так как акценты сместились со сферы производства в условиях комaндной экономики в сферу обращения в условиях рынка.
Список литературы
- Lewis W.A. The Theory of Economics Growth. - London, 1955. Nurkse, R. Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries. - Oxford, 1955.
- Русскова Е.Г. Методология системного исследования структуры рыночной экономики // автореф. дис . ... д-ра экон. наук. - Волгоград, 2006. - 50 с.
Статья в формате PDF 119 KB...
28 03 2024 13:12:18
Статья в формате PDF 115 KB...
27 03 2024 3:31:16
Статья в формате PDF 116 KB...
26 03 2024 3:27:46
Статья в формате PDF 253 KB...
25 03 2024 13:11:43
В настоящей работе предлагается оригинальный подход для объяснения процессов образования и распространения селей в горных условиях в условиях резкого увеличения вовлекаемых в этот процесс водных масс. Нами предлагается модель, согласно которой необходимыми условиями возникновения селя являются следующие: наличие глубинного трещинообразования в русле горной реки, перепад высот, наличие пула водной массы (обычно, – над областью будущего возникновения селя), обеспечивающего необходимый перепад гидростатического давления, а также выпадение осадков в виде обильных дождей, тающих снегов в верховьях селеопасных рек, провоцирующих это явление. Одним из принципиальных базовых допущений, на котором строится наша модель и которое подтверждается наблюдениями селевых катастроф, является то, что объем/масса водного селевого выброса может существенно превосходить оцениваемое количество выпавших осадков на поверхности. В связи с этим естественное объяснение получает общеизвестный факт, что не все ливневые дожди приводят к катастрофическим последствиям. Сущность и новизна нашей модели заключается в том, что в селевом взрыве активно участвуют как поверхностные, так и подземные воды, т.е. речь идет о 3D-механизме формирования селя. При этом в русле создается определенный участок – ворота селя, где начинает идти интенсивная подземная подпитка водой (за счет перепада давлений) основного импульса селя. И этот процесс может играть доминирующую роль. Нами предлагается математическая модель рождения и распространения селя, в основе которой лежат представления нелинейной гидродинамики волновых процессов с формированием солитонов. В рамках развиваемой концепции в заключительном разделе 5 данной статьи приведен краткий анализ возможных причин произошедшего катастрофического наводнения в г. Крымске (июль 2012 г.). ...
24 03 2024 16:10:39
Статья в формате PDF 261 KB...
23 03 2024 2:22:56
Статья в формате PDF 111 KB...
22 03 2024 8:24:35
Статья в формате PDF 113 KB...
21 03 2024 19:39:58
Статья в формате PDF 252 KB...
19 03 2024 18:32:33
В статье рассматриваются теоретические и пpaктические вопросы модернизации реального сектора экономики России. Исследуются факторы и условия, доказывающие необходимость коренных преобразований в базовых отраслях общественного производства. Раскрываются особенности функционирования реального сектора экономики в рыночных условиях современной социально-экономической системы России. Показывается роль научно-технического прогресса в формировании инновационной модели воспроизводства. Обоснована необходимость проведения действенной государственной промышленной и инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы; создания системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры. ...
18 03 2024 22:37:48
Статья в формате PDF 113 KB...
17 03 2024 10:36:25
Статья в формате PDF 122 KB...
16 03 2024 9:42:38
Статья в формате PDF 200 KB...
15 03 2024 13:15:59
Статья в формате PDF 266 KB...
14 03 2024 7:23:35
13 03 2024 18:11:37
Статья в формате PDF 103 KB...
11 03 2024 23:18:30
Статья в формате PDF 108 KB...
10 03 2024 18:46:35
09 03 2024 12:34:55
Статья в формате PDF 151 KB...
08 03 2024 23:18:56
Статья в формате PDF 190 KB...
07 03 2024 16:29:45
Статья в формате PDF 113 KB...
06 03 2024 3:15:58
Статья в формате PDF 301 KB...
05 03 2024 15:29:18
Статья в формате PDF 250 KB...
04 03 2024 18:17:56
Статья в формате PDF 291 KB...
03 03 2024 10:10:45
Статья в формате PDF 119 KB...
02 03 2024 2:51:35
Статья в формате PDF 112 KB...
01 03 2024 1:15:41
Статья в формате PDF 118 KB...
28 02 2024 16:13:36
27 02 2024 15:36:53
Статья в формате PDF 244 KB...
26 02 2024 12:57:34
Статья в формате PDF 113 KB...
25 02 2024 8:10:25
Статья в формате PDF 133 KB...
24 02 2024 13:42:20
Статья в формате PDF 203 KB...
23 02 2024 8:16:18
В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смaзoчно-охлаждающей жидкости (СОЖ) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...
22 02 2024 14:13:45
Статья в формате PDF 254 KB...
21 02 2024 20:40:27
Статья в формате PDF 111 KB...
19 02 2024 10:37:23
Статья в формате PDF 311 KB...
18 02 2024 20:16:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::