СООТНОШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОМ КОНЦЕПТЕ ЗНАНИЯ
Концепт знания в постнеклассической науке изменяется. В современном знании, для которого хаpaктерна незавершенность, нелинейность, спонтанность, проективность, коммуникативность, диалогичность, актуализируется традиционная проблема соотношения рационального и иррационального. Философская задача состоит в осмыслении конструкта знания на постнеклассическом этапе развития науки в новом контексте: в соотношении с другими понятиями в когнитивной пpaктике постнеклассической науки, в частности, в отношении «рациональное - иррациональное».
Для познания мира используются две эпистемиологических схемы: рациональная и иррациональная. Наука аппеллирует к рациональной схеме. Но нельзя забывать о существования иррационального, которое вносит сам мир и которого столько, «что впору задаться вопросом: да есть ли в нем хоть грань рационального?» [1].
Рассмотрим определения рационального и иррационального.
«В гносеологическом плане рациональное - это логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное знание предмета, нечто «в масштабе разграничивания» (Хайдеггер). В онтологическом - предмет, явление, действие, в основании которых лежит закон, формообразование, правило, порядок, целесообразность» [2]. Рациональное знание выражается рациональными средствами. Оно вербально, понятийно, коммуникативно, потому оно может быть передано другому в рациональной форме.
«Иррациональное имеет два смысла. В первом смысле иррациональное таково, что вполне может быть рационализировано. Пpaктически это есть объект познания, который поначалу предстает как искомое, неизвестное, непознанное. В процессе познания субъект превращает его в понятое, логически выраженное, всеобщее знание. Зачастую это иррациональное в нашей литературе называют нерациональным, но это, в сущности, неполный перевод на русский язык иррационального, где «ир» заменено на «не». Более корректно подобное иррациональное следует обозначить как "еще-не-рациональное"» [3].
Рациональное знание признают и рационалисты, и иррационалисты. Но их отношение к пониманию рационального знания противоположно. «Рационалист убежден, что, получив рациональное знание о предмете, он тем самым познал его подлинную сущность. Иное в иррационализме. Иррационалист заявляет, что рациональное знание не дает и в принципе не может дать знание сущности предмета и мира в целом, оно скользит по поверхности и служит исключительно для целей ориентации человека в окружающей среде. Рациональное знание возможно лишь относительно мира явлений, мир вещей самих по себе ему недоступен. А. Шопенгауэр, продолжая кантовскую мысль, объявил: «познанный мир есть мое представление» [4].
Понятие иррационального имеет и второй смысл, который представляет иррациональное как в принципе непознаваемое никем и никогда. Мир тревожен, загадочен и необъясним: «...нет такого ничтожного глиняного черепка, который бы весь не состоял из необъяснимых свойств» [5].
Но, если иррациональное в первом смысле, как еще-не-рациональное признается и рационализмом, и иррационализмом, то иррациональное во втором смысле признается только иррационализмом, т.к. оно не может быть рационализировано.
Представления о мире, который может быть полностью постигнут и беспредельно улучшен чистым разумом отошли в прошлое. Такой мир похож на добровольно принимаемую ночь, в которой нет ничего, кроме мифов (Анри де Любак).
Перекос в сторону только рационалистического понимания мира не дал человечеству ни полного знания, ни мopaльного удовлетворения. Рациональное знание может исказить представление о мире и вместо истины получится заблуждение, вместо правды - иллюзии. О таких ошибках предупреждает Эдгар Морен, президент ассоциации сложного мышления. Человеческое бытие и сознание имеют как рациональные, так и иррациональные пласты. Причина неприятия иррационального как негативного скорее носит традиционный, нравственный хаpaктер. Рациональное и иррациональное в их взаимозависимости не только не исключают, но и дополняют друг друга. Для философского рассмотрения проблем знания и познания это необходимые и важные категории.
В человеческой жизнедеятельности всегда присутствует рациональное и иррациональное. Это связано с тем, что изучение реальности происходит на основе априорных убеждений, оппозиционных фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия: материалистическое и идеалистическое понимание природы бытия. Они выражаются в оппозиции иррационального и рационального.
Таким образом, «рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его пpaктической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир» [7].
Согласно нашему исследованию, мысль человека, рациональное знание неотделимо от иррационального, включающего компоненты мистики, веры, эмоций, чувств человека. Соответственно мировоззрение человека, состоящее из его взглядов и убеждений, как необходимые компоненты включает мироощущение и мировосприятие, чувства и восприятие, с помощью которых мы ощущаем окружающий мир. Природа человека также напрямую связана не только с рациональностью, мышлением, но и с иррациональными элементами, бессознательными психическими процессами, которые в единстве позволяют познавать и постигать окружающий мир.
Таким образом, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его пpaктической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.
Список литературы
1. Мудрагeй Н.С. Рациональное - иррациональное: взаимодействие и противостояние. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ist_tip/04.php.
2. См.: Там же.
3. См.: Там же.
4. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгау- эр А. Полн. собр. соч. Т. I. М., 1910. - С. 131.
6. См.: Там же.
7. Никифоров О.В. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. - URL: http://dushaorthodox.ru/index.php?option = com_content&task = view&id = 77&Itemid = 42.
Статья в формате PDF 302 KB...
24 04 2024 20:53:57
Статья в формате PDF 105 KB...
23 04 2024 23:42:53
Статья в формате PDF 182 KB...
21 04 2024 20:18:53
Статья в формате PDF 126 KB...
20 04 2024 16:56:36
Статья в формате PDF 314 KB...
19 04 2024 14:32:33
Статья в формате PDF 321 KB...
18 04 2024 0:43:23
Рассмотрено понятие параллельного мира. Выявлены опытные основания его существования. Предсказано пpaктическое использование иных измерений в решении физико-технических проблем, в медицине, трaнcпорте, левитации и проскопии. ...
17 04 2024 8:58:56
Статья в формате PDF 101 KB...
16 04 2024 19:35:36
Статья в формате PDF 266 KB...
15 04 2024 21:46:27
Статья в формате PDF 219 KB...
14 04 2024 22:59:35
Статья в формате PDF 120 KB...
13 04 2024 5:27:11
Статья в формате PDF 345 KB...
12 04 2024 15:13:35
Статья в формате PDF 132 KB...
09 04 2024 20:43:56
Статья в формате PDF 121 KB...
08 04 2024 17:44:18
Статья в формате PDF 322 KB...
06 04 2024 14:56:53
Статья в формате PDF 269 KB...
05 04 2024 0:39:26
Благодаря образованию сплошных посадок во многих районах Белгородской области и повсеместному произрастанию преимущественно на нарушенных местообитаниях, гравилаты могут стать хорошим подспорьем в заготовке трав на корма, особенно в неурожайные засушливые годы. Гравилат городской и гравилат речной имеют следующие хаpaктеристики по питательности кормов: протеин 10,50, 8,31 % соответственно, жир – 2,81, 373 %, редуцирующие сахара – 1,11, 2,39 %, каротин – 37,44, 24,13 мг/кг, витамин Е – 278, 250 мг/кг, витамин С – 352,0, 394,0 мг/кг, витамин А – 18,5, 25,71 мг/кг, основные микроэлементы в достаточно большом объёме. Железа у гравилата городского – 52,2 мг/кг, гравилата речного – 34,72 мг/кг, марганца – 14,53; 6,7 мг/кг соответственно, меди – 2,1; 1,35 мг/кг, цинка – 10,03; 4,7 мг/кг. Кроме этих микроэлементов содержатся другие минеральные вещества в следующих соотношениях: гравилат городской – массовая доля кальция – 0,40 %, фосфора – 0,074 %, магния – 0,15 %, натрия – 0,009 %, калия – 0,57 %, серы – 0,072 %; гравилат речной – кальций – 0,73 %, фосфор – 0,06 %, магний – 0,13 %, натрий – 0,011 %, калий – 0,62 %, сера – 0,08 %. ...
04 04 2024 23:33:55
Статья в формате PDF 109 KB...
03 04 2024 5:25:59
Статья в формате PDF 142 KB...
02 04 2024 9:29:38
Статья в формате PDF 157 KB...
01 04 2024 3:42:20
Статья в формате PDF 307 KB...
31 03 2024 6:44:13
Статья в формате PDF 127 KB...
30 03 2024 0:50:18
Статья в формате PDF 107 KB...
29 03 2024 3:31:34
Статья в формате PDF 280 KB...
28 03 2024 10:56:30
Статья в формате PDF 124 KB...
27 03 2024 1:21:36
Статья в формате PDF 207 KB...
26 03 2024 3:11:30
В статье излагается позиция автора о необходимости максимально ответственно относиться к своему здоровью, исходя из объективных предпосылок нашего времени. ...
25 03 2024 9:37:28
24 03 2024 20:44:34
Статья в формате PDF 200 KB...
23 03 2024 8:33:32
Статья в формате PDF 128 KB...
22 03 2024 6:28:35
Статья в формате PDF 392 KB...
21 03 2024 1:54:17
Статья в формате PDF 250 KB...
19 03 2024 2:27:36
Статья в формате PDF 106 KB...
17 03 2024 18:37:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::