Взаимодействие науки и технологии
До последней трети ХХ столетия применение научных знаний проходило преимущественно по схеме: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработка новых технологий - внедрение. Предложение «ноу-хау» шли от науки, а проблема их внедрения осуществлялась как поиск тех или иных видов деятельности, в которых новые технологи будут использованы. Но по мере развертывания научно-технической революции 60-70 годов ХХ века и развития мирового рынка запросы на новые технологии все чаще начинают идти от самого производства.
Все эти процессы, ускоренно развивающиеся в последней трети прошлого столетия, породили новую стадию развития науки и ее взаимодействия с обществом. Возникают технонаука как своего рода симбиоз науки и технологий, ориентированной на запросы рынка. Технонаука опирается на постоянную поддержку бизнеса, который инвестирует исследования, приносящие прибыль. В процессы функционирования технонауки включена ее информационная поддержка. Формирование нового типа отношений науки и технологий не отменяет уже традиционно сложившегося типа, представленного цепочкой: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - внедрение.
При определении стратегий развития науки необходимо учитывать все эти современные особенности взаимодействия дисциплинарных и междисциплинарных исследований, проблемно-ориентированных исследований и свободных поисковых исследований в рамках отдельных дисциплин.
Вырисовывается несколько принципиальных позиций этой стратегии.
Первое. Формирование технонауки как важнейшего фактора экономики знаний стимулирует возрастающие капиталовложения в науку. разница в оплате и условиях труда привела к оттоку специалистов за рубеж. По экспертным оценкам «утечка умов» равнозначно потере капитала примерно в 500 млрд. долл. Если это суммировать с такой же величиной прямым вывозом капиталов за рубеж в последние 15 лет, то потери России составят колоссальную величину - примерно 1 триллион долларов.
Второе. Развитие науки в эпоху экономики знаний, сохраняет и даже умножает приоритет фундаментальных исследований. Современная наука по прежнему демонстрирует зависимость пpaктической эффективности научных знаний от развития их фундаментальной компоненты. Во второй половине ХХ века произошли изменения в институциональной структуре фундаментальной науки.
Если в Х1Х и даже начале ХХ вв. она преимущественно развивалась как университетская наука, то во второй половине ХХ в. начинают интенсивно создаваться сети научных учреждений академического типа: например, комплекс национальных научных лабораторий США, сеть исследовательских научных центров в Германии.
Третье. К концу XX столетия развитая фундаментальная наука была только в нескольких странах (США, Евросоюз и Россия). Япония, Китай не имели достаточного уровня и широкого фронта фундаментальных исследований. Доминировала такая политика: для технического прогресса не обязательно иметь собственную фундаментальную науку, достаточно использовать результаты мировой науки, полученные учеными других стран, и довести их до технологических разработок и внедрений. Технологический прогресс Японии в 60-80-х годах XX века реализовывал именно этот подход.
Но в конце XX века с возникновением технонауки и феномена синтеза фундаментальных и прикладных исследований в междисциплинарных программах, ориентированных на освоение сложных, исторически развивающихся систем, ситуация изменилась. Сегодня те страны, которые имеют развитую фундаментальную науку в сочетании с наукоемкими производствами, получают преимущества на мировом рынке экономики знаний.
Четвертое. Для современной науки важно решить проблему развития научных школ, постоянного притока молодежи, оптимизации кадрового состава.
Пятое. В современном симбиозе технонауки и традиционных дисциплинарных исследований центральную роль играют национальные программы исследований. Фронт современной науки настолько широк, что ни одна страна не может осуществлять исследования по всему этому фронту. Необходимо выбирать главные направления с учетом имеющихся ресурсов. Именно с этих позиций и формируются национальные программы научных исследований.
Шестое. В экономике знаний формируются разнообразные производственно - потребительские запросы к науке. Но это не исключает проблемы опосредующего звена между наукой и производством. В развитых формах экономики знаний такого рода опосредующим звеном выступают небольшие фирмы консалтингового типа. Основой их деятельности является сбор и анализ информации, с одной стороны, о запросах предприятий сферы производства и услуг, а с другой, о возможностях научных центров и университетов ответить на эти вопросы, создать необходимые технологии на базе фундаментальных и прикладных исследований.
В современных российских условиях можно использовать этот опыт управления связями «наука - производство». Необходимо не устраняться от решения проблем, полагая, что рынок сам все сформирует, и не требовать от фундаментальной науки, чтобы она занималась внедрением своих результатов, а целенаправленно регулировать становление новых связей науки с производством и сферой услуг.
Список литературы
1. Степин В.С. Изменения в структуре науки и современный статус фундаментальных исследований. - http://spkurdyumov.narod.ru/Stepin63.htm.
Статья в формате PDF
111 KB...
15 02 2025 15:46:24
Статья в формате PDF
115 KB...
14 02 2025 15:58:35
Статья в формате PDF
137 KB...
13 02 2025 23:20:32
Статья в формате PDF
120 KB...
12 02 2025 15:45:42
Статья в формате PDF
252 KB...
11 02 2025 18:30:32
Статья в формате PDF
109 KB...
10 02 2025 8:38:47
Статья в формате PDF
308 KB...
09 02 2025 6:18:17
Статья в формате PDF
121 KB...
08 02 2025 11:24:18
Статья в формате PDF
115 KB...
06 02 2025 8:38:28
Статья в формате PDF
111 KB...
05 02 2025 20:49:22
Статья в формате PDF
123 KB...
04 02 2025 21:15:35
Статья в формате PDF
140 KB...
03 02 2025 16:56:14
Статья в формате PDF
103 KB...
02 02 2025 4:56:27
Нестандартные задачи в педагогической пpaктике создают благоприятные условия для качественной подготовки учащихся, быстрой адаптации в окружающем мире и малознакомых предметных областях, стимулируют самообразование, формируют научную картину мира и являются инструментом для расширения естественнонаучного кругозора учащихся.
...
01 02 2025 9:54:14
Статья в формате PDF
110 KB...
31 01 2025 1:43:34
Статья в формате PDF
117 KB...
30 01 2025 7:15:34
Статья в формате PDF
104 KB...
29 01 2025 5:37:15
Статья в формате PDF
130 KB...
28 01 2025 5:54:15
Статья в формате PDF
135 KB...
27 01 2025 8:12:58
Статья в формате PDF
109 KB...
26 01 2025 6:12:47
Статья в формате PDF
104 KB...
25 01 2025 17:16:19
Статья в формате PDF
104 KB...
24 01 2025 14:12:39
Статья в формате PDF 126 KB...
23 01 2025 4:56:17
Статья в формате PDF
132 KB...
22 01 2025 10:48:14
Статья в формате PDF
128 KB...
20 01 2025 8:50:19
Статья в формате PDF
240 KB...
18 01 2025 22:42:31
Статья в формате PDF
124 KB...
17 01 2025 22:43:53
Статья в формате PDF
291 KB...
16 01 2025 6:35:53
Статья в формате PDF
103 KB...
15 01 2025 5:21:25
Статья в формате PDF
136 KB...
14 01 2025 10:19:47
Статья в формате PDF
129 KB...
13 01 2025 13:58:19
Статья в формате PDF
129 KB...
12 01 2025 13:58:53
11 01 2025 22:16:28
Статья в формате PDF
108 KB...
10 01 2025 23:16:29
Статья в формате PDF
116 KB...
09 01 2025 5:37:26
Статья в формате PDF
111 KB...
08 01 2025 13:36:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::