ПУТИ УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Научная медицина берёт свои истоки еще от Гиппократа. Несмотря на большие успехи современной научной медицины, по мнению Г.И. Царегородцева и В.Г. Ерохина (1986) её хаpaктеризует недоразвитость теоретического мышления. Это проявляется в отсутствии единой теории диагностики и обусловлено спецификой клинического мышления: 1. Предмет исследования весьма сложный - организм человека, охватывающий все сферы жизнедеятельности, в том числе пока недоступные для научного осмысливания явления биоэнергетики, экстрасенсорики. Неизвестным остаётся и личностный компонент в диагнозе. 2. В клинической диагностике нет специфических симптомов болезней, в связи с этим при постановке диагноза не может быть использован принцип категоричного силлогизма. 3. В клинической пpaктике для диагностики не могут быть использованы все методы обследования по разным причинам. 4. Далеко не всё в медицине поддается теоретическому толкованию.
Специфика клинического мышления объясняет консерватизм клинической медицины в отношении не только широкого использования новых методов диагностики и лечения, но также и процесса обучения клинической медицине и отношение к процессу формирования клинического мышления. Консерватизм сказывается и в отношении к врачебным ошибкам. Ведущие клиницисты И.Н. Осипов, И.А. Кассирский и другие считают, что при обучении клиническому мышлению, обучающемуся необходимо внушать возможность точной диагностики и недопустимость врачебной ошибки. Это требование, однако, при преподавании основывается на эмоциональном осмыслении предмета и отвлекает внимание студента, врача и исследователя от изучения природы врачебных ошибок, неизбежность которых хорошо известна.
Необходимость точной диагностики понятна и не вызывает возражений. Стремление к выполнению этого положения выражается в дифференцировании симптомов болезней на неспецифические, патогномоничные и специфичные симптомы. Причем степень специфичности симптомов разная. Современная медицина большое внимание уделяет хаpaктеристике диагностической значимости симптомов, выделяя в них чувствительность и специфичность, что выражается в процентах. Такому изучению подвергается не только паpaклинические симптомы обнаруженные с помощью современных методов обследования, но и клинические субъективные и объективные симптомы.
С самого начального этапа изучения клинической медицины студент, а в последующем и врач все же должен знать о неизбежности врачебных ошибок, чтобы целенаправленно изучать их природу и возможные способы сведения их количества и отрицательных последствий к минимуму.
На неизбежность врачебных ошибок и изучение способов их преодоления указывают отечественные и зарубежные авторы, такие как Ф.Ф. Тетенев, Р. Ригельман. С целью научного обоснования и внедрения этого подхода были проведены теоретические исследования: систематизация основных категорий теории диагностики - симптомов, синдромов, диагнозов и описание их свойств. Классификация основных категорий была сформирована по следующим принципам: 1. Она охватывала объём всех симптомов, синдромов и диагнозов. 2. В основу классификации были положены признаки, имеющиеся у всех категорий. 3. Деление категорий должно быть однозначным. 4. Структурность классификации должна прослеживаться от симптома к синдрому.
Симптомы были однозначно разделены на субъективные, объективные и паpaклинические. Субъективные симптомы означают ощущения больного как проявление болезни. Объективные симптомы отражают результаты физического исследования больного. Паpaклинические симптомы выявляются с помощью лабораторных и инструментальных методов исследований. Классификация синдромов была представлена таким же способом, с учётом того, что синдром - это совокупность симптомов. Соответственно они были однозначно разделены на два вида: простые и сложные. Простые синдромы в свою очередь на субъективные, объективные и паpaклинические синдромы, а сложные по комбинации обнаруженных симптомов: субъективно - объективно-паpaклинические, субъективно - объективные, субъективно-паpaклинические, объективно-паpaклинические синдромы.
Для того чтобы обсуждать значение симптомов и синдромов в постановке диагноза нужно знать и их свойства. Свойства формировались по принадлежности их к виду и варианту по классификации, специфичности и степени изученности механизма развития. Первое свойство симптомов и синдромов определяется просто и не вызывает затруднений. Второе свойство состоит в том, что и симптомы, и синдромы - это неспецифическое проявление болезни, при этом не имеет большого значения в каком проценте случаев этот симптом или синдром встречается при данном заболевании. Третье свойство симптома и синдрома состоит в том, что механизм их изучен недостаточно.
Поскольку симптомы и синдромы неспецифичны для проявления болезни, диагноз, таким образом, не может быть абсолютно точным. Это является, очевидно, основным источником врачебных ошибок, а существование неизвестных механизмов симптомов и синдромов является источником поиска нового знания. Диагноз всегда содержит в себе гипотезу. Он может быть точным только в отношении соответствия его формальным критериям, принятым научным сообществом.
Изучение теории диагностики в самом начале обучения в медицинском вузе ориентирует студента, а в последующем и врача на опережающее систематизированное усвоение клинического материала, что способствует ускорению формирования научного клинического мышления.
28 04 2025 1:15:38
Изучены видовой состав и экобиоморфы лишайников, проведена комплексная оценка роли экологических факторов в развитии лишайникового покрова карстовых воронок на территории Северо-Западного Кавказа.
...
27 04 2025 1:51:44
Статья в формате PDF
118 KB...
25 04 2025 5:18:21
Статья в формате PDF
114 KB...
24 04 2025 11:17:43
Статья в формате PDF
312 KB...
23 04 2025 15:58:55
Статья в формате PDF
121 KB...
22 04 2025 9:32:19
Статья в формате PDF
140 KB...
21 04 2025 22:45:52
Статья в формате PDF
157 KB...
20 04 2025 14:24:53
Статья в формате PDF
330 KB...
19 04 2025 15:49:36
Статья в формате PDF
117 KB...
16 04 2025 20:20:54
Статья в формате PDF
361 KB...
15 04 2025 10:36:35
Статья в формате PDF
358 KB...
14 04 2025 7:50:28
Статья в формате PDF
119 KB...
13 04 2025 6:59:20
Статья в формате PDF
269 KB...
12 04 2025 4:44:40
Статья в формате PDF
121 KB...
11 04 2025 13:39:19
Статья в формате PDF
106 KB...
10 04 2025 20:41:23
Статья в формате PDF
156 KB...
09 04 2025 10:31:40
Статья в формате PDF
100 KB...
08 04 2025 2:40:53
07 04 2025 11:26:14
06 04 2025 18:42:19
Статья в формате PDF
172 KB...
05 04 2025 2:51:37
Статья в формате PDF
114 KB...
04 04 2025 8:19:27
Статья в формате PDF
133 KB...
03 04 2025 12:59:50
Статья в формате PDF
262 KB...
01 04 2025 3:34:55
Рассматриваются показатели всхожести семян и частота встречаемости патологий митоза проростков лука-батуна (Allium fistulosum. L.), выращенных на почвенных пробах, отобранных на территории Западной Якутии в природных биотопах и в зоне воздействия предприятий горнодобывающей промышленности. Проанализировано 97 проб почвы, 35 000 клеток. Выявлено снижение всхожести семян и повышение показателя мутагенной активности почв на территории, загрязненной в результате деятельности алмaзoдобывающей промышленности и разведки месторождений углеводородного сырья в зоне воздействия всех обследованных предприятий. Это свидетельствует о нарушении цитогенетического гомеостаза вследствие комплексного воздействия негативных факторов антропогенно преобразованной среды.
...
31 03 2025 22:54:41
Статья в формате PDF
395 KB...
30 03 2025 9:12:52
Статья в формате PDF
300 KB...
29 03 2025 14:53:53
Статья в формате PDF
101 KB...
25 03 2025 5:41:18
Статья в формате PDF
118 KB...
24 03 2025 19:22:18
Статья в формате PDF
125 KB...
23 03 2025 22:37:50
Статья в формате PDF
111 KB...
22 03 2025 13:38:54
20 03 2025 6:46:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::