Формирование эффективной стратегии образовательного учреждения > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Формирование эффективной стратегии образовательного учреждения

Формирование эффективной стратегии образовательного учреждения

Столяров А.С. Столяров С.П. Статья в формате PDF 114 KB Образовательные учреждения (ОУ) не ставят перед собой цели получения прибыли. Стратегический менеджмент в таких бесприбыльных или некоммерческих организациях имеет много общих черт с управлением коммерческими структурами, однако, имеется и ряд важных отличий.

Стратегическое управление в ОУ достаточно сложно и требует не меньших интеллектуальных и творческих усилий, чем управление фирмой. Под контролем руководителя ОУ могут находиться средства, сопоставимые с активами крупных корпораций, которые предназначены для решения социальных и гуманитарных задач. Однако управление этими средствами и ресурсами, как правило, очень ограничено в силу обстоятельств:

  • более жесткой регламентации работы управленцев ОУ со стороны государства;
  • значительно большая открытость ОУ для общественного и государственного контроля;
  • большая зависимость от меняющихся требований и предпочтений стейкхолдеров, часто руководствующихся противоположными интересами.

В современных развитых обществах, так же как и в России, наблюдается устойчивый рост влияния ОУ на формирование общественного мнения и принятие важнейших государственных решений. Многократно возросли сложность и масштабы деятельности организаций образовательного сектора. Их деятельность все больше проникает в процессы управления всеми отраслями народного, хозяйства. Все более интенсивным становится обмен управленцами высшего звена, когда руководители вузов назначаются на ответственные государственные должности (экс-ректор РУДН Филиппов В.М. - министр образования), а должностные лица возглавляют известные образовательные организации (вице-премьер Шохин А.Н. - президент ВШЭ; члeн Совета директоров ЮКОС Невзлин Л.М. - ректор РГГУ). Отсюда следует возрастающий интерес исследователей к проблемам разработки стратегий развития ОУ.

Определенные трудности для непосредственного переноса методов стратегического планирования и управления, систем принятия решений и механизмов контроля, полученных на основании исследования корпораций, на ОУ можно преодолеть, рассмотрев различия между ними с точки зрения оценки эффективности.

Поскольку проблема оценки эффективности ОУ состоит в измерении объема предоставляемых услуг на выходе, что сделать численно очень сложно, внимание смещается к измерению и контролю издержек на входе.

П. Роби и К. Сейлз предложили список критериев, ориентируясь главным образом на коммерческие организации. Часть предложенных ими критериев вполне применима к оценке эффективности некоммерческих организаций:

  • качество управления; способность к нововведениям; способность к  привлечению, развитию
  • высококачественных человеческих ресурсов;
  • ответственность перед обществом и окружающей средой;

Однако для УЗ с учетом их специфики необходимо разpaбатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности. Основой для решения этой задачи может служить выделение четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессуального, ресурсного и подхода позиций групп поддержки.

Особого внимания заслуживает анализ эффективности стратегий многоуровневых образовательных комплексов. Образовательный комплекс, состоящий из интегрированных в его состав образовательных учреждений различного уровня, направленности и ведомственной принадлежности, способен реализовать многие возможности, недоступные другим образовательным структурам. В случае создания образовательных комплексов наблюдается так называемый синергический эффект, при котором слияние материальных, интеллектуальных и других ресурсов образовательных учреждений превышает результаты, получаемые организациями отдельно друг от друга.

К возможностям, вызывающим синергический эффект комплекса образовательных учреждений можно отнести:

  • осуществление вертикальной интеграции профильных учебных заведений;
  • облегчение горизонтального перемещения клиентов в многопрофильном образовательном комплексе;
  • повышение рентабельности организации учебного процесса;
  • концентрация интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава;
  • более эффективное использование интегрированных материальных ресурсов;
  • обретение большей устойчивости на конкурентном рынке образовательных услуг.

Синергический эффект образовательных комплексов выражается в том, что эффект комплексного применения интегрированных образовательных учреждений отличается от простого сложения эффектов стратегий каждого ОУ в отдельности:

Ек = Е1 + Е2 + Е3,

Ек - эффективность комплекса интегрированных образовательных учреждений; Е1 - эффективность ОУ 1; Е2 - эффективность ОУ 2; Е3 - эффективность ОУ 3;

Синергический эффект комплекса учебных заведений может быть как положительным (когда 2х2>4), так и отрицательным (при 2х2<4) в зависимости от эффективности взаимодействия составляющих комплекса учебных заведений, возможности предсказания и предотвращения отрицательных обратных связей, возмущающих процесс взаимодействия факторов.

Можно выделить три уровня проявления и усиления синергического эффекта комплекса учебных заведений. Синергический эффект возникает:

  • на первом уровне при взаимодействии структурных элементов одного ОУ;
  • на втором уровне от комплексного использования возможностей отдельных ОУ;
  • на третьем уровне синергический эффект усиливается, когда в продвижении задействуются ресурсы всех учреждений образовательного комплекса.

На каждом из своих уровней максимально положительный синергизм образовательного комплекса зависит от того, насколько полно используется образовательным учреждением его потенциал. При этом актуальным становится вопрос оценки и прогнозирования этого эффекта.

Однако формализация синергического эффекта сопряжена с известными трудностями, касающимися его оценки в силу сложности оценки разнонаправленного действия факторов, определяющих величину и направление синергического эффекта образовательного комплекса учебных заведений.

Таким образом, определение эффективности современных образовательных учреждений возможно:

  1. перенося на ОУ часть приоритетов эффективной деятельности коммерческих фирм;
  2. с учетом специфики ОУ;
  3. прогнозируя синергический эффект интегрированных ОУ;
  4. разpaбатывая собственный набор критериев эффективности конкретного ОУ.

Систематизация и классификация инструментов определения эффективности стратегии ОУ обозначает определенный срез методологии менеджмента, касающийся неразработанности и неформализуемости управления некоммерческими организациями. Дальнейшая разработка этих инструментов является одной из задач современной методологии менеджмента в сфере образования.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ЖИДКОСТИ Статья в формате PDF 111 KB...

23 04 2024 17:16:54

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У БЕЛОЙ КРЫСЫ. II. ЛИМФОИДНАЯ ЗАКЛАДКА

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У БЕЛОЙ КРЫСЫ. II. ЛИМФОИДНАЯ ЗАКЛАДКА Лимфоидная закладка краниальных брыжеечных лимфатических узлов определяется у плодов белой крысы 20-21 суток в результате инфильтрации лимфоцитами их стромальных зачатков. ...

22 04 2024 9:42:28

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 249 KB...

21 04 2024 21:57:24

Краснощекова Галина Алексеевна

Краснощекова Галина Алексеевна Статья в формате PDF 177 KB...

17 04 2024 17:15:29

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера-Шубникова. ...

16 04 2024 6:28:46

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ Статья в формате PDF 567 KB...

10 04 2024 8:54:17

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ Статья в формате PDF 90 KB...

09 04 2024 11:54:26

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ Статья в формате PDF 190 KB...

05 04 2024 3:18:12

БАКТЕРИАЛЬНАЯ КОЛОНИЗАЦИЯИНДОМЕТАЦИН-ИНДУЦИРОВАННЫХ ЯЗВ ТОНКОГО КИШЕЧНИКА КРЫСЫ

БАКТЕРИАЛЬНАЯ КОЛОНИЗАЦИЯИНДОМЕТАЦИН-ИНДУЦИРОВАННЫХ ЯЗВ ТОНКОГО КИШЕЧНИКА КРЫСЫ На поверхности инометацин-индуцированной язвы тонкого кишечника через 24 часа после его однократного введения формируется бактериальный биофильм. ...

04 04 2024 8:19:11

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. ...

31 03 2024 3:15:19

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ Статья в формате PDF 320 KB...

30 03 2024 1:44:34

ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Данная статья посвящена проблеме реставрации языческого миропонимания в современном мире. В статье пишется о том, что неоязычество предрасполагает людей к аддиктивным формам поведения. ...

29 03 2024 16:29:50

БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС СВИНЕЙ КРУПНОЙ БЕЛОЙ ПОРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС СВИНЕЙ КРУПНОЙ БЕЛОЙ ПОРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Изучен биохимический статус свиней крупной белой породы Западной Сибири. Установлено влияние возраста на активность аминотрaнcфераз, которая уменьшается в процессе онтогенеза. Полученные данные могут являться основой для постоянного мониторинга селекционируемых популяций. ...

28 03 2024 2:26:43

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ Общеобразовательный процесс включает в себя множество учебных дисциплин, формирующих мышление учащихся, в том числе и естественнонаучные дисциплины. Гимназическое образование в современной жизни формирует у учащихся личностные качества, ценностные ориентиры, социально значимые знания, отвечающие динамичным изменениям социума и необходимые для организации самостоятельной достойной жизни. ...

27 03 2024 16:37:14

ИММУННЫЙ ГОМЕОСТАЗ У БОЛЬНЫХ, ПРООПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ УЗЛОВОГО ЗОБА

ИММУННЫЙ ГОМЕОСТАЗ У БОЛЬНЫХ, ПРООПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ УЗЛОВОГО ЗОБА Изучено состояние иммунной системы у прооперированных больных с узловыми образованиями щитовидной железы. Установлено достоверное снижение абсолютных показателей иммунитета в клеточных и гумopaльных звеньях. В основе механизмов нарушений регуляции иммунного ответа лежат как модуляции свойств отдельных популяций иммуннокомпетентных клеток, так и на молекулярно-генетическом уровне за счет изменения экспрессии генов цитокинов. Выявлена тесная взаимозависимость нейроэндокринной и иммунной систем в реабилитации иммунного гомеостаза в пост операционный период. Для оценки иммунного статуса определялся субпопуляционный состав лимфацитов периферической крови и иммуноглобулины. Исследована клиническая эффективность комплексного применения иммуномодуляторов и тиреоидных препаратов. Обосновано применение в комплексном лечении послеоперационных пациентов с узловым зобом иммунофана, нуклеината натрия в комплексе с гормональными препаратами. ...

24 03 2024 13:16:56

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Статья в формате PDF 103 KB...

22 03 2024 3:11:41

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::