РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Гуменюк Н.С. Гамей И.В. Статья в формате PDF 565 KB

Имитационное моделирование - один из самых мощных инструментов анализа, исследования сложных систем, управление которыми связано с принятием решений в условиях неопределенности. По сравнению с другими методами такое моделирование позволяет рассматривать большее число альтернатив, улучшать качество управленческих решений и точнее прогнозировать их последствия.

Разработанная имитационная модель дает возможность проанализировать результаты работы трaнcпортных систем на основе баржебуксирных составов (ББС) и системы из обычных судов. Данный программный комплекс позволяет провести эксперименты, в которых одновременно запускаются обе трaнcпортные системы, и выявить, при каких именно условиях выгодно использовать ББС, а при каких нужно вернутся к обычным судам.

Tрaнcпортная система баржебуксирных составов (морских составных судов) представлена функционирующей по схеме 1 + 3, т. е. один буксир и три баржи. Параллельно для удобства сравнения представлена эксплуатация трех самоходных судов. Tрaнcпортные системы осуществляют перевозки между двумя портами А и Б.

Исходя из того, что имитация должна применяться для исследования реально сложных систем, в частности трaнcпортных, построение имитационной модели происходило по следующим этапам:

1) определение системы - установление границ, ограничений эффективности системы, подлежащей изучению;

2) формирование модели - переход от реальной системы к некоторой логической схеме;

3) подготовка данных - отбор данных, необходимых для построения модели, и представление их в соответствующей форме;

4) трaнcляция модели - описание модели на языке, приемлемом для используемой ЭВМ;

5) оценка адекватности - повышение до приемлемого уровня степени уверенности, с которой можно судить относительно корректности выводов о реальной системе, полученных на основании обращения к модели;

6) реализация - пpaктическое использование модели и (или) результатов моделирования.

При разработке имитационной модели было выделено десять элементов трaнcпорт-ных систем - это баржа № 1, баржа № 2, баржа № 3, буксир, ББС № 1, ББС № 2, ББС № 3, судно № 1, судно № 2, судно № 3. Для каждого элемента были определены возможные состояния, с помощью которых также можно определить местонахождение объекта: баржа (судно) в ожидании причала и под швартовочными операциями в пунктах А и Б; баржа (судно) под разгрузкой в пунктах А и Б; баржа (судно) под погрузкой в пунктах А и Б; баржа (судно) в ожидании буксира в пунктах А и Б; буксир (судно) под бункеровкой в пунктах А и Б; буксир в ожидании баржи в пунктах А и Б; ББС (судно) в ожидании погоды в пунктах А и Б; ББС (судно) на переходе из пункта А в пункт Б и на переходе из пункта Б в пункт А.

Эксплуатация системы рассматривается с помощью графа состояний, который показывает последовательность перехода одного состояния элемента трaнcпортной системы в другое, а также связь этих элементов между собой. С помощью графа состояний построена матрица состояний системы, которая в свою очередь позволила создать удобный интерфейс программного комплекса (рисунок).

Главное окно интерфейса программного комплекса

Матрица состояний представляет собой таблицу, в столбцах которой расположены элементы системы, а в строках находятся возможные состояния элементов системы.

Переход состояний элементов из одного возможного состояния в другое и наоборот происходит на основании алгоритмов, создание которых являлось основной целью работы.

Программный комплекс имитационной модели Imitation был разработан в среде Delphi 7.0 для Windows. Программный комплекс предназначен для имитации функционирования сложной трaнcпортной системы, состоящей из большого количества элементов, а так-же расчета экономических показателей ее работы и оценки влияния на них случайных параметров эксплуатации. Imitation позволяет оценивать преимущества и недостатки трaнcпортных систем состоящих из ББС и трех обычных судов с помощью имитационного моделирования, а также позволяет проводить моделирование не только в условиях задаваемых детерминированных исходных данных, но и с вероятностными исходными данными. Это позволяет наиболее приблизить результат моделирования к реальным условиям.

Интерфейс программного комплекса состоит из четырех окон: главное окно; окно ввода данных системы; окно вывода результатов реализации; окно вывода нескольких реализаций.

Кнопка «ВВОД данных» открывает окно, в котором производится ввод вероятностных, технических, и экономических данных системы. Кнопка «РАСЧЕТ за эксплуатационный период» проводит расчет за период, который был указан при вводе данных, после чего выводит результат реализации в новом окне. Кнопка «РАСЧЕТ пошаговый» предназначена для расчета реализации в пошаговом режиме с шагом, указанным при вводе данных. Кнопка «РЕЗУЛЬТАТЫ реализации» предназначена для вывода окна с результатами реализации на данный момент.

В программе имеется возможность расчета нескольких (множественных) реализаций за эксплуатационный период, целью которого является определение индекса базового предпочтения IPm. Провести такой расчет можно, указав требуемое количество реализаций в поле ввода «Количество реализаций» и нажав кнопку «Расчет нескольких реализаций», после этого программа выводит новое окно с результатами индекса базового предпочтения IPm, а также его составляющих.

Список литературы

  1. Максимей И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. - М.: Радио и связь, 1988. - 232 с.
  2. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. - М.: Мир, 1978. - 481 с.


ВЫВОД УРАВНЕНИЙ МАКСВЕЛЛА ИЗ ФУНКЦИИ СОСТОЯНИЯ. ЗАРЯДОВАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ И ЕЁ СВЯЗЬ С ЗАКОНОМ СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА

ВЫВОД УРАВНЕНИЙ МАКСВЕЛЛА ИЗ ФУНКЦИИ СОСТОЯНИЯ. ЗАРЯДОВАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ И ЕЁ СВЯЗЬ С ЗАКОНОМ СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА На основе введённых функций состояния для электромагнитного поля и зарядовой функции состояния для частиц выведена полная система уравнений Максвелла для электродинамики. Показано, что закон сохранения зарядов есть следствие существования этой функции. Показано также, что в вакууме электромагнитное поле отсутствует, что подтверждает справедливость теории дальнодействия. ...

21 04 2024 3:44:16

СПЕЦИФИКА СОПРЯЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛИ И ИНСТРУМЕНТА, ОБРАЗУЮЩИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКУЮ ВИНТОВУЮ ПАРУ С ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ОСЯМИ

СПЕЦИФИКА СОПРЯЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛИ И ИНСТРУМЕНТА, ОБРАЗУЮЩИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКУЮ ВИНТОВУЮ ПАРУ С ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ОСЯМИ Приведены новые положения теории зацепления, отражающие специфику цилиндрической винтовой пары «инструмент-деталь» ...

18 04 2024 10:45:57

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ Статья в формате PDF 119 KB...

11 04 2024 11:53:52

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

04 04 2024 17:58:11

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ: АССОЦИАЦИЯ ГЕНОТИПА ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ: АССОЦИАЦИЯ ГЕНОТИПА ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2 В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...

29 03 2024 12:56:19

РИТМ ИМЕННОЙ МОЛИТВЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

РИТМ ИМЕННОЙ МОЛИТВЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА Статья в формате PDF 78 KB...

23 03 2024 13:20:24

Жабры осетровых рыб как органы кроветворения

Жабры осетровых рыб как органы кроветворения Статья в формате PDF 120 KB...

18 03 2024 5:10:38

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ СЕНА ОТ УЛУЧШЕННЫХ СЕНОКОСОВ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ СЕНА ОТ УЛУЧШЕННЫХ СЕНОКОСОВ По статистическим рядам динамики урожайности сена однолетних и многолетних трав показаны результаты идентификации биотехнического закона и его применения в волновых составляющих математической модели динамики. ...

17 03 2024 0:35:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::