РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
Имитационное моделирование - один из самых мощных инструментов анализа, исследования сложных систем, управление которыми связано с принятием решений в условиях неопределенности. По сравнению с другими методами такое моделирование позволяет рассматривать большее число альтернатив, улучшать качество управленческих решений и точнее прогнозировать их последствия.
Разработанная имитационная модель дает возможность проанализировать результаты работы трaнcпортных систем на основе баржебуксирных составов (ББС) и системы из обычных судов. Данный программный комплекс позволяет провести эксперименты, в которых одновременно запускаются обе трaнcпортные системы, и выявить, при каких именно условиях выгодно использовать ББС, а при каких нужно вернутся к обычным судам.
Tрaнcпортная система баржебуксирных составов (морских составных судов) представлена функционирующей по схеме 1 + 3, т. е. один буксир и три баржи. Параллельно для удобства сравнения представлена эксплуатация трех самоходных судов. Tрaнcпортные системы осуществляют перевозки между двумя портами А и Б.
Исходя из того, что имитация должна применяться для исследования реально сложных систем, в частности трaнcпортных, построение имитационной модели происходило по следующим этапам:
1) определение системы - установление границ, ограничений эффективности системы, подлежащей изучению;
2) формирование модели - переход от реальной системы к некоторой логической схеме;
3) подготовка данных - отбор данных, необходимых для построения модели, и представление их в соответствующей форме;
4) трaнcляция модели - описание модели на языке, приемлемом для используемой ЭВМ;
5) оценка адекватности - повышение до приемлемого уровня степени уверенности, с которой можно судить относительно корректности выводов о реальной системе, полученных на основании обращения к модели;
6) реализация - пpaктическое использование модели и (или) результатов моделирования.
При разработке имитационной модели было выделено десять элементов трaнcпорт-ных систем - это баржа № 1, баржа № 2, баржа № 3, буксир, ББС № 1, ББС № 2, ББС № 3, судно № 1, судно № 2, судно № 3. Для каждого элемента были определены возможные состояния, с помощью которых также можно определить местонахождение объекта: баржа (судно) в ожидании причала и под швартовочными операциями в пунктах А и Б; баржа (судно) под разгрузкой в пунктах А и Б; баржа (судно) под погрузкой в пунктах А и Б; баржа (судно) в ожидании буксира в пунктах А и Б; буксир (судно) под бункеровкой в пунктах А и Б; буксир в ожидании баржи в пунктах А и Б; ББС (судно) в ожидании погоды в пунктах А и Б; ББС (судно) на переходе из пункта А в пункт Б и на переходе из пункта Б в пункт А.
Эксплуатация системы рассматривается с помощью графа состояний, который показывает последовательность перехода одного состояния элемента трaнcпортной системы в другое, а также связь этих элементов между собой. С помощью графа состояний построена матрица состояний системы, которая в свою очередь позволила создать удобный интерфейс программного комплекса (рисунок).
Главное окно интерфейса программного комплекса
Матрица состояний представляет собой таблицу, в столбцах которой расположены элементы системы, а в строках находятся возможные состояния элементов системы.
Переход состояний элементов из одного возможного состояния в другое и наоборот происходит на основании алгоритмов, создание которых являлось основной целью работы.
Программный комплекс имитационной модели Imitation был разработан в среде Delphi 7.0 для Windows. Программный комплекс предназначен для имитации функционирования сложной трaнcпортной системы, состоящей из большого количества элементов, а так-же расчета экономических показателей ее работы и оценки влияния на них случайных параметров эксплуатации. Imitation позволяет оценивать преимущества и недостатки трaнcпортных систем состоящих из ББС и трех обычных судов с помощью имитационного моделирования, а также позволяет проводить моделирование не только в условиях задаваемых детерминированных исходных данных, но и с вероятностными исходными данными. Это позволяет наиболее приблизить результат моделирования к реальным условиям.
Интерфейс программного комплекса состоит из четырех окон: главное окно; окно ввода данных системы; окно вывода результатов реализации; окно вывода нескольких реализаций.
Кнопка «ВВОД данных» открывает окно, в котором производится ввод вероятностных, технических, и экономических данных системы. Кнопка «РАСЧЕТ за эксплуатационный период» проводит расчет за период, который был указан при вводе данных, после чего выводит результат реализации в новом окне. Кнопка «РАСЧЕТ пошаговый» предназначена для расчета реализации в пошаговом режиме с шагом, указанным при вводе данных. Кнопка «РЕЗУЛЬТАТЫ реализации» предназначена для вывода окна с результатами реализации на данный момент.
В программе имеется возможность расчета нескольких (множественных) реализаций за эксплуатационный период, целью которого является определение индекса базового предпочтения IPm. Провести такой расчет можно, указав требуемое количество реализаций в поле ввода «Количество реализаций» и нажав кнопку «Расчет нескольких реализаций», после этого программа выводит новое окно с результатами индекса базового предпочтения IPm, а также его составляющих.
Список литературы
- Максимей И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. - М.: Радио и связь, 1988. - 232 с.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. - М.: Мир, 1978. - 481 с.
Статья в формате PDF 183 KB...
09 10 2024 14:40:19
Статья в формате PDF 296 KB...
08 10 2024 10:57:10
Статья в формате PDF 113 KB...
07 10 2024 4:42:14
Статья в формате PDF 111 KB...
06 10 2024 13:26:16
Статья в формате PDF 262 KB...
05 10 2024 23:29:58
Статья в формате PDF 134 KB...
04 10 2024 15:23:19
Статья в формате PDF 115 KB...
03 10 2024 18:19:19
Статья в формате PDF 115 KB...
02 10 2024 2:14:23
Статья в формате PDF 119 KB...
30 09 2024 17:38:58
Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина (КН) и гибберелловой кислоты (ГК) и совместно с витаминами никотиновой кислотой (НК) и пантотеновой кислотой (ПК) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стeбля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...
28 09 2024 13:50:52
Статья в формате PDF 491 KB...
27 09 2024 6:40:33
Статья в формате PDF 290 KB...
26 09 2024 11:49:50
Статья в формате PDF 111 KB...
25 09 2024 8:56:49
Статья в формате PDF 101 KB...
23 09 2024 2:34:33
Статья в формате PDF 110 KB...
22 09 2024 19:55:37
Статья в формате PDF 683 KB...
21 09 2024 9:49:46
Статья в формате PDF 146 KB...
20 09 2024 18:49:50
Статья в формате PDF 100 KB...
19 09 2024 5:46:58
Статья в формате PDF 691 KB...
18 09 2024 4:12:20
Статья в формате PDF 128 KB...
17 09 2024 5:35:48
Статья в формате PDF 133 KB...
16 09 2024 18:35:43
Статья в формате PDF 133 KB...
15 09 2024 0:18:10
Любая научная дисциплина строится на основных понятиях, которые, являясь фундаментальными, имеют философский исток. В биологических науках среди прочих таковыми являются понятия «системы» и «целого». В настоящее время возникла необходимость по-новому взглянуть на их роль в решении вопроса о функционировании живого организма, на их взаимоотношения и структурно-функциональное наполнение. Первый шаг в таком рассмотрении сделан авторами настоящей статьи, в которой определено место этих понятий в описании функций живого, как в теоретическом, так и в пpaктическом плане. ...
14 09 2024 19:54:59
Статья в формате PDF 132 KB...
13 09 2024 15:50:14
Статья в формате PDF 131 KB...
12 09 2024 10:29:53
Статья в формате PDF 126 KB...
11 09 2024 13:39:33
Статья в формате PDF 253 KB...
10 09 2024 7:17:29
Статья в формате PDF 117 KB...
09 09 2024 4:14:56
Статья в формате PDF 109 KB...
08 09 2024 18:13:35
Статья в формате PDF 113 KB...
07 09 2024 6:40:31
Статья в формате PDF 107 KB...
06 09 2024 15:41:40
Статья в формате PDF 111 KB...
05 09 2024 0:24:40
04 09 2024 4:33:18
Статья в формате PDF 276 KB...
03 09 2024 1:23:22
02 09 2024 2:49:31
01 09 2024 21:25:24
Статья в формате PDF 103 KB...
31 08 2024 22:25:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::