ЛЕКЦИЯ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
Неотъемлемой частью учебного процесса любого Высшего учебного заведения является поведение лекционных занятий. Однако среди существующих в ВУЗе организационных форм обучения лекцию чаще всего относят к не активным [1].
Безусловно, что с момента своего появления и до настоящего времени сама лекция претерпела существенные изменения и сейчас призвана в первую очередь не только к пассивному получению информации студентами от преподавателя, а к активизации и развития их мышления.
Для этого в дидактике и психологии высшей школы были разработаны такие типы лекций, как дискуссия двух преподавателей, пресс-конференция, лекция - визуализация, лекция с запланированными ошибками. Однако результат проведенного анализа существующей литературы показал, что прототипов их методической разработки нет, чаще всего авторы ограничиваются пространными описаниями отдельных хаpaктеристик.
Целью данной статьи является теоретическое обоснование лекции с запланированными ошибками, описание ее функциональных возможностей на конкретном примере в рамках учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления в Коммерческих организациях». Кроме того, в рамках данной статьи будет изучена структура исследуемой формы занятия, рассмотрены методические разработки, используемые при проведении лекций с запланированными ошибками. Так же в данной статье изучены основные затруднения, которые могут возникнуть у преподавателей и студентов при реализации данной формы занятий.
Рассмотрим пример лекции с запланированными ошибками в рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления в коммерческих организациях», которая может читаться для студентов специальности « Документоведение и документационное обеспечение управления» и для студентов специальности «Менеджмент организации».
Безусловно, данную дисциплину целесообразней изучать студентам обеих специальностей на старших курсах, когда у менеджеров есть четкое представление об особенностях коммерческих организаций, а у документоведов конкретные знания об общих принципах ведения делопроизводства в организациях, без конкретизации какой либо организационно-правовой формы. Тогда у студентов как специальности «Менеджмент организации», так и у студентов «Документоведение и документационное обеспечение управления» будет существовать мотивационный аспект в изучении новой дисциплины.
Работа с лекциями любого типа независимо от их вида, целей и т.д. состоит из следующих этапов:
- Подготовка к лекции
- Проведение лекции (обучающая деятельность преподавателя и учебная деятельность студентов)
- Анализ (совместный анализ занятия преподавателем и студентами)
Прежде всего, необходимо отметить, что проведение лекции с запланированными ошибками требует самостоятельной подготовки не только со стороны преподавателя, но и со стороны студентов. Так, после выбора преподавателем темы лекции, ее обоснования (В рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления в коммерческих организациях» для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и для студентов специальности «Менеджмент организации», таким примером является проведение лекции с запланированными ошибками на тему « Коммерческая тайна »), преподаватель должен произвести отбор библиографии по теме и раздать студентам список рекомендуемой литературы для подготовки к занятию.
Преподаватель самостоятельно устанавливает для студентов сроки подготовки к занятию, в рамках приводимого примера для подготовки к занятию по теме «Коммерческая тайна» студентам для подготовки дается 2 недели, выбор преподавателем достаточно большого временного периода для подготовки студентов, в рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления в Коммерческих организациях», связан, прежде всего с тем, что кроме изучения литературы для подготовки к занятию студенты должны самостоятельно изучить законодательные и нормативно-правовые акты по теме планируемого занятия.
Подготовка к планируемому занятию заключается в работе не только студентов, но и преподавателя. Так, преподаватель должен подготовить план и конспект содержания лекции по выбранной теме, при этом он обязательно должен на отдельном листе выделить ошибки, заложенные в материале лекции, а так же выбрать и выписать (например, на полях лекции) учебные средства и приемы, которые будут использоваться при проведении занятия.
Необходимо отметить, что при выборе запланированных ошибок преподаватель должен придерживаться определенных требований: во-первых, ошибки не должны быть явными; во-вторых, ошибки не должны касаться малозначительных деталей; в третьих ошибки должны затрагивать наиболее типичные случаи; в четвертых ошибки должны быть хорошо замаскированы в тексте лекции; в пятых число ошибок должно соответствовать тем учебным элементам (дидактическим единицам), которые подлежали усвоению по теме (дисциплине).
На втором этапе можно выделить два организационных момента:
- Объявление темы лекции; сообщение, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательного, методического или поведенческого хаpaктера (в определенных случаях ошибки могут быть даже мировоззренческого или идеологического хаpaктера).
- Основная часть. По ходу лекции обучающиеся находят в материале ошибки и фиксируют их.
Для фиксирования ошибок, «допущенных» преподавателем, студентам до начала занятия студентам раздается таблица, которая заполняется по ходу проведения занятия.
Как уже отмечалось в данной статье третий этап лекции с запланированными ошибками, как и любой лекции - это проведение аналитической работы.
Таким образом, разбор ошибок, т.е. анализ - это обязательный этап лекции, который проводиться за 10-15 минут до окончания занятия. Список ошибок может быть предъявлен студентам (в случае развития у них высокой степени самоконтроля, как правило, высоким уровнем самоконтроля обладают студенты 4-5 курсов). В ходе разбора даются правильные ответы на вопросы, либо преподавателем, либо слушателями, либо совместно.
В рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления в коммерческих организациях» для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и для студентов специальности «Менеджмент организации», при проведении лекции с запланированными ошибками на тему « Коммерческая тайна » обсуждение ошибок происходит совместно преподавателем со студентами, тогда как анализ в подобной лекции по такой теме, как «Создание, реорганизация и ликвидация акционерных обществ» происходит студентами самостоятельно, за преподавателем остается лишь функция контроля.
Так как примером в данной статье является проведение лекции с запланированными ошибками на тему «Коммерческая тайна», где анализ проводиться совместно преподавателем со студентами, рассмотрим его основные этапы:
- Один из слушателей воспроизводит соответствующий отрывок лекции;
- Преподаватель воспроизводит соответствующий отрывок лекции;
- Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение верно или неверно;
- Обсуждение следующей ошибки и т.д.
В случае если преподаватель при проведении занятия ставил одной из задач оценку самостоятельной работы студентов при подготовке к лекции с запланированными занятиями, он может после обсуждения ошибок собрать таблицы, или при их обсуждении обратиться к студентам с просьбой - разбиться на пары и обменяться таблицами для взаимоконтроля.
Однако, как и любая инновационная методика преподавания, лекция с запланированными ошибками имеет следующие методические замечания:
- Слушатели могут найти больше ошибок, чем было запланировано преподавателем (чаще всего это речевые или поведенческие небрежности преподавателя);
- Важным этапом при чтении лекции с запланированными ошибками является обучение студентов ведению записей по ходу лекции;
- Текст лекции в некоторых случаях целесообразно предоставить каждому студенту, так как его можно многократно просмотреть и легче найти все ошибки. В рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления в коммерческих организациях» для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и для студентов специальности «Менеджмент организации», при проведение лекции с запланированными ошибками на тему « Коммерческая тайна » текст лекции раздается.
Проведенный в данной статье анализ показывает, что лекция с запланированными ошибками выполняет следующие функции: информационную, мотивационною, организационно-ориентационную, профессионально - воспитательную, оценочную и развивающую, методологическую, систематизирующую, развивающую, разъясняющую, воспитательную, контролирующую, увлекающую и т.д. Таким образом, лекция с запланированными ошибками является полифункциональной инновационной методикой преподавания документоведческих дисциплин.
Очень важно так же отметить, что рассматриваемую форму занятий следует проводить только в случае целесообразности, обоснование целесообразности может служить:
- Лекция с запланированными ошибками проводиться в завершении темы или учебной дисциплине, когда у студентов уже сформулированы основные понятия и представления, усвоены основные дидактические единицы содержания (данная причина обуславливает выбор темы для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и для студентов специальности «Менеджмент организации» в рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления в коммерческих организациях»);
- Лекция нужна для диагностики трудности усвоения определенного учебного материала, а также для диагностики знаний и умений неподготовленной аудитории;
- Лекция проводиться в рамках учебных дисциплин, по которым учебным планом не предусмотрены семинарские и пpaктические занятия. Именно в этом случае лекция выполняет в первую очередь контролирующую функцию.
Кроме рефлексии аудитории, немаловажным аспектом является рефлексия преподавателя проводившего лекцию с запланированными ошибками, так для выявления затруднений возникших при проведении занятия преподавателю следует записать все возникшие проблемы и использовать записи для необходимой корректировки плана лекции или любого этапа ее составления и проведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. М., 2004. С. 75.
Статья в формате PDF 106 KB...
26 04 2024 23:38:35
Статья в формате PDF 119 KB...
25 04 2024 6:17:39
Статья в формате PDF 125 KB...
24 04 2024 15:11:51
В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смaзoчно-охлаждающей жидкости (СОЖ) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...
23 04 2024 12:15:39
Статья в формате PDF 661 KB...
22 04 2024 3:44:32
В представленной статье дается попытка разграничения понятия «образовательное прострaнcтво» на основе анализа имеющихся дефиниций и примере формирования целостного образовательного прострaнcтва в профессиональном образовательном учреждении, интегрирующем его начальный, средний и высший уровни. ...
21 04 2024 1:36:54
Статья в формате PDF 140 KB...
20 04 2024 23:45:45
Статья в формате PDF 121 KB...
18 04 2024 5:14:58
Статья в формате PDF 109 KB...
17 04 2024 5:26:21
Статья в формате PDF 103 KB...
16 04 2024 8:43:58
Статья в формате PDF 163 KB...
15 04 2024 23:11:12
С использованием метода газоразрядной визуализации (ГРВ) проведено исследование секретов околоушных, подчелюстных и подъязычных больших слюнных желез у 20 больных 2 типом сахарного диабета и 14 пpaктически здоровых людей. Выявлено, что параметры ГРВ-грамм секретов больших слюнных желез у пациентов с сахарным диабетом существенно ниже, чем у относительно здоровых лиц (p ...
14 04 2024 0:27:27
В работе отражены особенности современных компьютерных и мехатронных технологий в дизайне изделий, способствующих повышению их потребительской ценности. Раскрыта сущность и методология процесса машинного орнаментирования изделий. ...
13 04 2024 13:32:12
Статья в формате PDF 153 KB...
12 04 2024 3:56:41
10 04 2024 21:55:25
Статья в формате PDF 131 KB...
08 04 2024 21:53:54
Статья в формате PDF 227 KB...
07 04 2024 23:32:10
06 04 2024 16:28:55
Статья в формате PDF 152 KB...
04 04 2024 18:26:33
В статье излагается позиция автора о необходимости максимально ответственно относиться к своему здоровью, исходя из объективных предпосылок нашего времени. ...
02 04 2024 16:48:17
Статья в формате PDF 118 KB...
01 04 2024 22:21:17
Статья в формате PDF 113 KB...
31 03 2024 3:50:19
Статья в формате PDF 156 KB...
30 03 2024 2:16:50
Статья в формате PDF 215 KB...
29 03 2024 20:36:16
Статья в формате PDF 118 KB...
28 03 2024 19:50:35
Статья в формате PDF 129 KB...
27 03 2024 18:33:35
26 03 2024 14:19:53
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2024 12:55:28
24 03 2024 15:35:31
Статья в формате PDF 109 KB...
23 03 2024 17:14:33
22 03 2024 7:49:33
Статья в формате PDF 109 KB...
21 03 2024 16:37:48
Статья в формате PDF 131 KB...
20 03 2024 17:53:49
19 03 2024 18:25:53
Статья в формате PDF 123 KB...
18 03 2024 14:21:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::