ИССЛЕДОВАНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОТХОДА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МЕТОДОМ БИОТЕСТИРОВАНИЯ
Известно, что большое количество отходов пищевой промышленности, содержат в своем составе органические и неорганические компоненты в основном природного происхождения. Не исключением является и отход производства масложировой промышленности - соапсток, в котором присутствует до 40 % жировых веществ (свободные карбоновые кислоты, глицериды, фосфолипиды и др.), а также вода, избыточная щелочь, красящие вещества.
Для оценки токсических свойств соапстока были проведены исследования с использованием метода биотестирования. В опытах в качестве модельного тест-растения использовали семена овса, как дающего наиболее стабильные и воспроизводимые данные по сравнению с семенами других культур (горох, огурцы, пшеница, морковь и др.), отличающегося быстрым ростом, почти 100 % прорастанием и имеющего четко выраженную реакцию на присутствие загрязнителя.
В эксперимент отбирали неповрежденные (недеформированные) семена овса, всхожесть которых составляет не менее 95 %. Почву предварительно смешивали с соапстоком в количествах от 0,5 до 30 мас. д., % и высаживали в нее семена овса. Для сравнения полученных результатов исследовали контрольный образец почвы без соапстока. Все эксперименты проводили параллельно в трехкратной повторности.
Показателем тест-функции являлась длина корней проростков. Измерения корней проводили для отмытых растений, при отсутствии земли на корневой системе и обсушивании их на фильтровальной бумаге. Вычисляли среднюю величину длины корней Lср, полученных в параллельных экспериментах для контрольных и опытных семян по формуле:
Lср =
где Li - длина корня каждого семени, мм; n - общее количество семян, взятых в опыт.
Для оценки токсичности отхода определялся фитоэффект (эффект торможения) ЕТ по формуле:
где ЕT - эффект торможения, %; Lоп - средняя длина корней в опыте, мм; Lк - средняя длина корней в контроле, мм.
Фитотоксическое действие считается доказанным, если фитоэффект (ЕT) составляет 20 % и более [2]. Полученные результаты представлены в таблице.
Таблица Хаpaктеристика влияния соапстока на тест-объект
Содержание соапстока в почве, мас. д., % |
Средняя длина корней, % к контролю |
Фитоэффект, % |
Тест-реакция |
0 (Контроль) |
100 |
0 |
Норма |
0,5 |
91 |
9 |
Норма |
1 |
76 |
24 |
Эффект торможения |
5 |
53 |
47 |
Эффект торможения |
10 |
47 |
53 |
Эффект торможения |
20 |
39 |
61 |
Эффект торможения |
30 |
0 |
100 |
Гибель семян |
Регрессионный анализ экспериментальных данных позволил установить математическую модель, наиболее адекватно описывающую взаимосвязь содержания соапстока в почве с фитоэффектом: lg(Y) = -0,0204EТ + 2,4319. При этом коэффициент корреляции, хаpaктеризующий степень линейного приближения экспериментальных и эмпирически вычисленных значений составил 0,988, что говорит о высокой достоверности полученных результатов.
Исследования показали, что при содержании отхода в пробах более 1 мас. д., % наблюдается эффект торможения роста корней проростков. По-видимому это связано с тем, что отход имеет щелочную реакцию среды (рН=9-10), кроме того наличие веществ жировой природы в почве приводит к нарушению ее пористости и проницаемости, и как следствие, к уменьшению поступления питательных веществ и кислорода к семенам растения. Таким образом, соапсток является слаботоксичным для окружающей природной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / Под ред. Мелеховой О. П., Сарапульцевой Е. И. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
- Обоснование класса опасности отходов производства и потрeбления по фитотоксичности. Методические рекомендации MP 2.1.7.2297-07. - М., 2007. - 17 с.
Статья в формате PDF 250 KB...
08 10 2024 20:51:51
07 10 2024 5:12:42
Статья в формате PDF 119 KB...
06 10 2024 7:20:11
05 10 2024 8:20:19
Статья в формате PDF 115 KB...
04 10 2024 7:44:42
Статья в формате PDF 142 KB...
03 10 2024 17:54:56
Статья в формате PDF 110 KB...
02 10 2024 2:12:32
Статья в формате PDF 103 KB...
01 10 2024 8:12:25
Статья в формате PDF 112 KB...
30 09 2024 6:33:31
Статья в формате PDF 161 KB...
29 09 2024 10:54:12
Статья в формате PDF 111 KB...
28 09 2024 13:39:59
Статья в формате PDF 111 KB...
27 09 2024 3:44:48
Статья в формате PDF 116 KB...
26 09 2024 19:15:12
Статья в формате PDF 300 KB...
24 09 2024 16:31:33
Статья в формате PDF 113 KB...
21 09 2024 8:11:51
Статья в формате PDF 109 KB...
20 09 2024 3:38:59
Статья в формате PDF 120 KB...
19 09 2024 20:51:22
В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем. ...
18 09 2024 19:55:23
Статья в формате PDF 284 KB...
17 09 2024 15:22:33
Статья в формате PDF 276 KB...
16 09 2024 5:38:50
Статья в формате PDF 329 KB...
15 09 2024 1:12:22
Статья в формате PDF 109 KB...
14 09 2024 13:16:10
Статья в формате PDF 121 KB...
13 09 2024 11:50:57
Статья в формате PDF 147 KB...
12 09 2024 1:18:33
Статья в формате PDF 299 KB...
11 09 2024 20:55:17
Статья в формате PDF 103 KB...
10 09 2024 7:24:50
Статья в формате PDF 261 KB...
09 09 2024 3:25:10
Статья в формате PDF 123 KB...
08 09 2024 8:25:58
Статья в формате PDF 100 KB...
07 09 2024 6:51:54
Статья в формате PDF 142 KB...
06 09 2024 21:37:10
Статья в формате PDF 137 KB...
05 09 2024 20:31:36
Статья в формате PDF 158 KB...
04 09 2024 11:59:57
Статья в формате PDF 135 KB...
03 09 2024 23:32:42
Статья в формате PDF 301 KB...
01 09 2024 1:49:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::