Инновационность системы повышения квалификации работников образования в городе Москве > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Инновационность системы повышения квалификации работников образования в городе Москве

Инновационность системы повышения квалификации работников образования в городе Москве

Данильченко С.Л. 1
1 ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Статья в формате PDF 365 KB

Имеющиеся в городе Москве ресурсы повышения квалификации работников образования представляют собой совокупность образовательных организаций различной направленности и правового статуса:

• Московский институт открытого образования (ГАОУ ВПО МИОО) – традиционный лидер системы дополнительного профессионального образования (ДПО) столицы, выполняющий функции регионального центра ДПО;

• вузы, подведомственные Департаменту образования,

• окружные научно-методические и городские профильные центры, имеющие значительный потенциал в аспекте трaнcляции инновационного педагогического опыта;

• федеральные вузы, пытающиеся активно осваивать столичный рынок образовательных услуг в сфере ДПО.

Отличительной чертой складывающейся новой системы повышения квалификации работников образования столицы может стать создание центров инновационного опыта совместно с федеральными вузами. Такие центры необходимо создавать на базе школ – победителей приоритетного национального проекта «Образование».

Существующие структурные элементы городской системы ДПО значительно отличаются по направленности, формам и методам повышения квалификации, качеству услуг, не всегда ориентированы на конечный продукт, результаты повышения квалификации не нормированы и т.д., рыночные механизмы работают пока слабо.

С 1 сентября 2013 года Правительство Москвы планирует выделять целевые денежные средства из городского бюджета на повышение квалификации в виде субсидий организациям общего образования.

По инициативе Департамента образования города Москвы начата модернизация системы ДПО, сопровождающаяся частичной реструктуризацией столичной системы повышения квалификации.

Решение проблемы качества дополнительного профессионального образования неразрывно связано с проведением следующих организационно-методических мероприятий:

• формированием городского заказа на результативные комплексные программы повышения квалификации;

• проведением конкурсных процедур;

• внедрением проектно-деятельностного хаpaктера повышения квалификации;

• развитием сетевых форм повышения квалификации;

• привлечением образовательного потенциала федеральных вузов;

• дальнейшим развитием курсовой подготовки педагогов.

За последние годы содержание курсовой подготовки благодаря организационно-методической и организационно-технической деятельности МИОО было обновлено, актуализировано с учетом решения конкретных задач московского образования.

Основными направлениями повышения квалификации являются:

• современный образовательный менеджмент;

• эффективное использование новых стимулирующих систем оплаты труда работников, ориентированных на результат;

• особенности управления образовательными организациями в условиях нормативного подушевого финансирования;

• управление качеством образования на различных уровнях;

• организация профильного обучения;

• введение механизмов государственно-общественного управления образовательными организациями;

• освоение информационно-коммуникационных технологий;

• стратегическое планирование в образовании.

Четко обозначились основные проблемы содержания курсовой подготовки учителей.

Во-первых, направленность содержания по преимуществу на обновление предметных знаний, а не на осмысление и компетентностную проработку новых педагогических целей и задач, понимание учителем новой роли, которую он должен занимать в образовательном процессе.

Во-вторых, отсутствие направленности курсовой подготовки учителей различных предметов на интегральное понимание учебного плана, надпредметных педагогических целей и задач.

В-третьих, незначительный объем технологической подготовки, которая должна включать:

• технологии конструирования содержания элективных курсов;

• технологии тьюторской работы;

• организации проектной, исследовательской деятельности, исследовательских пpaктик;

• современные технологии оценки качества образования.

Также обозначились проблемы по содержанию курсовой подготовки руководителей:

• преобладание знаниевого компонента в содержании курсовой подготовки по реализации основных направлений модернизации столичного образования;

• отсутствие пpaктической направленности.

Следует отметить, что технологии формировании городского заказа на повышение квалификации, как на уровне образовательной организации, округа, так и на уровне города в целом не сформированы.

Способ формирования заказа не должен сводиться преимущественно к сбору предложений со стороны всех структур, предлагающих образовательные услуги в сфере повышения квалификации.

В связи с этим следует отметить еще одну существенную проблему – содержание городского заказа на повышение квалификации должно быть ориентировано на реальные потребности городской системы образования, а не на те возможности, которыми актуально обладают ведущие федеральные вузы столицы.

Техническое задание на повышение квалификации многих федеральных вузов сегодня представляет собой, как правило, традиционный набор тематических курсов с жестко фиксированными двумя показателями – количеством обучающихся и объемом учебной программы.

В этих условиях конкурс превратиться только в конкурс «меньших цен». Заказчик в качестве результата получит только отчет об объеме обученных педагогов и выданных удостоверениях.

В настоящее время в МИОО отработаны новые стратегии формирования заказа на повышение квалификации работников образования на основе изучения их потребностей и перспектив развития городской системы образования.

Технологии обучения в сфере повышения квалификации во многих федеральных вузах зачастую не соответствуют задачам овладения учителями и управленцами новыми методами деятельности и компетентностями из-за отсутствия «обратной связи» с образовательными организациями города. Как следствие, обучающиеся, освоившие «новые методы», не несут ответственности за внедрение их в педагогическую пpaктику. Как правило, по окончанию курсов, сдается выпускная работа в форме реферата по теме, выбранной учителем.

Существенной проблемой обновления системы повышения квалификации в городе Москве является отсутствие нормативных требований к знаниям, умениям, компетентностям обучающихся, полученным в ходе курсовой подготовки.

Опыт МИОО показал, что ключевыми проблемами сложившейся столичной системы повышения квалификации работников образования являются:

• отсутствие совместной с федеральными вузами комплексной городской системы повышения квалификации, включая механизмы управления, формирования заказа, разработки технического задания;

• ориентация курсовой подготовки на процесс, объем, а не на результат;

• слабая ответственность, как непосредственно обучающихся, так и руководителей образовательных учреждений, за внедрение знаний и технологий, полученных в ходе курсовой подготовки, в педагогическую пpaктику.

Главной концептуальной идеей развития городской системы подготовки кадров для образовательных организаций может послужить идея построения продуктно-ориентированной системы повышения квалификации педагогов и менеджеров образования.

Это означает, что повышение квалификации должно заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным обучающимся в ходе курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом, и т.д.), при этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных педагогом знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной деятельностной ситуации.

Необходимо учитывать следующие принципы, на которых внедряются в образовательную пpaктику процессы модернизации системы повышения квалификации работников образования:

• принцип разделения функций заказа на повышение квалификации и исполнения этого заказа;

• принцип ориентации содержания курсовой подготовки на обеспечение перспективных потребностей системы московского образования, с одной стороны, и решения конкретных институциональных проблем обучающихся, с другой;

• принцип сочетания двух механизмов мониторинга результатов обучения – объективированных технологий и защиты проектных разработок педагогов;

• принцип комaндного обучения – обучение комaнд из одной образовательной организации или одного округа, объединенных общей системой деятельности;

• принцип открытости городской системы повышения квалификации, предполагающий возможность осваивать различные модули повышения квалификации в разных образовательных организациях ДПО, в том числе и федеральных вузах, в зависимости от собственных потребностей, потребностей образовательной организации и оценки уровня качества реализации учебных программ в том или ином месте;

• принцип сочетания конкурсных механизмов (городского заказа) и государственного задания на повышение квалификации, направленный на формирование конкурентной среды в системе повышения квалификации и, как следствие, обеспечение высокого качества и результативности программ повышения квалификации. Государственное задание должно формироваться для реализации приоритетных задач развития столичной системы образования;

• принцип выбора заказчиком – педагогом или комaндой учителей содержания и форм повышения квалификации;

• принцип включения в городскую систему повышения квалификации инновационных общеобразовательных организаций и инновационного опыта лучших педагогов города Москвы;

• принцип тьюторского и проектного сопровождения деятельности педагогов, руководителей, проектных групп и управленческих комaнд в после – и межкурсовой период.

Исходя из данных принципов система повышения квалификации должна включать в себя следующие компоненты:

Во-первых, городской заказ на содержание, технологии и результат повышения квалификации на основе конкурсных процедур и механизма выявления потребностей системы столичного образования на повышение квалификации руководящих и педагогических кадров.

Во-вторых, организации повышения квалификации – организации, имеющие лицензию на повышение квалификации работников образования.

В-третьих, контроль за эффективностью выполнения городского заказа.

Выявление потребностей системы московского образования может проводиться по 3-м уровням:

• институциональный – выявление потребностей отдельных педагогов и отдельных руководителей;

• окружной – формулировка потребностей повышения квалификации окружными органами управления образованием на основании окружных программы развития образования;

• городской – выявление потребностей в повышении квалификации, исходя из целей и задач приоритетных городских программ, конкурсов, грантов, проектов и т.д.

Сформированный реестр востребованных образовательных услуг в сфере повышения квалификации и должен преобразовываться в формат технического задания на программы повышения квалификации.

В оказании услуг по повышению квалификации смогут принимать участие не только организации системы Департамента образования города Москвы, но и федеральные вузы.

В систему повышения квалификации должны включаться программы не только курсовой подготовки, но и программы сопровождения внедренческой деятельности педагога (руководителя) в послекурсовой период (тьюторство), а также программы сопровождения проектной деятельности различных рабочих (проектных) групп от момента разработки проекта до его полной реализации. В случае реализации масштабных образовательных проектов окружного и общегородского уровней необходимо организовывать комплексные рефлексивно-проектные формы повышения квалификации.

Необходимо продолжить работу по разработке нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих реализацию модульно-накопительного хаpaктера повышения квалификации.

Каждый педагог должен получить право обучаться по разным проблемам в различных организациях повышения квалификации, имея при этом возможность «суммировать» все модули в единый «пакет».

В некоторых субъектах Российской Федерации накоплен определенный опыт предоставления услуги на основе ее сертифицирования, но существует опасность, что подобное сертифицирование услуг повышения квалификации педагогических кадров в городе Москве может быть реализовано с определенными рисками.

В регионах также имеется опыт организации деятельности опopных школ и центров инновационного опыта на базе образовательных организаций. Необходимо создать сеть центров по разработке и эффективной трaнcляции московского инновационного опыта.

В настоящее время в системе столичного образования реализуется модель повышения квалификации педагогических кадров, предусматривающая внедрение различных курсов и модулей обучения с учетом уровня, квалификации, опыта и стажа работы, региональных потребностей, изменения нормативной базы, перехода на новые ФГОС и перспектив профессионального развития самих педагогов.

Всего в городе Москве около 160 тыс. педагогических работников, регулярно проходящих обучение в городской системе дополнительного профессионального образования.

Основным направлением совершенствования организации повышения квалификации в городе является создание службы «единого окна» ДПО – Портала ДПО, дающего каждому работнику системы образования представление обо всех предложениях системы ДПО, непосредственно выводящий его на всех «поставщиков услуг» ДПО, обеспечивающий регистрацию и учет ДПО.

Портал ДПО обеспечивает также возможность оперативного мониторинга состояния повышения квалификации каждого педагога со стороны методических служб. Это позволит в еще большей степени учитывать потребности педагогов и в то же время оптимизировать расходование бюджетных средств на повышение квалификации.

Городской Портал ДПО выполняет функции:

• информационного органа системы ДПО Департамента образования города Москвы, в частности, на нем размещается информация об организациях ДПО и предлагаемых ими программах ДПО;

• инструмента автоматической регистрации заявок на ДПО от работников и передачи их в организацию ДПО;

• инструмента автоматического оповещения работника и образовательной организации о поступлении заявки;

• инструмента получения информации организациями ДПО о поступивших заявках на обучение по программам организации;

• инструмента информирования работника и образовательной организации о зачислении работника на программу ДПО и результатах его аттестации по программе;

• инструментом индивидуального и статистического учета ДПО учителей.

Организация ДПО самостоятельно формирует контингент обучающихся на основе заявок, поданных на Портал. По желанию организации ДПО в ходе регистрации на программу ДПО этой организации может происходить переход на страницу Портала, интерфейсное оформление которой и размещение на ней дополнительной информации и ссылок осуществляется этой организацией.

Портал обеспечивает обмен стандартизованными данными с информационной средой образовательного процесса организации.

МИОО, как оператор портала, несет ответственность за своевременное размещение поступающей информации, и за безопасность персональных данных в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», а также за безопасность иных данных, размещенных на Портале.

Назначением автоматизированной системы регистрации и учета контингента «Портала системы ДПО» является автоматизация деятельности учебных структур и кафедр организаций дополнительного профессионального образования по учету контингента системы повышения квалификации и регистрации основных организационных этапов процесса повышения квалификации для каждого обучающегося, а также обеспечения доступа органов управления образованием и должностных лиц к информации о количественных и качественных показателях работы системы дополнительного профессионального образования.

«Портал системы ДПО» ведется специалистами МИОО с целью автоматизации процесса регистрации и учета контингента курсовой системы повышения квалификации Департамента образования города Москвы и позволяет решать следующие задачи:

• ведение списка курсов повышения квалификации предлагаемых для работников системы образования города Москвы в текущем учебном году с возможностью поиска по существенным параметрам курсов;

• ведение списка обучающихся системы повышения квалификации с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных;

• автоматизация операций комплектования групп курсов повышения квалификации;

• организационно-техническое сопровождение процесса повышения квалификации;

• учет объема повышения квалификации отдельными работниками системы образования города Москвы с целью обеспечения права на бесплатное повышение квалификации (единая электронная зачетная книжка с отражением накопительного принципа);

• доступ руководителей образовательных организаций и учебных округов к информации о повышении квалификации сотрудников.

• прогноз потребности системы образования в курсах повышения квалификации на текущий и ближайшие учебные годы.

«Портал системы ДПО» находится в постоянном и активном развитии. Разработанный в МИОО по поручению Департамента образования города Москвы, он создан и доpaбатывается для удобства и повышения эффективности труда работников системы образования города: учителей, методистов, руководителей школ и работников организаций дополнительного профессионального образования.

Программы повышения квалификации в системе Департамента образования города Москвы реализуются организациями дополнительного профессионального образования и высшего профессионального образования, а также государственными научными учреждениями в соответствии с их лицензиями.

Адаптационная программа – типовой объем 72 часа. Ориентирована на развитие всей системы образования в целом, обеспечивает потребность в адаптации работника к изменениям в системе образования и обществе, как правило – за 5 лет. Заказ на разработку программы формулируется Департаментом образования города Москвы. При этом Департамент образования может выносить рекомендации об адаптационных программах большего объема, или прохождение которых осуществляется с интервалом, меньшим, чем 5 лет.

Программа усовершенствования (модульная) – типовой объем 72 часа. Строится исходя из потребности работника и его образовательной организации в профессиональном развитии и совершенствовании, в том числе – фиксируемом новой квалификационной категорией, в соответствии с задачами, стоящими перед работником, типом образовательной организации, в основном – из типовых модулей. Заказ на разработку программ и отдельных модулей формулируется методическими службами. При необходимости Департамент образования может выносить рекомендации о программах усовершенствования большего объема.

Профильные (специализированные) программы – типовой объем 72 часа. Строятся, исходя из личных профессиональных интересов работника. Заказ на разработку программ формулируется Департаментом образования, методической службой, образовательными организациями и учителями или программа разpaбатывается в инициативном порядке. Среди специализированных программ выделяются программы повышенного уровня, рассчитанные на достижения учителем особой подготовки в отдельных вопросах, необходимой, например, для ведения соответствующего элективного курса в школе.

Базовые (восполняющие) программы – типовой объем 72 часа. Обеспечивают приведение квалификации работника в соответствие с обязательными требованиями к его основной деятельности и требованиям уже присвоенной ему квалификационной категории. Работник направляется на такую программу в соответствии с собственной потребностью с учетом результатов профессиональной аттестации.

Адаптационные программы и программы усовершенствования осуществляют специализированные структуры ДПО, обеспечивающие:

• методический мониторинг внутренней (анализ проблем и потребностей организаций общего, начального и среднего профессионального образования города и работников этих организаций) и внешней (федеральная нормативная база и т. д.) потребности в ДПО;

• методический мониторинг соответствия курсов ДПО потребности системы образования города Москвы.

В рамках предлагаемой модели ДПО результат рассматривается как образовательный продукт, представленный соответствующим проектом, или учебной программой, учебно-методическим пособием, нормативно-правовым актом, а также образовательный результат, выраженный в виде более высокого уровня профессиональной компетентности – знание предмета, современных образовательных технологий, психолого-педагогических знаний.

Механизмом оценки качества образовательного продукта является мониторинг, который носит непрерывный хаpaктер, начинаясь на этапе работы над образовательным продуктом, и продолжается на этапе внедрения результатов.

Предлагаемая модель повышения квалификации работников московского образования может состоять из пяти функциональных блоков:

1) формирование заказа на повышение квалификации;

2) размещение заказа на повышение квалификации;

3) реализация учебных программ;

4) оценка результативности освоения обучающимся программ повышения квалификации;

5) внедрение продукта, полученного обучающимся, в пpaктику.

Второй и третий блок нормированы законодательством РФ и не нуждаются в особых комментариях.

Образовательная организация (институциональный уровень) формирует собственный заказ на повышение квалификации, включающий задачи, формы и технологии организации, описание результата. Часть заказа размещается в организациях повышения квалификации (ОПК). Вторая часть передается на окружной уровень. Реализация данной системы формирования заказа требует разработки и легитимации единых требований к формату заказа на повышение квалификации.

Этапы деятельности по организации повышения квалификации в соответствии с уровнями формирования системы повышения квалификации:

• Уровень образовательного учреждения:

Первый этап: изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в образовательных организациях. Осуществляется методической службой, администрацией образовательной организации.

Второй этап: построение возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя.

Третий этап: выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ повышения квалификации.

Четвертый этап: заключение договоров с поставщиками услуг, в том числе на сопровождение деятельности учителя в послекурсовой период (при необходимости).

Пятый этап: организация поставщиком услуги образовательного процесса для педагогов. Возможно проведение обучения всего педагогического коллектива. Обязательное проведение входного и выходного мониторинга для оценки уровня подготовленности. Предусмотреть возможность рекомендаций по результатам повышения квалификации на аттестацию педагогов.

Шестой этап: применение полученных новых знаний и образовательных продуктов в педагогической (управленческой) деятельности. Возможно тьюторское сопровождение.

Седьмой этап: оценка результативности повышения квалификации профессиональным сообществом по разработанной методике.

• Окружной уровень:

Первый этап: формирование единой заявки и направление ее в окружное управление образования. В заявке указываются потребности образовательных организаций в комплексном повышении квалификации педагогических коллективов по отдельным направлениям. При формировании заявки учитываются потребности сферы образования данной округа.

Второй этап: формирование единого окружного реестра потребностей в повышении квалификации. Производится с учетом выделяемого на эти цели финансирования.

Третий этап: проведение конкурсных процедур для определения поставщика на закупку услуг по повышению квалификации.

Четвёртый этап: направление групп педагогов на курсы повышения квалификации или организация услуг на базе отдельных образовательных организаций столицы.

Пятый этап: мониторинг качества образовательных услуг по специально разработанным методикам.

Московский институт открытого образования по поручению Департамента образования города Москвы координирует работу по созданию городского портала ДПО с учетом сроков реализации образовательных программ, объема часов, тем, краткой аннотации, форм контрольно-измерительных процедур, форм организации и реализации образовательной услуги, контингента обучающихся, авторов программ.

Данный портал создан и функционирует на интернет-сайте МИОО.

К предоставлению услуг по повышению квалификации должны привлекаться образовательные организации двух категорий:

• базовые общеобразовательные организации и вузы – городские и федеральные, оказывающие услуги по повышению квалификации, формируют сеть базовых организаций по различным направлениям деятельности, в которых может осуществляться пpaктическая часть программы повышения квалификации, а также опытно-экспериментальная, проектная деятельность. Таким организациям может направляться государственное задание (городской заказ);

• центры инновационного опыта. Центрами инновационного опыта становятся школы – победители национального проекта «Образование», а также школы, получившие данный статус по результатам опытно-экспериментальной деятельности. В таких центрах происходит не только трaнcляция инновационного опыта, но и организована разработка инновационных продуктов. Педагоги-инноваторы, победители в конкурсе лучших учителей национального проекта «Образование», становятся центральным звеном в системе повышения квалификации педагогов. Их опыт не просто трaнcлируется (общеизвестно, что трaнcлируемый опыт перенимается с трудом), главное, они собирают вокруг себя единомышленников для работы над новыми идеями и овладения новыми компетенциями.

Таким образом, формируется насыщенная инновационная среда, обеспечивающая профессиональное развитие педагогов. Потребности развития профессиональной карьеры являются основанием для выбора соответствующих курсов повышения квалификации. Индивидуальный маршрут выстраивается в межкурсовой период, при этом возможно использование тьюторов. Индивидуальное сопровождение учителя требует больших затрат, и может использоваться только при включении в программу долгосрочного развития организации. В связи с этим оно не может носить массового хаpaктера.

Москва – огромный мегаполис, поэтому объективно затруднены прямые трaнcпортные коммуникации, что в известной мере снижает активность столичного учительства при сохранившейся и увеличивающейся потребности в повышении квалификации. При этом почти в каждой образовательной организации города есть доступ к сети Интернет, вузы (городские и федеральные) должны работать с учительской аудиторией в различных форматах. Перспективными могут быть формы обучения коллектива отдельных школ с выездом обучающей комaнды на места. Такие технологии апробированы, получены высокие результаты. Следует пересмотреть формы предоставления услуги с учетом особенностей территориального расположения округов и организаций.

Формы аттестации освоения программ повышения квалификации должны разpaбатываться поставщиком образовательных услуг, и информация о них должна заблаговременно размещаться на едином городском портале ДПО.

Процесс аттестации желательно осуществлять в форме итогового испытания, защиты проекта, презентации образовательной программы, учебно-методического пособия, нормативно-правового акта и сертифицировать необходимыми документами установленного государственного образца.

Новая система аттестации кадров должна предусматривать учет освоения программ повышения квалификации. Этот учет осуществляется аттестуемым в профессиональном портфолио. Электронный вариант портфолио давно используется в городе Москве. Повышение квалификации является одним из обязательных критериев профессиональной деятельности аттестуемого.

Степень удовлетворенности потребителя в образовательной услуге выявляется в процессе реализации соответствующего компонента мониторинга, в ходе которого осуществляется анализ и оценка качества образовательной услуги работником образования – потребителем услуги на уровне образовательной организации. Учет удовлетворенности работников оказанными услугами должен осуществляться образовательной организацией.

Таким образом, в ближайшее время необходимо приступить к разработке технологии проведения диагностики результативности повышения квалификации, в том числе удовлетворенности педагогов полученными услугами.

Организации ДПО в совокупности решают важнейшую задачу – повышение квалификации работников образования столицы. Вместе с тем, эти организации составляют и определенную конкурентную среду в системе дополнительного профессионального образования. Совместно с МИОО образовательные организации, реализующие программы повышения квалификации, – городские и федеральные вузы, окружные методические центры, учебно-методические центры различной направленности, подведомственные Департаменту образования города Москвы, ежегодно осуществляют формирование городской системы повышения квалификации. МИОО закрепил за собой роль головного консультационного центра, обеспечивающего научно-методическое и организационно-методическое сопровождение реализации инновационных программ повышения квалификации работников образования города Москвы, все более активно сочетающего функции многопрофильной образовательной организации и научно-методического центра не только городского, но и федерального значения.



ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ Статья в формате PDF 120 KB...

24 04 2024 2:47:18

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ Статья в формате PDF 86 KB...

21 04 2024 0:41:56

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ Статья в формате PDF 220 KB...

19 04 2024 7:20:54

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЗБАССА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЗБАССА Статья в формате PDF 132 KB...

16 04 2024 12:10:19

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ Статья в формате PDF 281 KB...

09 04 2024 19:36:24

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 302 KB...

07 04 2024 11:53:51

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА Изучены особенности биологии и некоторые демографические хаpaктеристики двух популяций озерной лягушки (Rana ridibunda Pall.), случайно интродуцированной в водоемы-охладители тепловых станций, на территории Среднего Урала. Условия существования в новых водоемах оказались благоприятными. За интродукцией последовало самостоятельное расселение, обе популяции в настоящее время занимают значительную территорию. Животные, обитающие в этих популяциях, отличаются по размерно-возрастному составу размножающихся особей, типу нереста, плодовитости. Полученные данные позволяют утверждать, что обнаруженные различия носят адаптивный хаpaктер. ...

05 04 2024 15:12:57

ЛУКЬЯНОВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА

ЛУКЬЯНОВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 129 KB...

29 03 2024 8:48:42

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ Статья в формате PDF 237 KB...

24 03 2024 7:36:54

«ЦВЕТНЫЕ» СИМПТОМЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

«ЦВЕТНЫЕ» СИМПТОМЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ Статья в формате PDF 173 KB...

20 03 2024 15:55:45

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА Статья в формате PDF 142 KB...

17 03 2024 16:42:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::