ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОИСКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
В современном мире возрастает значимость и ценность высшего образования, компетентности личности, как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. В этой связи на передний план выходят такие показатели качества подготовки современного специалиста, как нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к работоспособности в различных условиях среды, повышение резервов жизнедеятельности человека, толерантность между избранной профессией и собственными интересами.
Однако в пpaктике трудовой деятельности требуется не только целостность профессиональной подготовки специалистов, но и высокий уровень здоровья, как необходимого условия выполнения личностью многообразных социальных функций. Именно поэтому в высшем профессиональном заведении здоровьесбережение необходимо рассматривать как основу качества подготовки специалиста, позволяющую формировать у будущих специалистов знания, приводящие к изменению сознания о здоровом образе жизни и внедрять результаты обучения в пpaктику повседневной деятельности.
В нашем понимании здоровьесбережение - это сущностная динамическая хаpaктеристика процесса жизнедеятельности человека, хаpaктеризующаяся наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности и устанавливающей в образовательном социуме приоритеты личности.
Необходимо отметить, что собственная роль большинства людей в поддержании и укреплении своего здоровья сегодня пpaктически сведена к минимуму, тем более что особенных расходов в связи с нездоровьем нести не приходится. То обстоятельство, что государство берёт на себя расходы по восстановлению утраченного здоровья и его сохранению, порождает у многих иждивенческие отношения. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима труда, отдыха, стресс, гиподинамия и другие факторы риска «по плечу» молодому организму.
Очевидно, что в современных условиях нельзя решить поставленные задачи лишь путём наращивания мощности материально-технической базы здравоохранения, приростом кадров, а главное - при традиционно сложившимся в классической медицине принципе изучения болезней и больного человека. Не исключено, что в этом кроется одна из причин пренебрежительного отношения большей части студенчества к своему здоровью.
Анализ результатов исследований состояния здоровья и образа жизни показывает, что основными причинами развития функциональных расстройств у опрошенных является гиподинамия (58%), которая в сочетании с неправильным питанием (39%) приводит к избытку массы тела (у 73% юношей и 64% дeвyшек). Изучение отношения ответственности студенческой молодежи за состояние своего здоровья показало, что эти вопросы делегируются либо родителям (48%), либо государству (32%), либо медицине (20%). Почти 70% респондентов хотели бы изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым, но не знают, как это сделать и с чего начать. Что касается уровня депрессивных состояний, то 100% юношей и дeвyшек первокурсников таковым недугом не страдают. У 12% дeвyшек 2-го и 4,5% дeвyшек 4-го курса отмечается легкая степень депрессии. 3-й курс более подвержен депрессиям: у 12,5% юношей у 11% дeвyшек выявлена легкая степень. Используемая методика опроса позволяет вовремя выявить признаки надвигающейся депрессии и вовремя принять упреждающие меры. Определение уровня эмоционального состояния (эмоциональная стабильность / нестабильность) показало, что самыми спокойными в этом отношении являются студенты 1-го курса, причем юноши (64%) более спокойны, чем дeвyшки (42%). На 2-м курсе не обладают гармоничным постоянством своего хаpaктера 54,4% юношей и 73% дeвyшек, на 3-м - 75% юношей и 78% дeвyшек. Юноши 4-го курса подвержены наиболее частым переменам в настроении (100% опрошенных эмоционально нестабильны), в то время как 59% дeвyшек показали обратный результат.
В сложившихся обстоятельствах крайне важно правильно выбрать стратегию и пути развития здоровьесберегающих технологий как одного из основных пpaктико-деятельностных компонентов формирования современного высококвалифицированного специалиста (Л.И. Лубышева, 2009).
На наш взгляд, такая технология обеспечена физическим воспитанием, раскрывающим закономерности сохранения и укрепления здоровья и целенаправленное развитие физического и психического потенциала человека.
В русле данной образовательной парадигмы, в ЮУрГУ конкретизирована функция физического воспитания в системе образования, в том числе в области получения студентами систематизированных знаний в области основных положений двигательной активности человека, а также восстановления и сохранения физического здоровья, как главного компонента производительности труда и продуктивности жизни.
На кафедре физического воспитания ЮУрГУ разработана методика по определению наиболее эффективных средств и методов здоровьесбережения студентов с учётом специализации будущего выпускника. При этом обеспечивается построение разнообразной по направленности и содержанию авторской, интегративной, факультативной и др. двигательной деятельности по настольному теннису, атлетической гимнастике, единоборствам, шейпингу, аэробике, бадминтону, баскетболу, волейболу, футболу, плаванию с целью формирования личностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это обусловлено тем, что формирование потребности в физическом самосовершенствовании также является долговременным позитивным результатом всей деятельности по физическому воспитанию студенческой молодежи.
В результате опроса были оглашены сведения о том, что физическое воспитание в данной форме приветствуется 81% опрошенных и должно осуществляться не только в учебном заведении, но и продолжаться после его окончания в период непосредственной трудовой деятельности в рамках необходимой производственной физической культуры, в виде профессионально-прикладной физической подготовки, предусматривающей и формы активного отдыха.
У студентов, специализирующихся в одном виде спорта, более высоко развиты все составляющие спортивного мастерства (мощность и ёмкость энегроисточников, силовые способности, скорость движений и локомоций, техническое мастерство, специальная выносливость) в отличие от студентов - занимающихся по общей программе, где организм нивелирует специфический хаpaктер нагрузок и превращает тренировку в примитивную «общую физическую подготовку» с весьма низкой эффективностью и большими несбалансированными затратами энергии.
В рамках Болонской декларации, предполагающей увеличение часов для самостоятельной работы, а также модульный подход и кредиты, данная здоровьесберегающая технология существенно дополняет и расширяет введение целенаправленно расширенных образовательных программ по физическому воспитанию.
Статья в формате PDF 257 KB...
17 04 2024 13:44:41
16 04 2024 7:52:41
Статья в формате PDF 118 KB...
14 04 2024 4:44:21
Статья в формате PDF 300 KB...
13 04 2024 2:50:43
Статья в формате PDF 270 KB...
12 04 2024 0:56:25
На основе анализа природных условий залегания месторождений полезных ископаемых Якутии обоснованы основные группы геоэкологических факторов, влияющие на динамику и степень преобразования экосистем при недропользовании. Формы, масштабы воздействия на природную среду зависят от стадии развития горных работ, вовлеченности отдельных участков месторождения в разработку. ...
11 04 2024 5:32:40
Статья в формате PDF 220 KB...
09 04 2024 20:28:20
Статья в формате PDF 255 KB...
08 04 2024 21:22:55
Статья в формате PDF 117 KB...
07 04 2024 18:50:30
Статья в формате PDF 120 KB...
06 04 2024 10:50:57
Статья в формате PDF 123 KB...
05 04 2024 3:24:58
Статья в формате PDF 275 KB...
04 04 2024 13:22:24
Статья в формате PDF 268 KB...
03 04 2024 1:32:28
Статья в формате PDF 116 KB...
01 04 2024 11:39:19
Статья в формате PDF 116 KB...
31 03 2024 2:24:44
Статья в формате PDF 116 KB...
30 03 2024 18:24:15
Статья в формате PDF 206 KB...
29 03 2024 1:53:55
Статья в формате PDF 199 KB...
28 03 2024 9:31:28
Активация лейкоцитов и тромбоцитов циркулирующей крови детей при неотложных состояниях сопровождается интенсификацией образования в ней клеточных ассоциаций, представленных ауторозетками, образованными лейкоцитами из эритроцитов, и тромбоцитарными агрегатами. Циркуляция в крови значительных количеств этих клеточных ассоциаций способна вызвать ухудшение её реологических свойств и соответственно нарушения микроциркуляции. Поскольку эритроциты, входящие в состав ауторозеток и контактирующие с тромбоцитами, подвергаются экзоцитарному лизису, это приводит к поступлению в циркулирующую кровь эритроцитарных прокоагулянтов и увеличивает возможность тромбообразования. Поэтому интенсификацию образования ауторозеток и тромбоцитарных агрегатов можно рассматривать как патогенетические факторы нарушений микроциркуляции при неотложных состояниях. ...
27 03 2024 20:14:11
Статья в формате PDF 100 KB...
26 03 2024 19:27:26
Статья в формате PDF 119 KB...
25 03 2024 6:29:58
В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смaзoчно-охлаждающей жидкости (СОЖ) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...
24 03 2024 1:43:56
Статья в формате PDF 140 KB...
23 03 2024 15:52:53
Статья в формате PDF 295 KB...
22 03 2024 15:59:32
Статья в формате PDF 129 KB...
21 03 2024 12:30:27
Статья в формате PDF 242 KB...
20 03 2024 16:26:30
Статья в формате PDF 145 KB...
18 03 2024 15:36:58
Статья в формате PDF 263 KB...
17 03 2024 2:42:18
Статья в формате PDF 126 KB...
16 03 2024 11:10:48
Статья в формате PDF 247 KB...
15 03 2024 19:37:18
Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...
14 03 2024 3:35:53
Статья в формате PDF 104 KB...
13 03 2024 8:49:10
Статья в формате PDF 319 KB...
12 03 2024 19:25:32
Статья в формате PDF 254 KB...
11 03 2024 21:23:34
Перечень веществ, обладающих cпepмицидной активностью, используемых в гинекологической пpaктике в качестве местных пpoтивoзaчaточных средств, весьма ограничен. Бензалконий хлорид, мирамистин и этоний, являющиеся бисчетвертичными аммониевыми основаниями и относящиеся к катионным поверхностно-активным веществам, то есть детергентам, обладают способностью, проявляя cпepмицидную активность, оказывать выраженное антимикробное действие. Известен в качестве cпepмицида с сочетанной антимикробной активностью ноноксинол-9. Антисептическое средство метиленовый синий – метилметионин-сульфоний хлорид – также имеет в своей структуре атом четвертичного азота и согласно литературным данным обладает cпepмицидным действием. Проведённые эксперименты по определению cпepмицидной активности антимикробных соединений позволяют предположить, что установление факта принадлежности вещества к четвертичным аммониевым основаниям априори предполагает их cпepмицидную активность и возможность применения в качестве местных пpoтивoзaчaточных средств с сочетанной антимикробной активностью. ...
10 03 2024 8:12:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::