ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОИСКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
В современном мире возрастает значимость и ценность высшего образования, компетентности личности, как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. В этой связи на передний план выходят такие показатели качества подготовки современного специалиста, как нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к работоспособности в различных условиях среды, повышение резервов жизнедеятельности человека, толерантность между избранной профессией и собственными интересами.
Однако в пpaктике трудовой деятельности требуется не только целостность профессиональной подготовки специалистов, но и высокий уровень здоровья, как необходимого условия выполнения личностью многообразных социальных функций. Именно поэтому в высшем профессиональном заведении здоровьесбережение необходимо рассматривать как основу качества подготовки специалиста, позволяющую формировать у будущих специалистов знания, приводящие к изменению сознания о здоровом образе жизни и внедрять результаты обучения в пpaктику повседневной деятельности.
В нашем понимании здоровьесбережение - это сущностная динамическая хаpaктеристика процесса жизнедеятельности человека, хаpaктеризующаяся наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности и устанавливающей в образовательном социуме приоритеты личности.
Необходимо отметить, что собственная роль большинства людей в поддержании и укреплении своего здоровья сегодня пpaктически сведена к минимуму, тем более что особенных расходов в связи с нездоровьем нести не приходится. То обстоятельство, что государство берёт на себя расходы по восстановлению утраченного здоровья и его сохранению, порождает у многих иждивенческие отношения. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима труда, отдыха, стресс, гиподинамия и другие факторы риска «по плечу» молодому организму.
Очевидно, что в современных условиях нельзя решить поставленные задачи лишь путём наращивания мощности материально-технической базы здравоохранения, приростом кадров, а главное - при традиционно сложившимся в классической медицине принципе изучения болезней и больного человека. Не исключено, что в этом кроется одна из причин пренебрежительного отношения большей части студенчества к своему здоровью.
Анализ результатов исследований состояния здоровья и образа жизни показывает, что основными причинами развития функциональных расстройств у опрошенных является гиподинамия (58%), которая в сочетании с неправильным питанием (39%) приводит к избытку массы тела (у 73% юношей и 64% дeвyшек). Изучение отношения ответственности студенческой молодежи за состояние своего здоровья показало, что эти вопросы делегируются либо родителям (48%), либо государству (32%), либо медицине (20%). Почти 70% респондентов хотели бы изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым, но не знают, как это сделать и с чего начать. Что касается уровня депрессивных состояний, то 100% юношей и дeвyшек первокурсников таковым недугом не страдают. У 12% дeвyшек 2-го и 4,5% дeвyшек 4-го курса отмечается легкая степень депрессии. 3-й курс более подвержен депрессиям: у 12,5% юношей у 11% дeвyшек выявлена легкая степень. Используемая методика опроса позволяет вовремя выявить признаки надвигающейся депрессии и вовремя принять упреждающие меры. Определение уровня эмоционального состояния (эмоциональная стабильность / нестабильность) показало, что самыми спокойными в этом отношении являются студенты 1-го курса, причем юноши (64%) более спокойны, чем дeвyшки (42%). На 2-м курсе не обладают гармоничным постоянством своего хаpaктера 54,4% юношей и 73% дeвyшек, на 3-м - 75% юношей и 78% дeвyшек. Юноши 4-го курса подвержены наиболее частым переменам в настроении (100% опрошенных эмоционально нестабильны), в то время как 59% дeвyшек показали обратный результат.
В сложившихся обстоятельствах крайне важно правильно выбрать стратегию и пути развития здоровьесберегающих технологий как одного из основных пpaктико-деятельностных компонентов формирования современного высококвалифицированного специалиста (Л.И. Лубышева, 2009).
На наш взгляд, такая технология обеспечена физическим воспитанием, раскрывающим закономерности сохранения и укрепления здоровья и целенаправленное развитие физического и психического потенциала человека.
В русле данной образовательной парадигмы, в ЮУрГУ конкретизирована функция физического воспитания в системе образования, в том числе в области получения студентами систематизированных знаний в области основных положений двигательной активности человека, а также восстановления и сохранения физического здоровья, как главного компонента производительности труда и продуктивности жизни.
На кафедре физического воспитания ЮУрГУ разработана методика по определению наиболее эффективных средств и методов здоровьесбережения студентов с учётом специализации будущего выпускника. При этом обеспечивается построение разнообразной по направленности и содержанию авторской, интегративной, факультативной и др. двигательной деятельности по настольному теннису, атлетической гимнастике, единоборствам, шейпингу, аэробике, бадминтону, баскетболу, волейболу, футболу, плаванию с целью формирования личностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это обусловлено тем, что формирование потребности в физическом самосовершенствовании также является долговременным позитивным результатом всей деятельности по физическому воспитанию студенческой молодежи.
В результате опроса были оглашены сведения о том, что физическое воспитание в данной форме приветствуется 81% опрошенных и должно осуществляться не только в учебном заведении, но и продолжаться после его окончания в период непосредственной трудовой деятельности в рамках необходимой производственной физической культуры, в виде профессионально-прикладной физической подготовки, предусматривающей и формы активного отдыха.
У студентов, специализирующихся в одном виде спорта, более высоко развиты все составляющие спортивного мастерства (мощность и ёмкость энегроисточников, силовые способности, скорость движений и локомоций, техническое мастерство, специальная выносливость) в отличие от студентов - занимающихся по общей программе, где организм нивелирует специфический хаpaктер нагрузок и превращает тренировку в примитивную «общую физическую подготовку» с весьма низкой эффективностью и большими несбалансированными затратами энергии.
В рамках Болонской декларации, предполагающей увеличение часов для самостоятельной работы, а также модульный подход и кредиты, данная здоровьесберегающая технология существенно дополняет и расширяет введение целенаправленно расширенных образовательных программ по физическому воспитанию.
Статья в формате PDF 196 KB...
12 12 2024 12:45:35
Статья в формате PDF 142 KB...
11 12 2024 0:32:57
Статья в формате PDF 114 KB...
10 12 2024 2:56:30
Статья в формате PDF 300 KB...
09 12 2024 15:44:13
Статья в формате PDF 792 KB...
08 12 2024 21:34:26
Статья в формате PDF 224 KB...
07 12 2024 16:56:40
Статья в формате PDF 115 KB...
06 12 2024 20:48:13
Статья в формате PDF 119 KB...
05 12 2024 19:51:34
Статья в формате PDF 112 KB...
04 12 2024 1:44:12
Статья в формате PDF 110 KB...
03 12 2024 1:26:46
Статья в формате PDF 119 KB...
02 12 2024 0:33:24
Статья в формате PDF 302 KB...
01 12 2024 6:52:34
Статья в формате PDF 129 KB...
30 11 2024 2:32:49
Статья в формате PDF 105 KB...
29 11 2024 23:22:12
Статья в формате PDF 157 KB...
28 11 2024 5:39:59
Статья в формате PDF 125 KB...
27 11 2024 2:28:19
Статья в формате PDF 110 KB...
25 11 2024 17:12:17
Статья в формате PDF 112 KB...
24 11 2024 22:16:52
Статья в формате PDF 113 KB...
23 11 2024 1:15:29
Статья в формате PDF 112 KB...
21 11 2024 1:20:34
Статья в формате PDF 136 KB...
20 11 2024 5:28:18
Статья в формате PDF 112 KB...
19 11 2024 14:59:32
Статья в формате PDF 125 KB...
18 11 2024 3:43:14
Статья в формате PDF 116 KB...
17 11 2024 1:17:48
Статья в формате PDF 135 KB...
16 11 2024 14:14:57
Статья в формате PDF 163 KB...
15 11 2024 4:19:27
Целью настоящей работы явилась хаpaктеристика иммунного статуса больных с рецидивирующей папилломавирусной инфекцией (ПВИ) в динамике лечения с использованием цеолитсодержащего минерального комплекса «Азеомед». Минеральный комплекс «Азеомед» обладает иммуностимулирующим, адсорбционным и детоксикационным свойствами. Комбинированное лечение включало использование «Азеомед» в дозе 500 мг×2 раза в день в течение 30 дней в комплексе с базисной терапией – индинолом в сочетании с хирургической деструкцией папиллом. У больных отмечалось повышение СД95 + клеток, лимфоцитов с морфологическими признаками апоптоза, а также СД4 + , СД8 + , и NК-клеток. Отсутствие рецидива папиллом в течение 1,6 месяцев отмечалось в 62,9% случаев. ...
14 11 2024 7:42:58
Статья в формате PDF 127 KB...
13 11 2024 17:26:34
Статья в формате PDF 112 KB...
12 11 2024 10:57:30
Статья в формате PDF 119 KB...
11 11 2024 19:10:10
Статья в формате PDF 116 KB...
09 11 2024 15:14:21
Статья в формате PDF 113 KB...
08 11 2024 4:55:30
Статья в формате PDF 187 KB...
07 11 2024 22:49:41
Статья в формате PDF 121 KB...
06 11 2024 19:26:44
Статья в формате PDF 123 KB...
05 11 2024 23:26:16
Статья в формате PDF 133 KB...
04 11 2024 1:51:34
Изучены каталитические свойства неспецифической альдегиддегидрогеназы (КФ 1.2.1.3.), как основного молекулярного маркера альдегиддегидрогеназной системы биотрaнcформации, в поколениях крыс с термической травмой. Активность альдегиддегидрогеназы определяли по регистрации начальной скорости образования НАДН при дегидрогеназном окислении ацетальдегида в качестве субстрата. Показано уменьшение активности фермента через 6 месяцев после ожога. Отмечено снижение активности альдегиддегидрогеназы в I и II поколениях крыс с термической травмой. ...
03 11 2024 23:19:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::