ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
С 2004 года федеральным законодательством вопросы обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания были отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это стало основу для развития инновационных подходов в социальном обслуживании в Республики Татарстан (РТ)[1].
Направлением реформирования системы социального обслуживания является внедрение новых форм бюджетного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг.
В этой связи, должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных учреждений, способных функционировать в рыночной среде в иные организационно-правовые формы. Государственные учреждения социального обслуживания могут быть преобразованы в автономные учреждения социального обслуживания в зависимости от функционирования и специфики выполняемых задач. Это направление развивается с момента принятия Федерального закона № 174 «Об автономных учреждениях»[2]. Участие государства в предоставлении услуг, ранее производившимися бюджетными учреждениями, будет осуществляться с применением различных бюджетных инструментов, включающих в себя нормативно-подушевое финансирование, государственный социальный заказ и другие формы.
Таким образом, преобразование учреждений в новую форму специализированных государственной организации позволит решить вопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических механизмов основанных на расширении финансовой самостоятельности и одновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий, сохранив объекты социального обслуживания в государственной собственности[3].
Участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных услуг предполагает формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный социальный заказ[4].
Основной целью внедрения нормативно-подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств (субсидий) для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным заданием государственные услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных услуг на количество предоставленных услуг.
На этапе составления бюджета главные распорядители бюджетных средств устанавливают для соответствующих организаций задания на предоставление государственных услуг. Затем определяется базовый объем финансирования, который должен корректироваться в процессе исполнения бюджета на основе данных о фактическом объеме услуг, оказанных организацией за отчетный период.
В соответствии с законом создание автономных учреждений возможно путем: изменения типа существующего государственного учреждения или учреждения нового учреждения, либо через ликвидацию существующего.
На сегодняшний день проведена работа по созданию с 1 сентября 2007 года 19 автономных учреждений социального обслуживания, из них 18 - путем изменения типа существующих учреждений и одного нового - путем учреждения.
В апреле 2007г. в РТ во исполнение Указа Президента РТ от 29.03.2007г. № УП-155 «О мерах по реализации в Республике Татарстан Федерального закона «Об автономных учреждениях» было издано ряд постановлений, касающихся внедрения автономных учреждений в республике: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан (КМ РТ) от 28.04.2007г. №159 «О мерах по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» в Республике Татарстан», Постановление КМ РТ от 28.04.2007г. №160 «Об утверждении нормативов финансовых затрат и базовых нормативов содержания имущества государственных учреждений Республики Татарстан», Постановление КМ РТ от 28.04.2007г. №161 «Об определении условий и порядка формирования задания учредителя автономному учреждению Республики Татарстан».
Учредителем автономных учреждений в области социального обслуживания является Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Учредитель разpaбатывает задание для каждого учреждения, целью разработки задания является обеспечение соответствия объемов государственных услуг, предоставляемых автономными учреждениями, уровню социальных гарантий обеспеченности государственными услугами, стандартами качества оказания государственных услуг и объему финансовых средств на их предоставление. Объем задания автономных учреждений производится на основе нормативов обеспеченности населения социальными услугами, утверждаемыми КМ РТ, с учетом демографических особенностей, структуры и фактического уровня нуждаемости населения республики в соответствии с уровнем социальных гарантий обеспеченности социальными услугами населения РТ.
Министерством разработан проект типового устава автономного учреждения социального обслуживания, в котором подробно прописаны цель и виды деятельности автономных учреждений социального обслуживания, полномочия, компетенция и ответственность учредителя, а также органов управления автономного учреждения - Наблюдательного совета и руководителя.
Согласно проекту Наблюдательный совет является высшим органом управления автономного учреждения социального обслуживания, состоит из 11 члeнов, в состав которых в обязательном порядке включаются представители учредителя, собственника имущества, органов местного самоуправления, представители бизнес-сообщества, общественности, в том числе и лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности, а также представители трудового коллектива автономного учреждения.
В настоящее время Министерством разработаны:
- типовой план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения социального обслуживания;
- рекомендации члeнам Наблюдательного совета автономного учреждения по осуществлению контрольных функций;
- типовые уставы автономных учреждений (сегодня разработаны для дома-интерната для престарелых и инвалидов, дома-интерната для умственно отсталых детей, психоневрологического интерната):
- форма типового договора на финансирование автономных учреждений социального обслуживания;
- форма дополнительного соглашения к договору оперативного управления автономных учреждений социального обслуживания.
Прежде чем учреждение переходит в новую форму, оно должно провести серьезную подготовительную работу: обосновать целесообразность создания автономного учреждения, прописать основные целей и виды деятельности, предоставить сведения об имуществе, о земельных участках.
Стоимостная хаpaктеристика реализации единицы объема задания формируется на основе нормативов финансирования затрат и норматива содержания имущества, в соответствии с методиками, утверждаемыми КМ РТ.
Нормативы финансирования затрат обеспечивает покрытие всех затрат социальных учреждений, расходов на оказание гарантированных услуг по следующим статьям:
1) оплата труда работников, налоговые отчисления по единому социальному налогу на страхование взносов в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования;
2) медикаменты и перевязочные средства;
3) мягкий инвентарь и обмундирование;
4) продукты питания;
5) прочие расходы (заработная плата административно-хозяйственного аппарата, приобретение хозяйственных средств, канцелярских товаров, комaндировочные расходы, трaнcпортные расходы и т.д.).
Доходы автономных учреждений складываются из: оплаты гражданами гарантированных услуг (в зависимости от доходов); оказания дополнительных услуг, сверх гарантированных; от предпринимательской деятельности учреждения, в т.ч. от ведения подсобных хозяйств.
Заключены многосторонние соглашения о социальном инвестировании и партнерстве в области социального обслуживания населения РТ между Министерством, Главой муниципального образования, автономным учреждением и представителями бизнеса, которым предполагаются варианты участия бизнеса в деятельности автономного учреждения.
Среди направлений инвестирования в деятельность автономных учреждений со стороны благотворителей являются:
- Привлечение дополнительного финансирования для укрепления материально-технической базы, благоустройства помещений и территории учреждения социального обслуживания, в т.ч. осуществления капитального ремонта зданий, сооружений и оборудования, оборудования и оснащения лечебных кабинетов, мастерских и т.п.
- Улучшение условий работы обслуживающего персонала: доплата вспомогательно-техническому персоналу путем перечисления денежных средств на расчетный счет учреждения социального обслуживания.
- Софинансирование оплаты курсов повышения квалификации для работников учреждений социального обслуживания.
- Предоставление работников предприятия в качестве вспомогательно-технического персонала для нужд учреждения социального обслуживания (услуги электриков, сантехников, грузчиков и т.п.).
- Софинансирование оплаты коммунальных услуг.
- Оказание трaнcпортных услуг, в т.ч. для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
- Поставка стройматериалов, продуктов питания со скидкой к закупочной цене.
- Содействие в организации работы подсобного хозяйства, в т.ч. оказание помощи в выделении кормов, семенного, посадочного материала и т.п.
Создание автономных учреждений позволит:
- повысить эффективность использования бюджетных средств, перейти от сметного финансирования государственных учреждений к оплате предоставленных услуг на основе государственного задания;
- привлечь представителей бизнес-сообщества и общественности для управления автономным учреждением и как следствие - частный капитал в сферу социальных услуг;
- создать конкурентную среду, а значит - увеличить объем предоставляемых социальных услуг без значительного увеличения нагрузки на республиканский бюджет.
- предоставит финансовую свободу учреждению в распоряжении заработанными средствами, сверх государственного задания.
Все эти мероприятия направлены на повышение эффективности деятельности учреждений, качества предоставляемых ими услуг, переходу на бюджетирование, ориентированное на результат. Таким образом, будет обеспечена прозрачность распределения бюджетных средств, произойдет структурная перестройка сети учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. - №2. - 2005. - С. 4-5.
- Чагин К.Г. Современные подходы к организации социальных услуг: целевые потребительские субсидии (социальные ваучеры) и заказ на социальное обслуживание. - М.: Институт экономики города, 2006. - 15 с.
- Федеральный закон от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» // http://www.garant.ru/.
- Закон Республики Татарстан от 13.11.2006г. № 69-ЗРТ «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан» // www. garant. ru.
[1] Закон Республики Татарстан от 13.11.2006г. № 69-ЗРТ «О социальном обслуживании населения в Республике» // www. garant. ru.
[2] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» // www.garant.ru.
[3] Чагин К.Г. Современные подходы к организации социальных услуг: целевые потребительские субсидии (социальные ваучеры) и заказ на социальное обслуживание. - М.: Институт экономики города, 2006. - 15 с.
[4] Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики.-№2.-2005.-С. 4-5.
Статья в формате PDF 109 KB...
11 12 2024 21:45:30
Статья в формате PDF 124 KB...
10 12 2024 14:45:35
Статья в формате PDF 311 KB...
09 12 2024 18:47:33
08 12 2024 3:56:41
Статья в формате PDF 129 KB...
07 12 2024 19:24:29
Статья в формате PDF 275 KB...
06 12 2024 6:12:29
Статья в формате PDF 121 KB...
05 12 2024 7:50:43
Статья в формате PDF 285 KB...
04 12 2024 6:49:52
Статья в формате PDF 119 KB...
03 12 2024 15:21:57
02 12 2024 15:18:13
Статья в формате PDF 111 KB...
01 12 2024 15:40:47
Статья в формате PDF 103 KB...
30 11 2024 20:46:11
Статья в формате PDF 174 KB...
29 11 2024 7:58:28
Статья в формате PDF 163 KB...
28 11 2024 0:27:54
Статья в формате PDF 263 KB...
27 11 2024 0:52:39
Статья в формате PDF 142 KB...
26 11 2024 23:34:52
Статья в формате PDF 257 KB...
25 11 2024 15:35:55
Статья в формате PDF 104 KB...
24 11 2024 18:37:15
Статья в формате PDF 113 KB...
22 11 2024 11:53:18
Статья в формате PDF 113 KB...
21 11 2024 1:33:32
Статья в формате PDF 316 KB...
20 11 2024 15:31:53
Статья в формате PDF 302 KB...
19 11 2024 5:30:24
Статья в формате PDF 108 KB...
17 11 2024 3:53:49
В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гeнитaлий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...
16 11 2024 1:51:13
Статья в формате PDF 228 KB...
15 11 2024 8:47:56
Статья в формате PDF 103 KB...
14 11 2024 16:44:45
Статья в формате PDF 118 KB...
13 11 2024 2:26:15
Поджелудочная железа белой крысы имеет три основные части – головка (дуоденальная часть), тело (пилорическая часть) и хвост (желудочно-селезеночная часть). По сравнению с человеком, она отличается большей рыхлостью, изогнутостью, разветвленностью. Встречаются два крайних варианта формы (в виде молотка или трилистника) и топографии поджелудочной железы у белой крысы. ...
12 11 2024 12:35:20
Статья в формате PDF 124 KB...
11 11 2024 9:14:23
Статья в формате PDF 159 KB...
10 11 2024 1:23:51
09 11 2024 10:16:42
Статья в формате PDF 171 KB...
08 11 2024 19:53:30
В данной работе предложен принципиально новый подход нахождения справедливой цены опциона европейского типа при условии дискретности хеджирования на эффективном рынке базового актива. Развитый подход позволяет определить стоимость опциона для достаточно широкого класса распределений цены базового актива, не ограничиваясь гипотезой о том, что распределение цен базового актива подчиняется логнормальному закону. Анализ полученных результатов позволил утверждать, что существуют такие состояния рынка, при которых осуществить хеджирование не предоставляется возможным. Данный эффект не находится в противоречии с теорией Блэка-Шоулза, т.к. конфигурация областей «нехеджируемости» вырождается в пустое множество при достаточно большом количестве актов хеджирования и достаточно малом промежутке времени между актами хеджирования ...
07 11 2024 1:34:10
Статья в формате PDF 163 KB...
06 11 2024 12:31:39
Статья в формате PDF 262 KB...
05 11 2024 13:17:18
Статья в формате PDF 117 KB...
04 11 2024 13:20:36
Статья в формате PDF 392 KB...
03 11 2024 11:21:21
Статья в формате PDF 109 KB...
02 11 2024 8:27:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::