МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ

Анализ современного научного взгляда на образование в аспекте его обоснованности, то есть в аспекте связи с начальными, генетически первичными понятиями начнём с обращения к энциклопедическому толкованию термина методология. Определение: «Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [1]. Четыре начальных понятия структура, логическая организация, средства и методы - вот предметы, от которых мы начинаем исследование.
Paкурс нашего взгляда на методологию образования определяется актуализацией понимания того, что мы живем в изменяющемся мире, сами подвержены изменениям и прибегаем периодически к понятийной ревизии картины мира, а в данном случае и в частности - своего представления о методологии образования. Нас интересует изменчивость названных четырех элементов, образующих понятие методология. Посмотрим на них с целью констатации степени их изменчивости в эволюционирующем обществе.
Структура деятельности «образование» проста и неизменна: она включает два элемента, учащегося и преподавателя.
Логическая организация образования есть отражение намерения общества готовить к жизни подрастающее поколение, используя опыт старшего поколения. Очевидно, что и этот компонент методологии не претерпевает изменений в эволюционирующем обществе. Два оставшихся компонента вряд ли обладают такой же устойчивостью к переменам времени, как структура и логическая организация. Более того, оба компонента, скорее всего, изменчивы как во времени, так и в культурном прострaнcтве современности.
Средства образования. В сущностном аспекте это то, с помощью чего преподаватель делает из «неученого» «ученого». Что же это? Сегодня это принято обозначать словами знания, умения, навыки и компетенции. В прежние времена это называлось иными словами, но это не важно, ибо есть термин, интегрирующий понятия, обозначаемые этими словами. Этот термин - опыт познавания. Именно он обеспечивает образование как деятельность тем, с помощью чего преподаватель «образует» учащегося, а его отсутствие делает бессмысленным намерение подготовки юных к жизни. Такую тpaктовку средства образования назовём традиционной. Представляется, что превалирующее большинство педагогических концепций и сегодня используют именно такое понимание средства образования. Есть ли какая-либо причина подвергнуть ревизии такое толкование средства образования? Оказывается - есть. Причина заключается в наступившей осознанности обществом того факта, что добытого предшественниками опыта познания реальности уже недостаточно для адекватной подготовки молодых к будущей жизни. Первопричина этого несоответствия в «ускорении времени», в том, что обновление наших представлений о мире уже не только сопоставимо с периодом профессиональной активности индивида, но и укладывается на нем кратно. Общество осознало, что учить тому, что умеешь - значит усугубллять негативную ситуацию. Осознана необходимость найти такой режим образования, который позволил бы «включать» сменяющее поколение в познавательную деятельность без остановки на «передачу эстафетной палочки». Осуществление такого режима средствами только опыта познавания невозможно. Но если средство образования в виде опыта дополнить самой изменяющейся реальностью, то задача «гладкой эстафеты» становится разрешимой. Технология такого дополнения разработана. Подробно описаны процедуры проектирования учебного курса методом, основанном на онтогенетическом описании предмета учебной дисциплины[2].
Методы образования. Изменчивость методов образования в аспекте истории бесспopна. В ахроматическом аспекте их разнообразие также велико. Рассмотрение этого разнообразия здесь неуместно. Наше намерение заключается в том, чтобы, охаpaктеризовав все популярные сегодня методы одним интегральным признаком, попытаться дополнить понятие «метод образования» чем-то, трaнcформирующим метод в направлении соответствия эволюционирующему обществу.
Предельно обобщенное понятие «метод образования», предположим, заключается в том, что преподаватель демонстрирует для учащегося свою деятельность в предмете учебной дисциплины, побуждая его к попыткам действовать также. Попытки учащегося подкрепляются специальным комплексом методических средств и приспособлений. Определив в таком виде современное представление о методе образования, зададимся вопросом: «Соответствует ли такой метод задаче «гладкой эстафеты» в передаче социального опыта?» Ответ очевиден - не соответствует. Он не реализует передачу социального опыта без задержки. Время задержки включает время подготовки и издания учебной литературы и другие фазы популяризации научных представлений о мире. Можно ли устранить задержку полностью? Сделаем такую попытку в сфере инженерного образования. Попытка заключается в трaнcформации традиционного метода образования в изложенной тpaктовке. Tрaнcформированный метод должен включать и использовать в качестве фундаментальной компоненты онтогенетическое описание предмета науки. Результат онтогенетического описания - дерево понятий.
Обращаясь снова к методологии образования, заключаем, что в современном смутно-поисковом периоде его развития возможна целеориентированная и концептуально определенная инновационная деятельность на основе онтогенетического описания, как один из вариантов эволюционирования нашего представления об образовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Советский энциклопедический словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1984.
- Карякин Ю.В. Учебный процесс в вузе. - Томск: Дельтаплан, 2006. - 132 с.
Статья в формате PDF
113 KB...
10 11 2025 0:43:57
Статья в формате PDF
115 KB...
08 11 2025 0:56:14
Статья в формате PDF
127 KB...
07 11 2025 8:45:24
Статья в формате PDF
132 KB...
05 11 2025 19:23:35
В связи с разработкой автором «Колебательной модели нейтрального атома» с включением «мирового эфира», в которой понятия «постоянный положительный заряд атомного ядра» и «кулоновское поле» становятся излишними, встает вопрос о новой формулировке Периодического закона. Такая формулировка предлагается в данной статье, где рассматривается также проблема математического выражения Периодического закона. В статье автор использует собственный вариант «Симметричной квантовой Периодической системы нейтральных атомов (СК-ПСА)», адекватный Колебательной модели.
...
04 11 2025 9:36:54
Статья в формате PDF
112 KB...
03 11 2025 15:34:17
Статья в формате PDF
115 KB...
02 11 2025 20:58:53
Статья в формате PDF
111 KB...
01 11 2025 5:25:35
Статья в формате PDF
106 KB...
29 10 2025 22:52:34
28 10 2025 6:10:31
Статья в формате PDF
143 KB...
27 10 2025 8:56:20
Статья в формате PDF
120 KB...
26 10 2025 20:55:17
Статья в формате PDF
102 KB...
25 10 2025 17:25:59
Статья в формате PDF
127 KB...
24 10 2025 7:48:58
Статья в формате PDF
113 KB...
22 10 2025 22:57:46
Статья в формате PDF
303 KB...
21 10 2025 2:40:58
Статья в формате PDF
228 KB...
20 10 2025 20:23:20
Статья в формате PDF
100 KB...
19 10 2025 14:25:20
Статья в формате PDF
429 KB...
18 10 2025 6:45:41
17 10 2025 14:19:53
Статья в формате PDF
128 KB...
16 10 2025 20:46:34
Статья в формате PDF
221 KB...
15 10 2025 5:24:34
Статья в формате PDF
110 KB...
13 10 2025 12:57:32
В работе предпринята попытка изучить формирование симптомов профессионального выгорания у пpaктически здоровых, активно работающих в учреждениях здравоохранения Ростова и Ростовской области, медицинских сестер, которые обучаются в ГОУ СПО РО "Ростовский базовый медицинский колледж" на отделении "Сестринское дело (повышенный уровень образования)". Получены статистически достоверные показатели снижения профессионального выгорания обследованных, определена его основная симптоматика. Предложены меры по снижению стрессогенности профессиональной деятельности.
...
11 10 2025 12:41:25
Статья в формате PDF
282 KB...
09 10 2025 19:51:47
Статья в формате PDF
151 KB...
08 10 2025 15:23:18
Статья в формате PDF
111 KB...
07 10 2025 3:37:10
Статья в формате PDF
119 KB...
05 10 2025 7:56:14
Статья в формате PDF
802 KB...
04 10 2025 17:55:53
Инженерная рационализация лесопользования предполагает активное применение достижений древесиноведения. Фундаментальные достижения в этой области вполне могут быть применены в исследованиях свойств живой древесины растущих деревьев. Доказательство биотехнического принципа в данной статье выполнено на основе моделирования экспериментальных данных профессора Б.Н.Уголева по деформативности древесины при действии усилий поперек волокон.
...
03 10 2025 1:35:28
Статья в формате PDF
244 KB...
02 10 2025 5:21:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::