МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Зейвальд И.В. В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности. Статья в формате PDF 172 KB

В России проблемой успеха стали заниматься более предметно и детально с конца ХХ века, это связано с тем, что успех высоко значим в условиях конкуренции. Изменение социально-экономических условий в России сделало актуальным стремление к достижению индивидуального успеха в профессиональной сфере деятельности.

В отечественной психологии проблема успеха мало разработана, более разработано понятие «успешность деятельности», нежели сам феномен успеха. Рассмотрены лишь некоторые аспекты, имеющие отношение к понятию успех. Например, смысложизненная концепция К.Абульхановой-Славской, И.Ведина, И.Кона, Л.Когана, представляет успех в контексте такого понятия как субъектность личности, активная жизненная
позиция.

Успешность является одним из наиболее трудных понятий для определения, так как у разных людей оно вызывает различные ассоциации и к тому же связано с индивидуальной системой оценок и ценностей. Современного человека обычно представляют как стремящегося к достижению определенного статуса, положению, престижу, достижению высоких результатов. Любые представления, в том числе и об успехе-успешности, формируют и во многом определяют систему ценностей личности, оказывая влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний, ценностей. Понятие успешность можно расценивать как своего рода конструкт, имеющий социальную природу, существующий в сознании индивида и участвующий наряду с другими понятиями в формировании картины мира.

Понятие стремление к социальному успеху является сложным социальным мотивом, который состоит из стремления к общественному престижу, признанию окружающих, к достижению высоких результатов в значимой для человека деятельности. Само слово успех, если вдуматься в значение его исконного смысла, связано с понятием «успеть». «Успешный» - значит успевающий, «успевающий» - делающий нечто вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени. Успешный человек - это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Успех связан именно со способностью успевать вовремя, не опаздывать, с умением чувствовать ситуацию, применять средства, адекватные поставленной задаче, а не противоречащие ей. Каждая ступенька, ведущая к поставленной цели, достигается своевременно, и это приносит чувство глубокого удовлетворения.

На основе обзора существующих в психологии различных концепций понятие «успешность» определяется:

  • во-первых, как одна из базовых потребностей индивида и изучается в качестве стимула его поступков. Успех дает человеку предпосылку для самосознания результатов своей собственной деятельности. Успешность связана с фундаментальными потребностями человека и является феноменом, включающий в себя две социальные потребности индивида, с одной стороны - потребность слиться с социумом и с другой стороны - выделиться;
  • во-вторых, как основной мотив поведения и тогда анализируется в качестве цели, на достижение которой направлены значительные усилия индивида;
  • в-третьих, как результат эффективной деятельности, предстающий в качестве оценки, как со стороны самого субъекта, так и со стороны окружающих.

В проведенном исследовании рассматривалось понятие «достижение успеха» в трудовой деятельности. Исследования данной тематики указывает на то, что сегодня профессия, по больше мере, рассматривается инструментально, как важнейший канал социальной активности, источника материального благополучия, обретения престижа в обществе, получение статусности. Успех - это положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества, выступающий формой самореализации субъекта, обеспечивающий его саморазвитие и предполагающий оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.

 Профессиональная деятельность на данном этапе развития социума представляет собой замещение «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни», когда профессия уже выступает не как сущностная часть самого образа жизни, а как средство для его достижения.

Одной из теоретических задач нашего исследования, было построение модели процесса успешной трудовой адаптации, которая отражала бы взаимосвязанные этапы процесса влияния мотивов социального успеха на адаптацию личности (рис. 1).

Рис. 1. Модель влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности

Согласно нормативному подходу трудовая адаптация как процесс имеет достаточно четкую структуру, этапы и функциональную логику. По нормативной логике без структурного анализа выделение компонентов любой адаптивной системы будет неэффективным в силу неясности и размытости иерархии ее взаимодействий и соподчиненности с другими системами. Из приведенной схемы видно, что каждый последующий этап детерминирован предыдущим. Необходимость подобного члeнения вытекает из нашего представления об относительном хаpaктере как промежуточных, так и конечных результатов трудовой адаптации. В нормативном смысле трудовая адаптация личности включает в себя ряд содержательных аспектов. Во-первых, это процесс непрерывного контроля над соответствием/несоответствием поведения человека в организации, трудовом коллективе нормам и ценностям. Во-вторых, это система социальной, трудовой и профессиональной деятельности.

Обратимся далее к анализу самой комплексной модели трудовой адаптации личности.

Адаптация является двухсторонним процессом, в котором участвуют личность и организация. В процесс профессиональной деятельности фактором побуждающим человека к действиям, является неудовлетворенная потребность. Потребности могут быть самыми разнообразными, в том числе потребности в трудовой деятельности. В психологической литературе под потребностью понимается движущая сила человеческой деятельности, поведения, которая стимулирует нуждой в объектах, необходимых для существования и развития человека, и выступает источником активности работника. Однако, появление потребностей не является достаточным условием для деятельности, с ней зарождается только общее неопределенное влечение человека к чему-либо, что может эти потребности удовлетворить. Для удовлетворения потребности необходима актуалазация в сознании человека конкретного предмета, способного удовлетворить появившиеся потребности и превратившегося в цель деятельности. Было выделено два уровня мотивов: «мотив достижения» и «мотив избегания неудач», которые оказывают влияние на личность, а следовательно на процесс адаптации. Сам процесс адаптации личности представлен четырьмя стадиями: ознакомление, приспособление, ассимиляция и идентификация и четырьмя этапами: организационный, социально-психологический, трудовой и профессиональный. В нашей работе мы рассматриваем социально психологический и трудовой этапы адаптации. Выделяют 2 критерия удовлетворенности адаптацией субъективный и объективный.

В структурно-комплексной модели социальной адаптации необходимо и целесообразно выделение ряда этапов, взаимосвязь между которыми служит свидетельством единства и целостности адаптационного процесса.

Организационно экономический этап - это понимание структуры организации, организационного статуса своего рабочего места, порядка внутренних взаимодействий и существующих в компании механизмов управления.

Социально-психологический этап - это приспособление к новым формам взаимоотношения и поведению, к новой социальной сфере, новому коллективу. В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в новую систему взаимоотношений в группе с его традициями, нормами жизни. В процессе освоения новой трудовой ситуации как личность, так и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга. Приступая к новой работе, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою позицию с целями и задачами организации, трудового сообщества, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данной организации. В ходе данного этапа сотрудник узнает о формальных и неформальных лидерах и группах. Происходит вpaбатываемость нового сотрудника как личности либо в коллектив в целом, либо в формальную или неформальную группу. Однако, не всегда цели и ценности организации совпадают с целями и ценностями человека. Реализуя свои требования, работник и организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двусторонний процесс взаимодействия между личностью и новой для нее социальной средой.

Этап трудовой адаптации - это приспособление работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работников.

Этап профессиональной адаптации - это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков профессионального сотрудничества до определенного уровня в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Рассматривая функцию достижения оптимального равновесия в динамической системе «личность - социальная среда» мы говорим об адаптации человека в современном мире, и имеем в виду, адаптацию человека к новым социально-экономическим условиям. Рассматривая социально-экономических условия, мы имеем в виду рыночные условия, растущую конкуренцию между людьми, отсутствие социальных гарантий, изменение престижа ранее популярных профессий.

Выделяя в структуре нормативного (структурно-функционального) подхода систему деятельностных критериев трудовой адаптации, мы исходим из того, что любая целенаправленная деятельность, связанная с удовлетворением потребностей имеет объективные и субъективные критерии.

Объективными критериями являются достижение успеха среди социального окружения, эффективность профессиональной или другой социально важной деятельности, реальное положение в группе, наличие авторитета, отражающее принятие члeнами группы приоритета личности в какой-либо деятельности. Субъективные критерии предполагают общее психологическое благополучие, отсутствие ярко выраженных психологических проблем, удовлетворенность личности различными аспектами взаимодействия с изменившейся средой и их позитивную оценку. Выделение внутреннего или внешнего критерия в качестве приоритетного при рассмотрении процесса социально-психологической адаптации во многом зависит от направления, в рамках которого работает исследователь, и от тpaктовки понятия адаптации.

Интегрированным субъективным показателем успешной трудовой адаптации можно считать общую удовлетворенность работника трудом, мopaльно-психологическим климатом в трудовой сообществе. В процессе трудовой адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Принято считать, что адаптированность определяется уровнем и содержанием фактических достижений человека во взаимодействии с окружающей средой.

Нельзя не согласится со взглядами К.А. Альбухановой-Славской в том, что человек сам имеет главный и безошибочный критерий. Это критерий - удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью и своими достижениями. Автор пишет о том, что «удовлетворенность является важнейшим показателем личностных достижений. По этому показателю можно судить, насколько личность способна нивелировать рассогласование между первоначальными неудачами, оценками ее окружающими и самооценками, но что она преимущественно ориентируется».



НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 207 KB...

02 10 2024 16:23:24

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Статья в формате PDF 112 KB...

15 09 2024 23:24:13

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...

12 09 2024 22:46:37

АКТИВНОСТЬ КАТАЛАЗЫ В МИТОХОНДРИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ СВИНЕЙ

АКТИВНОСТЬ КАТАЛАЗЫ В МИТОХОНДРИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ СВИНЕЙ Исследована активность каталазы в митохондриях, супернатанте сердца и печени свиней пород крупной белой, кемеровской и ландрас. В эксперименте установлено, что по активности каталазы в митохондриях лучшими являются свиньи кемеровской породы. ...

11 09 2024 0:32:22

Компьютерный эксперимент в курсе общей физики

Компьютерный эксперимент в курсе общей физики Статья в формате PDF 115 KB...

10 09 2024 12:29:54

АКТИВНОСТЬ АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗЫ В ПОКОЛЕНИЯХ КРЫС ПОСЛЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

АКТИВНОСТЬ АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗЫ В ПОКОЛЕНИЯХ КРЫС ПОСЛЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ Изучены каталитические свойства неспецифической альдегиддегидрогеназы (КФ 1.2.1.3.), как основного молекулярного маркера альдегиддегидрогеназной системы биотрaнcформации, в поколениях крыс с термической травмой. Активность альдегиддегидрогеназы определяли по регистрации начальной скорости образования НАДН при дегидрогеназном окислении ацетальдегида в качестве субстрата. Показано уменьшение активности фермента через 6 месяцев после ожога. Отмечено снижение активности альдегиддегидрогеназы в I и II поколениях крыс с термической травмой. ...

30 08 2024 21:47:15

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО СОСТАВ ЕГО КРОВИ

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО СОСТАВ ЕГО КРОВИ Статья в формате PDF 226 KB...

29 08 2024 16:15:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::