ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В Российской Федерации сахарная свекла - одна из важнейших технических культур, ее возделывают на площади около 1 млн.га.
Потребности населения Российской Федерации в сахаре оцениваются в 6 млн. тонн, при этом отечественное производство удовлетворяет их только на 60%.
В настоящее время 40% сахара, производимого в мире, получают из корнеплодов свеклы.
Одним из крупных регионов возделывания сахарной свеклы и выработки сахара является Республика Башкортостан, где посевные площади этой культуры составляют более 60 тыс.га.
Для удовлетворения потребностей населения республики сахаром необходимо довести урожай корнеплодов сахарной свеклы до 250...300 и более центнеров с гектара, причем с наименьшими затратами ручного труда. Затраты на возделывание культуры большие - 42500 руб./га. На один гектар площади они составляют 170...350 чел.ч. вместо 50...60 чел.ч., на один центнер продукции - 1,8...3,5 чел.ч. вместо 0,5...0,6 чел.ч. Себестоимость свеклы 1270 руб./т. Основной причиной высоких затрат труда на производство единицы продукции являются значительные затраты на уничтожение сорной растительности на посевах свеклы.
В условиях повышения цен на источники энергии, средства химизации и механизации сельскохозяйственного производства особую актуальность приобретают вопросы изыскания резервов ресурсосбережения. Особенно это касается такой высокозатратной культуры как сахарная свекла, на возделывание которой расходуется в 4-5 раз больше средств, чем при выращивании зерновых культур, в то время как закупочная цена на свеклосырье остается низкой. Это приводит к росту убыточных хозяйств и сокращению посевных площадей под сахарной свеклой.
По существующей технологии возделывания сахарной свеклы для уничтожения сорной растительности на посевах, поле опрыскивают эмульсией гербицида 5-6 раз в период вегетации сплошным способом. В результате загрязняется окружающая среда, отравляется животный мир, увеличиваются затраты, повышается себестоимость сахарной свеклы.
Исследования рабочих органов сельхозмашин, применяемых в современной технологии производства сахарной свеклы, показывают, что значительная часть их не отвечает предъявляемым требованиям. Это, прежде всего, относится к рабочим органам культиватора, сеялки, опрыскивателей для внесения гербицидов и заделки их в почву, доочистителей головок корнеплодов от оставшейся зелени. Для них хаpaктерно низкое качество выполнения технологических процессов.
Рабочие органы культиватора для предпосевной обработки почвы не достаточно полно отвечают агротребованиям, особенно по равномерности глубины обработки. Неравномерная обработка почвы влечет за собой заделку семян на разные глубины. Каждая посевная секция сеялки, подвешенная к раме параллелограмным четырехзвенником, копируя поверхность почвы, заделывает семена на свою глубину, отклоняясь от заданной. Заделка семян в рыхлой почве происходит глубже, чем на уплотненной. Семена, заделанные в разные глубины, всходят неравномерно, продолжительность всходов длится от семи до двадцати дней. Это затрудняет первую междурядную обработку в агротехнические сроки, сорняки подрастают, закрывают рядки и, тем самым, затрудняют или исключают заезд агрегатов в поле, оставляя возможность только ручной прополке.
Сахарная свекла сильно угнетается сорными растениями, которые из почвы используют питательные вещества, влагу, за счет чего и значительно снижается урожай. Удаление сорняков на посевах свеклы - наиболее трудоемкая операция, на нее расходуется 40 ... 50 % затрат труда или, примерно, 100 чел. ч./га.
Сорные растения уничтожают агротехническим, механическим и химическим методами. Как показывает пpaктика, при повышенном засорении пахотного горизонта семенами сорной растительности и их способности прорастать на протяжении всей вегетации, агротехнические мероприятия не могут полностью уничтожить растущие сорняки. Поэтому применяют химический метод с использованием гербицидов.
Существующие способы внесения гербицидов (сплошное на поверхность почвы, ленточное перед посевом) для уничтожения сорняков не совсем эффективны: большой расход гербицидов на единицу площади, из-за плохой заделки препарата в почву улетучиваются действующие вещества, следовательно загрязняется окружающая среда, нарушается экология.
Ленточное внесение гербицидов перед посевом, хотя и сокращает их расход, имеет свои отрицательные стороны: требуется громоздкое оборудование, дополнительный тpaктор с тpaктористом во время посева, увеличивается расход ГСМ, снижается полевая всхожесть семян и урожай. Недобор урожая при этом способе доходит до 15-20%, сахара- 0,22...0,54 т/га. Ленточное внесение гербицидов при посеве недостаточно внедряется в производство из-за несовершенных рабочих органов культиватора, сеялки для внесения и заделки препаратов в почву.
При уборке ботвы существующие доочистители оставляют до 15% зелени, что не отвечает требованиям ГОСТа по приемке урожая свеклоприемными пунктами. Наличие черенков на свекле длиной 1...2 см при хранении способствует потере общей массы до 27% и сахара 8,9%. За сутки, в среднем, теряется 0,0223% сахара из-за неровного среза головок свеклы. Оставшуюся на головке зелень убирают вручную.
В условиях рыночных отношений, функционирования различных форм собственности свеклосеющим хозяйствам нужны технологии, адаптивные к стрессовым условиям, повышающие уровень продуктивности и обеспечивающие полную механизацию процессов возделывания сахарной свеклы и как следствие, экономию ресурсов.
В связи с этим, при совершенствовании технологии возделывания и уборки сахарной свеклы, большое значение имеет обеспечение: посева семян с расчетом на конечную густоту стояния растений, полное уничтожение сорняков в защитной зоне рядка и механизированная доочистка головок корнеплодов от зелени, которая в существующей технологии выполняется с большими затратами ручного труда.
Устранение вышеуказанных проблем в технологии возделывания сахарной свеклы позволит обеспечить население необходимым количеством сахара с наименьшими затратами, что поможет снизить его себестоимость.
Статья в формате PDF 252 KB...
24 04 2024 17:15:14
23 04 2024 20:34:30
Статья в формате PDF 140 KB...
22 04 2024 15:42:28
Статья в формате PDF 355 KB...
21 04 2024 23:12:50
Ранее изучение химии способствует формированию у школьников целостного представления о природе, её материальном единстве, взаимосвязи живого и неживого, взаимообусловленности природных процессов. Приведены результаты 12-летнего эксперимента авторов по преподаванию химии с 7-ого класса, анонсированы программа и учебник «Волшебная химия. 7 класс», который создается в соавторстве с Заслуженным учителем России О.С. Гарбиеляном. ...
20 04 2024 2:48:11
Статья в формате PDF 205 KB...
19 04 2024 20:28:25
Статья в формате PDF 127 KB...
15 04 2024 11:42:48
Статья в формате PDF 346 KB...
14 04 2024 14:20:50
Статья в формате PDF 266 KB...
13 04 2024 0:36:34
12 04 2024 11:20:37
Статья в формате PDF 113 KB...
11 04 2024 22:11:28
Статья в формате PDF 106 KB...
10 04 2024 13:22:13
Статья в формате PDF 132 KB...
09 04 2024 12:31:18
Статья в формате PDF 121 KB...
08 04 2024 20:39:54
Статья в формате PDF 129 KB...
06 04 2024 10:17:21
04 04 2024 10:54:17
Статья в формате PDF 141 KB...
02 04 2024 10:39:14
Статья в формате PDF 302 KB...
01 04 2024 0:44:40
Статья в формате PDF 263 KB...
31 03 2024 16:52:27
Статья в формате PDF 280 KB...
30 03 2024 9:59:24
Статья в формате PDF 116 KB...
29 03 2024 7:14:51
Статья в формате PDF 414 KB...
28 03 2024 20:30:42
Статья в формате PDF 137 KB...
27 03 2024 12:27:31
Статья в формате PDF 120 KB...
26 03 2024 16:58:49
Статья в формате PDF 102 KB...
25 03 2024 2:24:52
Статья в формате PDF 135 KB...
24 03 2024 2:14:42
Статья в формате PDF 117 KB...
23 03 2024 22:48:12
22 03 2024 5:23:25
Статья в формате PDF 114 KB...
21 03 2024 19:35:43
Разделение тимуса на истинные доли происходит у плодов белой крысы в процессе его неравномерного роста в плотном окружении, под давлением ветвей внутренней грудной артерии и сопровождающих вен. ...
20 03 2024 18:47:29
19 03 2024 19:20:15
Статья в формате PDF 107 KB...
18 03 2024 8:47:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::