УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Медико-социальные проблемы школьного обучения, особенно в начальных классах, предъявляют высокие требования к функциональному состоянию нервной системы и психической сфере детей, определяющих их готовность к обучению в школе, тем более тех, кто имел отягощенный перинатальный период.
Коэффициент умственных способностей (IQ) - представляет собой отношение умственного возраста к биологическому умноженное на 100. Измеряемый IQ отражает усредненный показатель обобщенной оценки некоторых функций мозга-слуховой памяти, зрительно-прострaнcтвенной емкости, экспрессивной и рецептивной форм языка и не является показателем специфической силы или слабости. Коэффициент умственной способности IQ не отражает оптимальных способностей или умственного потенциала индивидуума. Ни одна из многочисленных разработанных шкал оценки адаптивных способностей не является универсальной для классификации. Однако, в настоящее время принципиальным диагностическим критерием остается IQ (Бергман Р.Е.,Воган В.К.,1987). У большинства детей со слабовыраженной или пограничной задержкой умственного развития не обнаруживают каких-либо данных, свидетельствующих о поражении мозга. Существует гипотеза, согласно которой несовершенные адаптивные способности вторичны по отношению к социально-культурным факторам, в том числе к отсутствию поощрения окружающими положительного поведения. У детей (по данным ученых США) с низким экономическим уровнем снижается по мере их созревания значение IQ, эти факторы в необеспеченных семьях могут быть ведущими.
Следует иметь в виду, что наряду с вышеуказанными факторами в нeблагоприятных условиях существования, как правило, имеется ряд дополнительных факторов внешней среды: например, повышенное содержание свинца в крови у детей, живущих в промышленных районах, по сравнению с детьми, проживающими в сельской местности, в чистых зонах. Субклинические отравления свинцом способствуют снижению умственных способностей, а особенно опасно воздействие свинца на плод.
Детерминирующее воздействие на развитие мозга плода оказывает недостаточность питания, курение и низкий уровень медицинского обслуживания (Бергман Р.Е. с соавт.,1987). В 1985 году Majes L.C. с соавт. (США) обследовали группу недоношенных детей с небольшой степенью недоношенности, средняя масса тела при рождении 2133 г, средний гестационный возраст 34,6 недель. При переходе к школьному возрасту средний показатель IQ повышался от 91 в доношенном возрасте, до 101. Результаты тестирования не коррелировали с особенностями течения перинатального периода и тяжестью состояния в неонатальном периоде, но коррелировали с уровнем образования родителей и уровнем безработицы среди них. Hunt J.V. с соавт.,1978 г (США) проводили тестирование детей, родившихся с очень низкой массой тела (<1500 г) при достижении ими возраста 8-11 лет. В 8 лет дети распределились следующим образом: 4,6% имели очень низкий коэффициент интеллектуальности (ниже 70); 13,9% - низким КИ (70-84); 12% - двигательные нарушения; 21,4% - с визуально-двигательными отклонениями; 36,1% - развивались нормально. Отклонения в познавательной деятельности наблюдали у 16,7% всех обследованных. В целом к 8-11 годам у 80% детей КИ был в пределах нормы. Сильно влияли на возможный исход к 8 годам заболевания в периоде новорожденности и образование родителей. И если неонатальная заболеваемость влияла на частоту нормальных исходов, то образование родителей - на степень выраженности отклонений. Williams L. с соавт.,1976 (Великобритения) изучали интеллект у детей, родившихся с массой тела 1500 г и ниже, используя тесты Wechsler. Исследователи пришли к выводу, что у детей, родители которых принадлежали к более обеспеченным слоям населения - IQ был выше. Robertson C.M. с соавт.,1990 (Канада) анализировали успешность школьного обучения к 8 годам у недоношенных детей с массой тела при рождении, меньшей 1500 г. На основании многовариантного анализа выявили ведущую роль образовательного ценза матери в программировании академической успеваемости детей. В поведении таких детей чаще выявляется гипеpaктивность.
У маловесных детей (ЗВУР) Frencis-Williams J. с соавт.(1976) выявили достоверную разни-цу между величинами уровня интеллекта (IQ) у недоношенных детей с массой тела ниже 1500 г, соответствующих внутриутробному возрасту (средний показатель IQ - 99,2) и недоношенных с гипотрофией (средний IQ - 92,0). У недоношенных с ЗВУР показатель IQ был ниже. Robertson C.M. с соавт. (1990) при исследовании недоношенных с массой тела 1500 г и ниже отметили, что ЗВУР не оказывала существенного нeблагоприятного влияния при сравнении с показателями других групп недоношенных детей.
Stogmann W.(1971) при изучении группы недоношенных детей с массой тела ниже 1500 г при рождении отмечали, что у 62,5% детей IQ был равен 90 и ниже. Kitchen W.N. с соавт. (1987) длительно наблюдали группу детей с массой тела 500-999 г при рождении. У 60% детей до 5,5 лет не выявили отклонений, у 10% наблюдали тяжелые сенсорно-невральные и интеллектуаль-ные отклонения, у 10% - умеренные, у 20%-минимальные психоневрологические отклонения. Средний индекс умственного развития к 5,5 годам составлял 101,8, а в 2 года был 91,1. Считается, что в 2-х летнем возрасте часто недооценивают потенциальные возможности детей, родившихся с массой тела менее 1000 г, которые более четко формируются к возрасту 5,5 лет. Drillier C.M. с соавт. (1980) наблюдали детей с массой тела 2000 г и ниже при изучении ряда факторов, влиявших на плод во время беременности, пришли к выводу, что многоплодие, продолжительность беременности и масса тела при рождении (800-2000 г) статистически достоверно не влияли на способность детей к обучению в школе. Klein N. с соавт. (1985) при изучении детей с очень низкой массой тела (<1500 г) не выявили существенной разницы по IQ у этих детей в сравнении с детьми, родившимися в срок. Однако отмечено, что у детей родившихся с низкой массой тела были хуже только восприятие прострaнcтвенных отношений и интеграция визуально-моторных функций. Своевременное выявление указанных отклонений позволяет проводить лечебные мероприятия в целях устранения нежелательных последствий.
Детерминирующее воздействие на развитие мозга плода оказывает недостаточность питания, курение и низкий уровень медицинского обслуживания (Бергман Р.Е. с соавт., 1987). В 1985 году Majes L.C. с соавт. обследовали группу недоношенных детей с небольшой степенью недоношенности, средняя масса тела при рождении 2133 г, средний гестационный возраст 34,6 недель. Результаты тестирования не коррелировали с особенностями течения перинатального периода и тяжестью состояния в неонатальном периоде, но коррелировали с уровнем образования родителей и уровнем безработицы среди них. Hunt J.V. с соавт.(1978) проводили тестирование детей, родившихся с очень низкой массой тела (<1500 г) при достижении ими возраста 8-11 лет. В 8 лет дети распределились следующим образом: 4,6% имели очень низкий IQ (ниже 70); 13,9% - c низким IQ (70-84); 12% - двигательные нарушения; 21,4% - с визуально-двигательными отклонениями; 36,1% - развивались нормально. Отклонения в познавательной деятельности наблюдали у 16,7% всех обследованных. В целом к 8-11 годам у 80% детей IQ был в пределах нормы. Сильно влияли на возможный исход к 8 годам заболевания в периоде новорожденности и образование родителей. И если неонатальная заболеваемость влияла на частоту нормальных исходов, то образование родителей - на степень выраженности отклонений. Williams L. с соавт. (1976) изучали интеллект у детей, родившихся с массой тела 1500 г и ниже, используя тесты Wechsler. Исследователи пришли к выводу, что у детей, родители которых принадлежали к более обеспеченным слоям населения - IQ был выше. Robertson C.M. с соавт.(1990) анализировали успешность школьного обучения к 8 годам у недоношенных детей с массой тела при рождении, меньшей 1500 г. На основании многовариантного анализа выявили ведущую роль образовательного ценза матери в программировании академической успеваемости детей. В поведении таких детей чаще выявляется гипеpaктивность.
В настоящей работе исследовались отдаленные последствия перинатальных поражений центральной нервной системы и IQ у детей 7-8-летнего возраста общеобразовательной школы на основании анамнеза, клинико-неврологического статуса и, при необходимости, паpaкли-нических методов исследования.
Для оценки IQ использована адаптированная методика Векслера для детей в возрасте от 5 до 15 лет. Результаты исследований вербальной, невербальной функций интеллекта и общей его оценки у здоровых детей аналогичного возраста (1-я группа) достаточно хорошо корреспон-дируются с литературными данными отечественных и зарубежных ученых (А. Ю. Панасюк, Д. Векслер, В. К. Воган, Р. Е. Бергман).
Из 123 обследованных детей у 108 (87,9%) выявлены клинические признаки остаточных явлений перинатальной патологии нервной системы: минимальная мозговая дисфункция (ММД) - 48 детей (44,4 %), минимальная спинальная дисфункция (МСД) - 54 (50%), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС) - 3(2,8%), у одного ребенка выявлен эписиндром, у двух - наследственно-генетические заболевания нервной системы. Пpaктически здоровыми в неврологическом аспекте оказались 15 детей (12,1%).
По нашим данным IQ у детей 1-й группы (контроль) составил: средний и выше среднего 100-130 баллов, высокий - 130-145, пограничный - 100 баллов. У детей с ММД показатели уровня интеллекта распределились следующим образом: пограничный - 4,2%, средний - 27%, выше среднего - 27%, высокий - 41,6%,. У детей с МСД низкий уровень - 1,9%, пограничный - 5,6%, средний - 20,4%, выше среднего - 31,5%, высокий - 43,6%. У детей с ГГС один ребенок имел пограничный уровень интеллекта, 2 - выше среднего. У детей с эписиндромом и наследственно-генетическими заболеваниями нервной системы уровень интеллекта колeбaлся в пределах пограничный - средний. У 12 пpaктически здоровых детей пограничный и средний уровни интеллекта установлены у 13,3% детей, выше среднего у 40%, высокие у 34,4%. Анализ компонентов, составляющих вербальную и невербальную функции интеллекта, показал, что в у детей с перинатальной патологией в анамнезе особенно страдают невербальные тесты, а именно: способность к анализу и синтезу, переключение внимания, зрительно-моторная координация. Одновременно у большинства детей этой группы оказались умеренно сниженными и показатели вербальных тестов: а эрудицию, внимание, способность к выделению общих признаков объекта, оперативность. Большинство детей имели достаточно высокую оценку социальной зрелости, способности выделять существенные признаки предмета и давать определения понятий. Сравнительно высокими оказались и такие показатели невербальных тестов как зрительная память и наблюдательность, логическое и конструктивное мышление. Группа пpaктически здоровых детей существенно не отличалась от исследуемой по всем основным параметрам.
Таким образом, стандартизированный психометрический тест оценки уровня интеллекта позволяет объективно оценить не только его составные части, но и дать конкретные рекомендации по медико-педагогической коррекции у детей с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы.
Наиболее универсальное объяснение причин внешней торговли дано Э. Хекшером и Б. Олином: страна предлагает на международные рынки те блага, создание которых требует относительно изобильного для данной страны фактора производства. Развивая их идею, можно предположить, что это только начальный этап – этап формирования за счет экспортных доходов запасов фактора «капитал», стратегического в условиях НТП. В настоящее время участие в международной торговле уже используется отдельными странами как наиболее эффективный способ реализации собственных долгосрочных интересов. Мы остановились на примере Китая.
...
23 03 2023 16:55:59
Статья в формате PDF
119 KB...
22 03 2023 16:44:26
Статья в формате PDF
576 KB...
21 03 2023 16:12:38
Предложено устранять внутриутробную гипоксию и асфиксию плода путем искусственной вентиляции его легких дыхательным газом. Для искусственного дыхания внутриутробного плода разработано специальное устройство, названное внутриматочным аквалангом. Внутриматочный акваланг включает аппарат искусственной вентиляции легких и дыхательный контур со специальной раскладной (раздувной) дыхательной маской, надеваемой внутри матки на голову плода наподобие сетчатого шлема. Разработана контролируемая с помощью УЗИ технология введения маски внутрь матки через естественное отверстие в шейке матки, технология одевания дыхательной маски на голову внутриутробного плода при головном его предлежании и технология вентилирования легких внутриутробного плода дыхательным газом.
...
20 03 2023 23:10:50
Статья в формате PDF
119 KB...
18 03 2023 6:14:56
Статья в формате PDF
255 KB...
17 03 2023 1:28:31
Статья в формате PDF
117 KB...
16 03 2023 7:18:26
Статья в формате PDF
263 KB...
15 03 2023 1:30:53
Статья в формате PDF
348 KB...
13 03 2023 1:45:29
Статья в формате PDF
112 KB...
12 03 2023 8:50:33
Статья в формате PDF
105 KB...
11 03 2023 12:42:57
Статья в формате PDF
119 KB...
10 03 2023 0:37:17
В статье авторами рассмотрены региональные особенности демографической и семейной политики.
...
09 03 2023 13:48:46
Статья в формате PDF
101 KB...
07 03 2023 7:23:49
Статья в формате PDF
104 KB...
04 03 2023 7:46:13
Статья в формате PDF
130 KB...
03 03 2023 14:28:18
02 03 2023 20:26:35
Статья в формате PDF
103 KB...
01 03 2023 9:55:17
Статья в формате PDF
102 KB...
28 02 2023 10:52:19
Статья в формате PDF
117 KB...
27 02 2023 6:55:56
Статья в формате PDF
111 KB...
26 02 2023 5:28:32
Статья в формате PDF
112 KB...
25 02 2023 7:13:48
Статья в формате PDF
292 KB...
24 02 2023 9:28:39
23 02 2023 10:34:49
Статья в формате PDF
132 KB...
22 02 2023 21:34:16
Статья в формате PDF
100 KB...
21 02 2023 7:20:48
Статья в формате PDF
333 KB...
20 02 2023 1:55:25
Статья в формате PDF
125 KB...
19 02 2023 17:46:26
Статья в формате PDF
149 KB...
17 02 2023 10:56:39
Статья в формате PDF
119 KB...
16 02 2023 7:31:22
Статья в формате PDF
112 KB...
15 02 2023 7:52:41
Статья в формате PDF
111 KB...
14 02 2023 3:14:42
Статья в формате PDF
133 KB...
13 02 2023 18:14:58
Статья в формате PDF
106 KB...
12 02 2023 4:27:47
Статья в формате PDF
347 KB...
11 02 2023 9:19:26
В условиях эксперимента доказано, что острый панкреатит и травма поджелудочной железы приводят к повышению гемоциркуляции в поджелудочной железы. Хроническая алкогольная интоксикация, длительное применение ингибиторов протонной помпы и сочетание этих условий статистически значимо снижают перфузию в поджелудочной железе, желудке и двенадцатиперстной кишке. Для коррекции развившихся изменений рекомендовано применять электромагнитные волны. При этом электромагнитные волны низкой интенсивности частотой 61 Ггц снижают показатели перфузии в органах брюшной полости. Излучение частотой 65 Ггц – увеличивает эти показатели.
...
10 02 2023 8:26:28
Статья посвящена анализу рынка бытовых услуг Саратовской области. Дается хаpaктеристика объема и структуры потрeбления, места бытовых услуг в системе предпочтений граждан, обеспеченности бытовыми услугами населения городской и сельской местности, анализируется распределение оказывающих бытовые услуги организаций по формам собственности.
...
09 02 2023 9:15:55
Статья в формате PDF
116 KB...
08 02 2023 12:11:35
В серии стресс-тестов исследованы особенности поведенческих реакций крыс при действии 1,5-бензодиазепинона-2 и его производных в дозах 5, 25, 50 и 100 мг/кг. В результате сравненияэтих показателейс таковыми эталонного препарата диазепама (5 мг/кг), выявлено, что под влиянием 1,5-бензодиазепинона-2 и его трех производных (4-метил-1,5-бензодиазепинон-2, 3-метил-1,5-бензодиазепинон-2, 5-формил-3-метил-1,5-бензодиазепинон-2) поведение крыс в зависимости от уровня аверсивности теста существенно изменяется. В целом установлено, что тестируемые вещества в зависимости от дозы способны проявлять психотропные (антистрессорные, анксиолитические, седативные, антидепрессантные) свойства.
...
07 02 2023 2:50:35
Статья в формате PDF
127 KB...
06 02 2023 7:38:15
Статья в формате PDF
100 KB...
05 02 2023 18:50:32
Статья в формате PDF
106 KB...
02 02 2023 7:57:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::