КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПЕДАГОГОВ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Качество жизни (КЖ) - интегральный количественный показатель, с помощью которого исследователи, пpaктикующие врачи, экономисты, социологи пытаются выяснить с субъективной позиции степень благополучия современного человека, социальной группы или населения страны в целом и соотнести с объективными научно обоснованными условиями жизнедеятельности человека. Педагоги как социальная группа представляют интерес в аспекте их качества жизни, т.к. наряду с родителями и другими значимыми для ребенка взрослыми являются образцом для развития субъективных представлений о качественной жизни, которое формируется, в том числе, в процессе школьного образования.
В исследовании использовался опросник, разработанный ВОЗ, «Анкета качество жизни SF-36», русская версия. Опросник SF-36 предложен слушателям курсов повышения квалификации учителей в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования, стандартная анкета дополнена адресной частью, в которой педагоги отмечали место проживания, пол, возраст, место работы и другие хаpaктеристики. Временной интервал опроса - январь 2005 года - ноябрь 2006 года. Статистически обработано 467 анкет педагогов юга Тюменской области.
«Анкета оценки качества жизни SF-36» относится к неспецифическим опросникам для оценки качества жизни, он широко распространен в США и странах Европы при проведении исследований качества жизни. Высказывается мнение, что этот опросник не дает представления о качестве жизни в целом, а лишь показывает насколько хорошо или плохо здоровье респондентов по их собственным представлениям. Современное понимание категории здоровье человека с позиций феноменологического и структурно-функционального подходов предлагает вычлeнять соматическое (физическое), психическое, социальное и духовно-нравственное здоровье. Здоровье является одной из базовых хаpaктеристик КЖ, наряду с уровнем жизни и социально-психическим функционированием. В инструкции по обработке данные, полученные с помощью опросника SF-36, группируются в два показателя «физический компонент здоровья» и «психологический компонент здоровья». При этом психологический компонент можно расценивать как социально-психический, т.к. он определяется по шкалам ролевого и социального функционирования, связанного с эмоциональным состоянием.
Таким образом, показатель качества жизни, выявленный данной методикой можно расценивать как качество жизни по хаpaктеристикам здоровье и социально-психическое благополучие. Выявление самооценки уровня жизни данный опросник не предполагает, хотя, как показали наши исследования, в системе представлений педагогов достаток или материальное благополучие при структурировании понятия качества жизни занимает приоритетное место.
Физический компонент здоровья педагогов составляют четыре шкалы опросника: физическое функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли, общее состояние здоровья.
Физическое функционирование (RF) - отражает степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок. Для всех опрошенных педагогов этот показатель составил - 83,74 ± 0,75.
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP) - влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность. Общий показатель для педагогов - 62,04 ± 1.75.
Интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью (BR). Общий показатель у педагогов 68,96 ± 1.09.
Общее состояние здоровья (GH) - оценка человеком своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Общий показатель для педагогов - 58,52 ± 0.92.
Психологический компонент здоровья педагогов составляют также четыре шкалы: жизненная активность, социальное функционирование, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием и психическое здоровье.
Жизненная активность (VT) - подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или напротив обессиленным. Общий показатель для опрошенных педагогов - 62,35± 0.81.
Социальное функционирование (SF) - определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Общий показатель социального функционирования педагогов 71.07± 0.97.
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE) - предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности. Общий показатель у педагогов - 61,31± 1.75.
Психическое здоровье (MH) - хаpaктеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Общий показатель психического здоровья у педагогов - 63,69 ± 0.76.
Общий показатель здоровья (RH) (в пересчете на нормы, полученные для генеральной совокупности США) у опрошенных педагогов юга Тюменской области по физическому компоненту составил - 49,55 ± 0.29.
Общий показатель здоровья педагогов по психическому компоненту (MH) так же в пересчете на нормы, полученные для генеральной совокупности США, - 57,93 ± 0.45.
Результаты исследования с использованием данного опросника позволяют проводить сравнение КЖ социальных групп, а также разворачивать более углубленное изучение качества жизни педагогов.
Статья в формате PDF
297 KB...
06 07 2022 3:28:41
Статья в формате PDF
233 KB...
04 07 2022 6:50:58
Статья в формате PDF
267 KB...
03 07 2022 5:47:35
Статья в формате PDF
143 KB...
02 07 2022 8:24:44
Статья в формате PDF
119 KB...
01 07 2022 4:38:49
Статья в формате PDF
134 KB...
29 06 2022 11:39:13
Статья в формате PDF
119 KB...
28 06 2022 15:44:28
Статья в формате PDF
113 KB...
27 06 2022 11:44:51
Статья в формате PDF
227 KB...
26 06 2022 2:12:17
Статья в формате PDF
117 KB...
24 06 2022 11:47:58
Статья в формате PDF
145 KB...
23 06 2022 20:57:58
22 06 2022 13:34:39
Статья в формате PDF
120 KB...
21 06 2022 14:45:31
Статья в формате PDF
127 KB...
20 06 2022 21:26:33
Статья в формате PDF
153 KB...
19 06 2022 7:52:54
Статья в формате PDF
262 KB...
18 06 2022 16:10:28
Статья в формате PDF
101 KB...
17 06 2022 5:35:56
Статья в формате PDF
112 KB...
16 06 2022 19:32:16
Статья в формате PDF
269 KB...
15 06 2022 4:53:36
Статья в формате PDF
175 KB...
14 06 2022 4:36:31
Статья в формате PDF
128 KB...
13 06 2022 2:23:32
Статья в формате PDF
109 KB...
12 06 2022 7:16:12
Статья в формате PDF
132 KB...
11 06 2022 18:56:42
Статья в формате PDF
338 KB...
10 06 2022 16:55:33
Статья в формате PDF
104 KB...
09 06 2022 21:47:11
Статья в формате PDF
311 KB...
08 06 2022 21:31:30
Статья в формате PDF
103 KB...
07 06 2022 18:51:31
Статья в формате PDF
154 KB...
06 06 2022 17:15:20
Статья в формате PDF
228 KB...
04 06 2022 21:14:23
Статья в формате PDF
300 KB...
03 06 2022 18:18:48
Статья в формате PDF
206 KB...
02 06 2022 11:10:32
Статья в формате PDF
103 KB...
01 06 2022 8:23:32
Статья в формате PDF
260 KB...
31 05 2022 4:20:47
Статья в формате PDF
130 KB...
30 05 2022 14:17:23
Статья в формате PDF
298 KB...
29 05 2022 6:58:20
Статья в формате PDF
255 KB...
26 05 2022 2:18:12
Статья в формате PDF
113 KB...
24 05 2022 6:26:42
23 05 2022 13:21:14
Статья в формате PDF
312 KB...
22 05 2022 5:59:11
Статья в формате PDF
253 KB...
21 05 2022 5:56:59
Статья в формате PDF
140 KB...
20 05 2022 10:12:18
Статья в формате PDF
155 KB...
19 05 2022 0:40:40
Статья в формате PDF
266 KB...
18 05 2022 4:54:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::