ХАРАКТЕР ФАГОЦИТОЗА КЛЕТОК CANDIDA ALBICANS В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИММУНОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОНОРА ЛЕЙКОЦИТОВ ПО ЛОКУСУ DR СИСТЕМЫ HLA, ЕГО ГОМЕОСТАЗА – ВУЛЬВОВАГИНАЛЬНЫЙ КАНДИДОЗ/ЗДОРОВЬЕ И ВИРУЛЕНТНО-АССОЦИИРОВАННЫХ СВОЙСТВ ШТАММОВ CANDIDA
Цель исследования
Оценить хаpaктер фагоцитарной реакции лейкоцитов периферической крови женщин с вульвовaгинальным кандидозом в зависимости от выраженности вирулентно-ассоциированных свойств живых клинических штаммов Candida albicans, от аллельных полиморфизмов локуса DRB1 МНС (HLA) больных женщин и сравнить с аналогичными показателями здоровых лиц.
Материал и методы исследования
Предварительно среди клинических изолятов грибов Candida spp., выделенных от женщин с различной гeнитaльной патологией, были отобраны два экспертных штамма C.albicans как обладающие альтернативными вирулентно-ассоцированными свойствами. Первый экспертный штамм C.albicans-8 хаpaктеризовался более высоким вирулентно - ассоциированным потенциалом. Второй экспертный штамм C.albicans-11 хаpaктеризовался низким патогенным потенциалом. Объектом исследования служили фагоцитарные клетки, выделенные из венозной крови женщин репродуктивного возраста с ВВК. Полученные фагоциты инкубировали с каждым экспертным штаммом при двух временных режимах (15 и 60 минут). Оценивали фагоцитарную активность соответственно для нейтрофилов, моноцитов и эозинофилов по следующим показателям: процент фагоцитоза - процент клеток, участвующих в фагоцитозе; индекс адгезии - количество адгезированных бластоконидий C.albicans к одному истинному фагоциту; индекс поглощения - количество поглощенных бластоконидий C.albicans одним истинным фагоцитом. Выживаемость во внеклеточной среде уклонившихся от фагоцитоза клеток Candida рассчитывали по количеству выросших колоний грибов, делая посевы из каждой пробы на плотный агар Сабуро.
Гены DRB1 локуса (13 аллелей) системы МНС (HLA) определяли методом ПЦР («ДНК-технология», Россия). Статистическую обработку результатов проводили с помощью критерия c2. Контрольную группу составляли кадровые доноры русской национальности.
Результаты исследования
Хаpaктер фагоцитарной реакции зависел от следующих параметров: 1) состояния здоровья донора лейкоцитов (больные ВВК/ здоровые лица); 2) вида клеток, привлеченных к процессу (нейтрофилы, моноциты, эозинофилы); 3) времени взаимодействия с объектом (15 или 60 минут); 4) хаpaктера живого объекта и выраженности его вирулентно-ассоциированных свойств; 5) аллельного варианта локуса DR комплекса HLA больных ВВК женщин.
1. Процент фагоцитоза. Процент нейтрофилов и моноцитов, вовлеченных в фагоцитоз, нарастал с 15 по 60 минуту не зависимо от здоровья донора лейкоцитов и был выше в отношении штамма C.albicans-8 (с более выраженными вирулентно-ассоциироваными свойствами).
2. Индивидуальная активность различных лейкоцитов (средние значения) на разных фазах фагоцитоза:
2.1. Индекс адгезии - отсутствие различий при всех условиях.
2.2. Индекс поглощения нейтрофилами и моноцитами клеток C.albicans возрастал с 15 по 60 минуту (срок наблюдения), был выше у моноцитов, но в 1,5 раза ниже у лейкоцитов от больных ВВК женщин.
3. Выживаемость избежавших фагоцитоза экспертных штаммов C.albicans во внеклеточный бактерицидной среде (среде культивирования фагоцитов с клетками Candida). Выживаемость клеток C.albicans во внеклеточной среде была ниже при культивировании с лейкоцитами больных ВВК по сравнению с лейкоцитами доноров и не зависела от времени контакта: 15 или 60 минут.
4. При анализе генов локуса DRB1 было выявлено достоверное повышение частоты встречаемости гена DRB1*04 у женщин больных ВВК по сравнению со здоровыми лицами (Х2-6,64).
5. Сравнительная оценка фагоцитоза клеток C.albicans лейкоцитами периферической крови DR4+ и DR4- женщин с ВВК показала:
5.1. Процент клеток, вовлеченных в фагоцитоз, не отличался в группах больных DR4+ и DR4- женщин.
5.2. Индексы адгезии и поглощения были достоверно ниже у нейтрофилов и моноцитов DR4+ женщин (таблица 1, 2) не зависимо от вирулентно-ассоциированных свойств грибов.
5.3. Выживаемость клеток C.albicans, избежавших захвата DR4+ фагоцитами, была достоверно ниже, чем выживаемость грибов, избежавших захвата DR4- фагоцитами, не зависимо от выраженности вирулентно-ассоциированных свойств грибов и времени контакта (таблица 3).
Таблица 1. Индекс адгезии экспертных штаммов C.albicans к нейтрофилам и моноцитам DR4+ и DR4- больных ВВК женщин
Индекс адгезии |
штамм C.albicans-8 |
штамм C.albicans-11 |
|||
15 мин |
60 мин |
15 мин |
60 мин |
||
Нейтрофилы |
DR4+ |
1,32 ± 0,17 |
0,93 ± 0,13 |
1,11 ± 0,09 |
0,89 ± 0,17 |
DR4- |
1,40 ± 0,12 |
1,38 ± 0,16 |
1,31 ± 0,12 |
1,39 ± 0,18 |
|
p |
>0,1 |
<0,05 |
>0,1 |
<0,05 |
|
Моноциты |
DR4+ |
1,41 ± 0,06 |
1,38 ± 0,10 |
0,93 ± 0,13 |
1,43 ± 0,11 |
DR4- |
1,32 ± 0,12 |
1,39 ± 0,12 |
1,43 ± 0,11 |
1,49 ± 0,19 |
|
p |
>0,1 |
>0,1 |
<0,01 |
>0,1 |
Таблица 2. Индекс поглощения нейтрофилами и моноцитами DR4+ и DR4- больных ВВК женщин экспертных штаммов C.albicans
Индекс поглощения |
штамм C.albicans-8 |
штамм C.albicans-11 |
|||
15 мин |
60 мин |
15 мин |
60 мин |
||
Нейтрофилы |
DR4+ |
0,28 ± 0,05 |
0,74 ± 0,11 |
0,30 ± 0,10 |
0,70 ± 0,12 |
DR4- |
0,37 ± 0,06 |
0,64 ± 0,06 |
0,32 ± 0,04 |
0,60 ±0,06 |
|
p |
>0,1 |
>0,1 |
>0,1 |
>0,1 |
|
Моноциты |
DR4+ |
0,10 ± 0,05 |
0,43 ± 0,06 |
0,09 ± 0,05 |
0,43 ± 0,08 |
DR4- |
0,28 ± 0,07 |
0,43 ± 0,08 |
0,29 ± 0,10 |
0,43 ± 0,06 |
|
p |
<0,1 |
>0,1 |
<0,1 |
>0,1 |
Таблица 3. Выживаемость клеток C.albicans, избежавших фагоцитоза при контакте с лейкоцитами DR4+ и DR4- больных ВВК женщин
% выживших грибов |
штамм C.albicans-8 |
штамм C.albicans-11 |
||
15 мин |
60 мин |
15 мин |
60 мин |
|
DR4+ |
34,68 ± 4,44 |
36,86 ± 6,73 |
46,39 ± 11,29 |
38,67 ± 5,07 |
DR4- |
65,26 ± 10,26 |
80,59 ± 10,09 |
70,07 ± 12,23 |
55,77 ± 7,45 |
p |
<0,01 |
<0,001 |
>0,1 |
<0,1 |
Статья в формате PDF
321 KB...
15 03 2025 12:55:37
14 03 2025 15:51:57
Статья в формате PDF
134 KB...
13 03 2025 17:39:57
Статья в формате PDF
111 KB...
12 03 2025 22:28:28
В этой статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время путем применения инновационных технологий.
...
10 03 2025 8:36:12
Статья в формате PDF
262 KB...
09 03 2025 11:51:34
Статья в формате PDF
116 KB...
08 03 2025 3:11:21
Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание.
...
07 03 2025 11:14:13
Статья в формате PDF
150 KB...
06 03 2025 7:22:22
05 03 2025 10:38:35
Статья в формате PDF
119 KB...
04 03 2025 4:11:18
03 03 2025 4:58:21
Статья в формате PDF
116 KB...
02 03 2025 13:27:15
Статья в формате PDF
128 KB...
01 03 2025 3:22:18
Статья посвящена современным проблемам гепатоэетерологии, в частности геморрагическому синдрому при заболеваниях печени. Основное место уделено алкогольным поражением печени. В статье присутствуют материалы посвященные изучению системы гемостаза, являющиеся сложной и актуальной проблемой в настоящее время.
...
28 02 2025 4:50:56
27 02 2025 13:35:36
26 02 2025 17:29:18
Статья в формате PDF
647 KB...
25 02 2025 23:42:44
Статья в формате PDF
153 KB...
24 02 2025 16:50:49
Статья в формате PDF
136 KB...
23 02 2025 22:53:28
Статья в формате PDF
113 KB...
22 02 2025 7:35:29
21 02 2025 5:30:50
Статья в формате PDF
116 KB...
20 02 2025 9:31:13
Статья в формате PDF
120 KB...
18 02 2025 5:47:35
Статья в формате PDF
512 KB...
17 02 2025 2:15:18
Статья в формате PDF
128 KB...
16 02 2025 17:10:25
15 02 2025 1:20:45
Статья в формате PDF
245 KB...
13 02 2025 22:57:19
Статья в формате PDF
254 KB...
12 02 2025 2:49:28
Статья в формате PDF
109 KB...
11 02 2025 0:29:37
Статья в формате PDF
116 KB...
10 02 2025 23:25:39
Статья в формате PDF
126 KB...
09 02 2025 15:55:21
Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки.
...
08 02 2025 2:50:23
Статья в формате PDF
143 KB...
07 02 2025 7:30:27
Статья в формате PDF
122 KB...
05 02 2025 18:39:40
Статья в формате PDF
129 KB...
04 02 2025 5:56:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::