ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА РЕБЕНКОМ
Исследование проблемы освоения мира человеком предполагает её рассмотрение в генезисе. Предлагаемый материал фокусирует наше внимание на периоде младенчества, в процессе которого формируется чувство базисного доверия к миру [1, с.106]. Часть эксперимента была посвящена наблюдению за проявлениями младенцев возрастом от 5 дней до 1 года в целях подтверждения идеи исследования о том, что человек осваивает мир на пределе своих возможностей, в крайних выражениях нормы в индивидуальном для каждого диапазоне. [2, с.24]. Программа наблюдения включала поиск ответов на вопросы: каков алгоритм освоения мира; действительно ли малыш осваивает мир на пределе своих возможностей; какую роль эстетическое начало занимает в жизни младенцев.
Программа наблюдения подтвердила преобладающую ориентацию младенца на жизнеутверждающие цвета, звуки, запахи, вибрации. Ребенок (возрастом от 3-х недель и более) выбирает приятное для глаза и уха по своим критериям комфортности, выбирает завершенную четкую форму во всех предметах окружающего мира, лаконизм выражения в смыслонесущих звучаниях и явлениях мира. [3, с.129].
Наблюдение показало, что младенец проделывает огромную работу по освоению окружающего мира всем своим существом. Показателями интенсивности воспринимаемого ребенком были выбраны: пристальный взгляд (как завороженный), движения ручками и ножками при высоком уровне возбуждения, способность замирать на пике ощущений; наличие отключения от процессов.
Показателями положительной реакции ребенка служили: поворот головы в ту или иную сторону; изменение частоты сердцебиения; хорошее сосание (устойчивость, размеренность, основательность); движения глаз, ручек, ножек. В ходе наблюдений использовалась видеотехника, позволившая детально наблюдать и многократно просматривать отдельные движения рук, выражение лица в ходе взаимодействия между младенцем и родителями, [3, 130].
Установлено, что младенец сосредотачивается на каждом моменте жизни: на звуках, на световых пятнах, воздушных потоках и весьма интенсивно переживает их. Младенец адаптируется в мире, благодаря обострению всех органов чувств и осваивает мир на пределе своих возможностей. Младенец вынужден оттачивать способность сосредотачиваться, поскольку процесс концентрирования ощущений оказывается единственно возможным путем освоения мира. Уставая, он отключается и уходит в сон[3, 132].
Анализ наблюдений по дневниковым записям позволяет сделать вывод, что первоначально чувство бытия сфокусировано на звуках, запахах, вибрациях как носителях информации о мире и его смыслах для малыша: мир сначала осваивается посредством звукового восприятия. Звук дает основную ориентировку в мире. Затем ребенок начинает их воспроизводить в ключевых интонациях удовольствия, испуга, вопроса, ответа-подтверждения, просьбы, сигнала.
Полнота освоения мира младенцами зависит от уровня перинатальной культуры родителей, сформированности у них позиции осознанного родительства Позиция осознанного родительства - это позиция в отношении рождения и воспитания детей, которая являясь результатом осмысления истоков жизни, базируется на синтезе педагогических, психологических, валеологических и медицинских знаний. Феномен родительства и сегодня представляет собой недостаточно изученное сложное явление. [ 4, с.47]
В рамках настоящего исследования проводилось изучение степени осмысленности отношения родителей к освоению мира ребенком и степени понимания родителями их определяющего значения для первичной социализации детей. Исследование проводилось на базе родительских школ «Драгоценность» и «Радома».
Проводимый в рамках исследования опрос позволил выявить четыре вида родительского отношения к ребенку. Первая группа ответов (7% опрошенных) обнаруживает примитивный вид отношения, который хаpaктеризует полная неосознанность действий. Вторая группа ответов (48% опрошенных) - самая распространенная, хаpaктеризуется слабо осознаваемым желанием «хочу ребенка». В основе желания лежит инстинкт продолжения рода, настойчиво заставляющий человека реализовывать свою природу и становиться родителем. Ответы этой группы можно структурировать на подгруппы:
- «Ребенок - мое творение» -9% (любовь к себе в ребенке, но не его самого);
- «Ребенок - мое утешение» - 11% (ребенок является средством восполнения нехватки любви к себе, своей потребности в душевном тепле и участии, важнейших социальных потребностей);
- «Ребенок - брачный партнер» -7% (неосознанная компенсация недовольства супругом (супругой), когда каждый из них видит в ребенке компенсацию недостающих супругу (супруге)качеств);
- «Ребенок - последователь» -14% ; - «Ребенок - игрушка» -7%.
В целом, эта группа ответов составляет второй вид отношения к ребенку (несостоятельность родителей воспитывать его), при котором малыш превращается в жертву родительских неудовлетворенностей, претензий, амбиций и страстей.[3, 134]
Третья группа ответов хаpaктеризуется наличием рационального элемента - 40%:
- «Ребенок - моя опора в старости» -21%;
- «Ребенок-имидж» -11% (как вариант создания внешней видимости благополучия и презентабельности семьи);
- «Ребенок-подопытный» -6% (как объект экспериментов, подгонка под модель идеального ребенка без учета природы).
Общее в этих ответах - то, что они составляют третий вид отношения, в рамках которого родитель исходит «от себя», «от собственных желаний» [3, с.134].
Четвертую группу составили ответы 5% молодых родителей, готовых воспринимать малыша таким, какой он есть, без претензий и личных амбиций, стремящихся понять те движущие силы, которые заставляют его расти и развиваться, действовать в согласии с этими силами. Таким образом, готовность к грамотному сопровождению процесса освоения мира ребенком продемонстрировал каждый двадцатый молодой родитель [3, с.134].
Проведенное исследование позволяет заключить, что влияние позиции осознанного родительства на освоение мира ребенком носит концептуальный хаpaктер. Вместе с тем, исследование демонстрирует значимость пpaктики оказания помощи молодым родителям, роли специалиста в оптимизации процесса освоения мира ребенком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Эрик Эриксон. Детство и общество: Пер. с анг./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Изд-во Прогресс, 1996.- 592с
- Жданова С.Н. Научно-пpaксеологи-ческие основы социономии. Программа НИЛ РАО-СОИН ОГПУ. // Программы научно-исследовательских лабораторий Социального института Оренбургского педагогического университета, Оренбург: Изд.: ОГПУ, 2002 г. с.20-27.
- Жданова С.Н. Оптимизация процесса освоения мира личностью в полисубъектном взаимодействии. Статья//Всероссийская науч.-пpaкт.конф. «Пpaктическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005.- с.128-134.
- Трунов М.В. Первый год - первый опыт. - М., 2003 - 160 с.
Статья в формате PDF 120 KB...
24 04 2024 23:38:58
Статья в формате PDF 118 KB...
23 04 2024 14:24:52
Статья в формате PDF 254 KB...
22 04 2024 5:52:21
Статья в формате PDF 297 KB...
21 04 2024 7:46:38
Статья в формате PDF 111 KB...
20 04 2024 20:40:36
19 04 2024 7:47:20
17 04 2024 15:43:38
Статья в формате PDF 248 KB...
16 04 2024 15:48:56
Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...
15 04 2024 2:50:23
Статья в формате PDF 115 KB...
14 04 2024 2:50:32
Статья в формате PDF 112 KB...
13 04 2024 1:30:26
Статья в формате PDF 262 KB...
12 04 2024 3:57:30
Статья в формате PDF 127 KB...
10 04 2024 7:32:59
Статья в формате PDF 105 KB...
09 04 2024 0:50:30
Статья в формате PDF 131 KB...
08 04 2024 16:45:20
Статья в формате PDF 101 KB...
07 04 2024 8:25:52
Статья в формате PDF 257 KB...
06 04 2024 13:47:29
Уровень жизни и социально-экономические условия жизни – важнейшие хаpaктеристики общества. Статья посвящена анализу дифференциации и динамике этих хаpaктеристик по муниципальным образованиям Саратовской области с использованием метода композиционного индекса. ...
05 04 2024 18:18:43
Статья в формате PDF 110 KB...
03 04 2024 0:34:47
Статья в формате PDF 277 KB...
02 04 2024 6:49:39
Статья в формате PDF 201 KB...
01 04 2024 17:58:21
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
31 03 2024 23:33:16
Статья в формате PDF 296 KB...
30 03 2024 4:28:20
Статья в формате PDF 112 KB...
29 03 2024 13:44:50
Статья в формате PDF 338 KB...
28 03 2024 1:18:54
Статья в формате PDF 292 KB...
27 03 2024 8:22:43
Статья в формате PDF 111 KB...
26 03 2024 13:14:35
Рассмотрена современная классификация и номенклатура пробиотических средств. Проведен анализ по составу и форме выпуска препаратов, представленных на российском фармацевтическом рынке. Даны рекомендации по оптимальному дозированию препаратов пробиотиков и повышению их устойчивости с помощью метода иммобилизации. ...
25 03 2024 5:45:58
Статья в формате PDF 267 KB...
24 03 2024 11:14:13
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 18:13:26
Статья в формате PDF 133 KB...
22 03 2024 14:21:11
Проведено исследование хаpaктера образования эритроклазических костномозговых кластеров при лихорадке у лабораторных животных. Установлено, что лихорадка сопровождается увеличением клеточности костного мозга, активацией эритроклазического кластерообразования нейтрофильными миелокариоцитами и макрофагами, сопровождающегося усилением экзоцитарного лизиса эритроцитов в кластерах, то есть увеличением цитолитической активности данных миелокариоцитов. ...
21 03 2024 19:18:46
Статья в формате PDF 256 KB...
20 03 2024 14:24:41
Статья в формате PDF 124 KB...
19 03 2024 20:57:29
Показано значение естественнонаучной составляющей образования для развития способов умственной деятельности у одаренных детей и значение основополагающих знаний естественных наук для будущих поколений. ...
18 03 2024 16:18:12
Статья в формате PDF 105 KB...
17 03 2024 10:16:38
Статья в формате PDF 108 KB...
16 03 2024 10:52:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::