ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Куренова Н.А. Статья в формате PDF 99 KB

В изобильных дарами природы краях, на берегу стремящейся к морю реки Волги в 1558 году построен был на прокаленном солнцем бугре новый русский город. Имя своё получил он от старой золотоордынской Астpaxaни, что лежала выше по Волге и стены которой были срыты до основания. В системе феодального государства Астpaxaнь с самого начала заняла особое место важного порубежного города и торгового пункта, стала надежным оплотом Московского государства.

Город этот в разные периоды его исторической жизни оказывается в поле художественного внимания писателей, и не только местных. Богата и своеобразна история Нижнего Поволжья событиями общенародного значения. Закономерен интерес к ней классиков литературы и мастеров наших дней, астpaxaнцев по рождению и месту жительства и писателей из других мест нашей обширной страны: Ивана Аксакова и Тараса Шевченко, Павла Бляхина и Федора Гладкова, Мариэтты Шагинян и Александра Черненко, Юрия Нагибина и Бориса Жилина.

В ряды русских просветителей XVIII века Астpaxaнь дала прежде всего Василия Кирилловича Тредиаковского. Поэт и ученый, он первым из русских людей получил звания профессора и академика. Видное место в истории русской литературы занял Иван Иванович Хемницер, предшественник великого баснописца Крылова. Здесь жили и творили Иван Сергеевич Аксаков, Лев Николаевич Толстой, Тарас Шевченко, Александр Дюма, Чернышевский, Максим Горький, Фёдор Гладков, Велемир Хлебников, Муса Джалиль.

В 1963 году было объявлено о создании Астpaxaнской писательской организации, которая оказалась жизнеспособной, сумела объединить творческие силы области, постоянно росла. В организацию вошли Юрий Селенский, Адихан Шадрин, Фёдор Субботин, Борис Жилин, Борис Ярочкин, Юрий Смирнов, Александр Марков. Поэты Нижней Волги значительную долю своего вдохновения отдают родному краю, людям, его населяющим. Следует упомянуть о старейших поэтах - астpaxaнцах. Это Борис Филипов, его можно смело назвать первопроходцем поэзии Астpaxaнского края. Николай Поливин, Сергeй Панюшкин, Клавдия Холодова, Нинель Мордовина, Ольга Касимова - сколько поэтов, столько индивидуальностей.

Всё уверенней звучат голоса молодых авторов Дины Немировской, Александра Сахнова, Анатолия Проскурякова, Павла Морозова, Олега Куликова, Татьяны Иванченко. Область у нас такова, что может уместить на своей территории одно, а то и несколько средних по величине европейских государств. Здесь своеобразная природа и собственный уклад жизни, своя история, культурно-бытовые традиции. Кто же, как не местные писатели с их знанием родного края, лучше всего может охватить своим творчеством многообразие местных проблем?

Астpaxaнцы любят свою литературную историю, гордятся именами писателей, связанных с их краем. Мемориальные доски установлены на памятных зданиях не только в городе, но и в селах. Созданы литературные музеи. Это квартира Н.Г. Чернышевского, музей «Литературная Астpaxaнь», дом-музей В. Хлебникова, мемориальный центр Курмангазы. Большую и признательную аудиторию собирают всегда литературные праздники: Луконинские дни, Пушкинские чтения, юбилейные вечера В. Хлебникова, М. Джалиля, Б. Шаховского, традиционная конференция, посвященная Н. Мордовиной.

Примечательное явление - местные литературные премии; учреждена Луконинская премия за литературные произведения о жизни села, премия имени Тредиаковского, для начинающих авторов премия Н. Мордовиной.

Богатство и разнообразие литературного наследия Астpaxaнского края требует тщательного и серьёзного изучения. Начинается оно на уроках литературы. К сожалению, в рамках программы учителя не могут уделить достаточно внимания литературному краеведению. Роль учителя, безусловно, не ограничивается функциями информационными. Намного важнее пробудить интерес учащихся к местным авторам и местной литературе. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы - необходимые общеучебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей и литературой родного края. Итоги этой работы подводятся на ежегодной научно-пpaктической конференции учащихся, проходящей сначала в рамках школы, а затем в масштабе города. Дню города посвящается традиционный праздник «Астpaxaнь многонациональная», на котором звучат стихи астpaxaнских поэтов, песни местных авторов. Подготовка к празднику проходит в три этапа: сначала отбор лучших исполнителей на школьных конкурсах, затем районном и городском.

На развитие творческих способностей учащихся ориентированы конкурсы творческих работ «Мой город лучше всех на свете», конкурс авторских стихотворений.

Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. Важная роль в решении этой задачи отводится нам, школьным учителям.



Как учить школьников задачам на построение?

Как учить школьников задачам на построение? Статья в формате PDF 262 KB...

12 07 2024 5:13:21

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...

09 07 2024 8:12:13

Исходы рецидивирующего бронхита у детей

Исходы рецидивирующего бронхита у детей Статья в формате PDF 105 KB...

05 07 2024 7:18:55

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО ШЛИФОВАНИЯ

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО ШЛИФОВАНИЯ Статья в формате PDF 263 KB...

04 07 2024 17:10:47

Гомеокинез и биоэкологический закон

Гомеокинез и биоэкологический закон Статья в формате PDF 119 KB...

01 07 2024 6:24:29

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

30 06 2024 15:22:55

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 127 KB...

25 06 2024 9:48:32

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЫСЕВ СЕМЯН

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЫСЕВ СЕМЯН Статья в формате PDF 397 KB...

18 06 2024 0:15:41

МОДИФИЦИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ МАГНЕТИТА

МОДИФИЦИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ МАГНЕТИТА Статья в формате PDF 518 KB...

13 06 2024 0:51:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::