К ПРОБЛЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

К ПРОБЛЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

К ПРОБЛЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Жижин К.С. В статье рассматривается один из вариантов решения проблемы трудовых ресурсов для России. Эта проблема в силу демографического спада и пpaктиковавшейся не одно десятилетие порочной пpaктики монопсонии¸ как государственной доктрины стала очень острой. Описывается процесс распределения нагрузки в процессе освоения массовых рабочих профессий с учетом психологических и психофизиологических особенностей обучаемого на основе базовой системы микроэлементного нормирования. Статья в формате PDF 137 KB

Состояние многих учебных заведений начального и среднего специального образования, а вместе с ними и производственных мощностей кроме как кризисным не назовешь: мастерам ГОУ НПО и СПО неким наполнять учебные аудитории и мастерские, а начальникам цехов - некого ставить к станку.

Однако не только демографические катаклизмы, не только планомерное разрушение в течение последних 10-15 лет профориентационной работы, не только "валовый" выпуск не требующихся промышленности специалистов, не только искусственное занижение заработной платы по сравнению с зарубежными кадрами того же профиля и квалификации, создают прецедент кадрового дефицита в стране.  Главная беда в том, что мы почти 90 последних лет с упорством, заслуживающим лучшего применения, не процесс труда подстраивали под работника, а работника под процесс. Издержки этого в некоторых отраслях промышленности на сегодня фатальны. [1,2].

И, тем не менее, администраторы производств, ответственные за кадровый состав, и до сих пор думают о массовости подготовки рабочих рук, а не о том, как с максимальной отдачей использовать те кадры, что у них уже есть. [3]. К сожалению, до 80% руководителей сегодняшних производств, учреждений - это руководители пpaктики, пришедшие к руководству с социалистическими мерками и имеющие об использовании современных рыночных управленческих решений (маркетинг, менеджмент, исследование операций) весьма смутное представление. Как показатель этого - до сих пор не налажен должный республиканский и региональный  учет движения кадров. В своем лонгитудинальном естественном гигиеническом эксперименте, разpaбатывая парадигму оптимизации трудового обучения подростков, мы впервые в отечественной гигиене детей и подростков использовали методику микроэлементного нормирования нагрузки (БСМ-1, Москва, 1989 г.). В эксперименте (1989-2006 гг.) участвовало 1323  подростка в возрасте 14-18 лет обеих полов в условиях межшкольного учебно-производственного комбината, мастерских СПО и в цехах реальных предприятий г. Ростова-на-Дону.

Данный прием нормирования нагрузки - это качественная и количественная оценка неделимых частей (микроэлементов) приема труда: взять, вращать, всмотреться, согнуть /разогнуть ногу или руку и т.д. Фиксация выполнения трудовых операций велась с помощью кино- и видеосъемки. В дальнейшем осуществлялась дешифровка и покадровое сравнение движений обучающегося подростка с движениями  рабочего - профессионала того же профиля  при изготовлении  однотипных  деталей.

Методика микроэлементного нормирования позволила установить, что  трудность производственного задания детерминирована числом микроэлементов. Причем связь степени трудности задания оказалась  пpaктически линейной относительно числа  микроэлементов, входящих в прием труда:

ИТ  =  n (a1*K+a2*K+...+an*K),

где ИТ - интегральня трудность учебного задания; n - число микроэлементов во всех приемах, входящих в операцию; К - количественные факторы каждого микроэлемента, входящего в отдельный прием труда; a1 - an - собственно микроэлементы.

Данный методический прием позволил унифицировать классификацию учебно-трудовых заданий по степени трудности на стадии освоения профессии вне зависимости от профиля подготовки и гендерных особенностей обучаемого. В табл. 1 приведены усредненные табулированные значения  ИТ для двух возрастных групп по 11 специальностям: 1) обработка металла резанием, 2) сборка изделий из мелких деталей ( часовое дело), 3) операторские профессии, 4) электротехника, 5) машинопись и делопроизводство, 6) радиоэлектроника, 7) художественная вышивка, 8) автодело, 9) медицинское дело, 10) худоственные промыслы, 11) швейное дело.  Категоризацию ИТ учебно-трудового задания нельзя отрывать от психологических и психофизиологических особенностей обучаемого. Для этой цели мы использовали методику психологического типирования личности Д. Кейрси (США, Калифорния, 1989). [5]

Определили в изучаемой когорте подростков весовые хаpaктеристики 16 психологических типов и четырех типов темперамента по Д. Кейрси. Исходя из этого, распределили нагрузку, учитывая особенности психологического типа личности, после чего  рассчитали коэффициент функционального напряжения (КФН) для каждого психологического типа и типа темперамента подростка:

где П1 - П2 - критерии качественного выполнения приема труда исходя из психологического типа подростка и типа его темперамента (П1 - нагрузка нарушает последовательность выполнения микроэлемента; П2 - нагрузка нарушает нормативную длительность микроэлемента; П3 - нагрузка нарушает нормативное число повторений микроэлемента; П4 - нагрузка  нарушает нормативную траекторность микроэлемента).

Таблица 1. Табулированные  значения ИТ ( тыс. доли минуты)

Уровень ИТ

Возраст обучаемых (годы)

14-15

16-18

Высокий

-

2701,3

-

2431,0

-

2160,9

-

1890,8

Средний

1621,0

1621,0

1350,5

1350,5

1080,4

1080,4

Низкий

-

810,3

-

540,2

810,3

270,1

540,2

-

270,1

-

Методика расчета показателей:

где N1 - число приемов труда с нарушением регламента; N2 - число приемов труда без нарушения регламента; N - общее число приемов труда в операции.

где N1 -  число приемов труда выполненных на "хорошо"; N2 - число приемов труда - на "удовлетворительно"; N3 - число приемов труда - на "неудовлетворительно"; N - общее число приемов.

где N - общее число приемов труда в операции; 2000 - максимально возможное число приемов.

где N1 - фактическая траектория приема труда; N2 - оптимальная траектория приема труда.

Для облегчения использования показатели П1-П4 табулированы, табл. 2.

Таблица 2. Табулированные  хаpaктеристики показателя "П"

№ пп

П1

П2

П3

П4

КФН

1

1,0

1,0

1,37

0,0

1,37

2

0,9

0,9

1,34

0,1

1,23

3

0,8

0,8

1,31

0,2

1,11

4

0,7

0,7

1,28

0,3

0,95

5

0,6

0,6

1,25

0,4

0,82

6

0,5

0,5

1,212

0,5

0,59

7

0,4

0,4

1,18

0,6

0,55

8

0,3

0,3

1,15

0,7

0,41

9

0,2

0,2

1,12

0,8

0,27

10

0,1

0,1

1,09

0,9

0,14

11

0,0

0,0

1,0

1.0

0.0

 

0≤П1≤1

0≤П2≤1

0≤П3≤1

1≥П4≥0

0≤КФН≤1,37

Используя микроэлементное нормирование нагрузки  и показатели ИТ и КФН, можно априори моделировать трудовой процесс, добиваясь полного  его соответствия психологическим и психофизиологическим особенностям обучаемого. Иными словами, реализовывать на пpaктике принцип личностно - ориентированного обучения. [4].

Насколько наши рекомендации продуктивны, показывают результаты модернизации трудового процесса в реальном кабинете обработки металла резанием Межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации. В приводимом фрагменте исследований было задействовано 90 подростков: по 30 чел.  в группе. Задание состояло из выпуска комплектных изделий: болт + гайка. За 360 минут необходимо было выпустить 3600 комплектных изделий, табл.3. Изучив видео- и киноматериалы мы установили, что первая группа подростков пpaктически одинаково быстро справлялась с любым видом продукции: по 5 изделий в минуту, вторая группа - 6 и 2, третья - 5 и 3 соответственно. Производство было несколько перестроено и продуктивность возросла на 1080 изделий, табл. 4.

Таблица 3. Традиционный выпуск продукции

Время работы (мин.)

Группы
работающих

Продукция

болты

гайки

360

1

1800

-

360

2

-

720

360

3

-

1080

Итого: 3600

Таблица 4. Выпуск продукции с учетом  психофизиологии, ИТ и КФН обучаемых

Время работы (мин.)

Группы
работающих

Продукция

болты

гайки

360

1

-

1800

360

2

540

540

360

3

1800

-

Итого: 4680

После выявления и учета особенностей фазности формирования профессионально значимых функций (ПЗФ, рис. 1) и наложения нагрузки на эти фазы объем продукции был доведен до 5220 изделий, табл. 5. Проявилась интересная особенность: во-первых, фазность оказалась строго детерминированной  временем. Во-вторых, на фазах прогресса и плато ПЗФ  на нагрузку, увеличенную в два и даже в три  раза по сравнению с нормой, организм подростка реагировал совершенно безболезненно. Тогда, как в фазе регресса, нагружая подростка, надо было самым тщательным образом учитывать его психологические и анатомо-физиологические особенности. Пpaктика же показывает, что в процессе производственного обучения, в силу объективных и субъективных причин, эти особенности организма ученика в фазе регресса  ПЗФ  как раз и игнорируются, тем самым, резко снижая мотивацию к труду.

 

Рис. 1. Фазность формирования профессионально значимых функций

Таблица 5. Выпуск продукции с учетом психологического типа личности, её психофизиологии, ИТ и КФН

Время работы (мин.)

Группы работающих

Продукция

болты

гайки

360

1

-

1800

360

2

2160

-

360

3

450

810

Итого: 5220

Нормирование трудовой нагрузки с учетом особенностей психологии, психофизиологии личности обучаемого, и основанных на них показателей ИТ и КФН позволяет гибко, с большей продуктивностью строить учебно-трудовой процесс при освоении индивидуумом любой массовой рабочей профессии. У мастера производственного обучения появляется альтернатива: в зависимости от ситуации он может с одной стороны значительно нарастить объемы выпускаемой продукции, без увеличения численности работников. С другой - столь же значительно (25 - 45%) сократить время обучения и за счет этого расширить производственную мобильность обучаемых. Самое же существенное (с медицинской точки зрения) при использовании предлагаемой методики,  применительно к реальному производству, в том, что данная кажущаяся «интенсификация» труда обучаемых осуществляется на спокойном фоне чрезвычайно чувствительных к нагрузке психофизиологических реакций. Этих своеобразных "маркеров" донозологических, и даже доклинических сдвигов в состоянии здоровья. Формируется прецедент опережающего управления функциональными (обратимыми) реакциями органов и систем организма на нагрузку. Отодвигается факт формирования или осложнения заболевания на период всей продуктивной деятельности индивида, активируется мотивация на труд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Светлова С.Ю., Субботина Т.И. Некоторые особенности формирования адаптации организма в условиях стрессовой ситуации с учетом биоритмических показателей // Вестн. новых мед. технологий. - 2000. - № 1. - С. 60.
  2. Щурова Т.Ю., Пироженко Е.В., Пироженко С.В., Набережная Ж.Б. Отдельные аспекты социально-гигиенического наблюдения за состоянием здоровья молодежи // Медико-социальные аспекты здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. ст. - Астpaxaнь, 1998. - С. 109 - 110.
  3. Щедренко В.Г., Лысенко В.И., Велик Л.М. Адаптационные реакции на резкую смену физической и социально-психологической среды // Здоровье - системное качество человека: Сб. ст. - Ставрополь, 1999.- С. 125 - 126.
  4. Ямщикова Н.Л., Власов В.В. Составление модели специалиста на основе психогеометрического теста // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХI веке: Материалы Междунар. конгр.- М., 2004. -  С. 396.
  5. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and temperament Types. Gnosseology Books Ltd. 1984. - p. 26.


ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ Статья в формате PDF 94 KB...

05 07 2022 22:23:55

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Статья в формате PDF 343 KB...

03 07 2022 15:37:17

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Астpaxaнская область является зоной эндемичной по мочекаменной болезни. За последние годы, по данным литературы, экологическое состояние области ухудшилось, назрела проблема загрязнения волжского водного бассейна. Анализ заболеваемости и распространенности мочекаменной болезни указывает на существенный рост данных показателей в период с 1991 по 2004 годы среди взрослого населения и подростков, особенно в Черноярском, Приволжском и Лиманском районах Астpaxaнской области. Выявленный рост заболеваемости мочекаменной болезни требует решения медико-социальных проблем и проблем, связанных с экологическим нeблагополучием области. ...

28 06 2022 14:49:46

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...

27 06 2022 9:53:30

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов Cтатья посвящена исследованию влияния хлорида кадмия (0,25 мг/л) и ацетата свинца (0,5 мг/л) на активность катепсина Д в тканях сеголеток карпа. Результаты наших исследований свидетельствуют о наличии тканеспецифичности в изменении активности катепсина Д в ответ на действие ионов тяжелых металлов.Предлагается использовать показатели протеолитических ферментов в тканях рыб в качестве чувствительного теста на загрязнение водной среды ионами тяжелых металлов. ...

19 06 2022 4:25:13

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ WEB-САЙТОВ

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ WEB-САЙТОВ Статья в формате PDF 266 KB...

17 06 2022 17:11:29

О НРАВСТВЕННО–ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАСТУПАЮЩЕЙ ЭПОХИ

О НРАВСТВЕННО–ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАСТУПАЮЩЕЙ ЭПОХИ В статье, опираясь на новые мировоззренческие позиции, предпринята попытка обосновать неизбежность высокой нравственности для выживания человечества в условиях космоземных преобразований. ...

16 06 2022 1:15:11

СЛЕПЦОВ ОЛЕГ ИВКЕНТЬЕВИЧ

СЛЕПЦОВ ОЛЕГ ИВКЕНТЬЕВИЧ Статья в формате PDF 325 KB...

14 06 2022 14:39:23

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Статья в формате PDF 297 KB...

13 06 2022 23:48:36

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕВЕСОМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕХГЛАВОЙ МЫШЦЫ ГОЛЕНИ У ЧЕЛОВЕКА: ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКА И МЫШЕЧНО-СУХОЖИЛЬНАЯ ЖЕСТКОСТЬ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕВЕСОМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕХГЛАВОЙ МЫШЦЫ ГОЛЕНИ У ЧЕЛОВЕКА: ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКА И МЫШЕЧНО-СУХОЖИЛЬНАЯ ЖЕСТКОСТЬ Исследовали влияние продолжительного пребывания в условиях невесомости на механические свойства и электромеханическую задержку (ЭМЗ) трехглавой мышцы голени (ТМГ) у 7 космонавтов до полета и на 3-5 день после возвращения на Землю. Механические свойства ТМГ оценивали по показателям максимальной произвольной силы (МПС), максимальной силы (Ро; частота 150 имп/с), силы одиночного сокращения (Рос), времени одиночного сокращения (ВОС), времени полурасслабления (1/2 ПР), времени развития напряжения до уровня 25, 50, 75 и 90% от максимума. Рассчитывали силовой дефицит (Рд) и тетанический индекс (ТИ). ЭМЗ регистрировали во время произвольного и непроизвольного сокращения ТМГ. В ответ на световой сигнал космонавт выполнял произвольное подошвенное сгибание при условии «сократить как можно быстро и сильно». Определяли общее время реакции (ОВР), премоторное время (ПМВ) и моторное время (МТ) или иначе ЭМЗ. В ответ на супрамаксимальный одиночный электрический импульс, приложенный к n. tibialis, определяли латентный период между М-ответом и началом развития Рос. После полета Рос, МПС и Ро уменьшились на 14,8; 41,7 и 25.6%, соответственно. Величина Рд и ТИ увеличилась на 49,7 и 46,7%, соответственно. ВОС увеличилось на 7,7%, а время 1/2 ПР уменьшилось – на 20,6%. Время развития произвольного изометрического сокращения значительно увеличилось, тогда как электрически вызванное сокращение не обнаружило существенных различий. ЭМЗ произвольного сокращения увеличилась на 34,1%, а ПМВ и ОВР уменьшились на 19,0 и 14,1%, соответственно. ЭМЗ электрически вызванного сокращения существенно не изменилось. Таким образом, механические изменения предполагают, что невесомость изменяет не только периферические процессы, связанные с сокращениями, но изменяет также и центрально-нервную комaнду. ЭМЗ при вызванном одиночном сокращении простой и быстрый метод оценки изменения жесткости мышцы. Более того, ЭМЗ при вызванном одиночном сокращении мышцы может служить показателем функционального состояния нервно-мышечного аппарата, а соотношение ЭМЗ при произвольном и вызванном сокращениях показателем функционального состояния центральной нервной системы. ...

30 05 2022 6:10:29

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::