К ПРОБЛЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Состояние многих учебных заведений начального и среднего специального образования, а вместе с ними и производственных мощностей кроме как кризисным не назовешь: мастерам ГОУ НПО и СПО неким наполнять учебные аудитории и мастерские, а начальникам цехов - некого ставить к станку.
Однако не только демографические катаклизмы, не только планомерное разрушение в течение последних 10-15 лет профориентационной работы, не только "валовый" выпуск не требующихся промышленности специалистов, не только искусственное занижение заработной платы по сравнению с зарубежными кадрами того же профиля и квалификации, создают прецедент кадрового дефицита в стране. Главная беда в том, что мы почти 90 последних лет с упорством, заслуживающим лучшего применения, не процесс труда подстраивали под работника, а работника под процесс. Издержки этого в некоторых отраслях промышленности на сегодня фатальны. [1,2].
И, тем не менее, администраторы производств, ответственные за кадровый состав, и до сих пор думают о массовости подготовки рабочих рук, а не о том, как с максимальной отдачей использовать те кадры, что у них уже есть. [3]. К сожалению, до 80% руководителей сегодняшних производств, учреждений - это руководители пpaктики, пришедшие к руководству с социалистическими мерками и имеющие об использовании современных рыночных управленческих решений (маркетинг, менеджмент, исследование операций) весьма смутное представление. Как показатель этого - до сих пор не налажен должный республиканский и региональный учет движения кадров. В своем лонгитудинальном естественном гигиеническом эксперименте, разpaбатывая парадигму оптимизации трудового обучения подростков, мы впервые в отечественной гигиене детей и подростков использовали методику микроэлементного нормирования нагрузки (БСМ-1, Москва, 1989 г.). В эксперименте (1989-2006 гг.) участвовало 1323 подростка в возрасте 14-18 лет обеих полов в условиях межшкольного учебно-производственного комбината, мастерских СПО и в цехах реальных предприятий г. Ростова-на-Дону.
Данный прием нормирования нагрузки - это качественная и количественная оценка неделимых частей (микроэлементов) приема труда: взять, вращать, всмотреться, согнуть /разогнуть ногу или руку и т.д. Фиксация выполнения трудовых операций велась с помощью кино- и видеосъемки. В дальнейшем осуществлялась дешифровка и покадровое сравнение движений обучающегося подростка с движениями рабочего - профессионала того же профиля при изготовлении однотипных деталей.
Методика микроэлементного нормирования позволила установить, что трудность производственного задания детерминирована числом микроэлементов. Причем связь степени трудности задания оказалась пpaктически линейной относительно числа микроэлементов, входящих в прием труда:
ИТ = n (a1*K+a2*K+...+an*K),
где ИТ - интегральня трудность учебного задания; n - число микроэлементов во всех приемах, входящих в операцию; К - количественные факторы каждого микроэлемента, входящего в отдельный прием труда; a1 - an - собственно микроэлементы.
Данный методический прием позволил унифицировать классификацию учебно-трудовых заданий по степени трудности на стадии освоения профессии вне зависимости от профиля подготовки и гендерных особенностей обучаемого. В табл. 1 приведены усредненные табулированные значения ИТ для двух возрастных групп по 11 специальностям: 1) обработка металла резанием, 2) сборка изделий из мелких деталей ( часовое дело), 3) операторские профессии, 4) электротехника, 5) машинопись и делопроизводство, 6) радиоэлектроника, 7) художественная вышивка, 8) автодело, 9) медицинское дело, 10) худоственные промыслы, 11) швейное дело. Категоризацию ИТ учебно-трудового задания нельзя отрывать от психологических и психофизиологических особенностей обучаемого. Для этой цели мы использовали методику психологического типирования личности Д. Кейрси (США, Калифорния, 1989). [5]
Определили в изучаемой когорте подростков весовые хаpaктеристики 16 психологических типов и четырех типов темперамента по Д. Кейрси. Исходя из этого, распределили нагрузку, учитывая особенности психологического типа личности, после чего рассчитали коэффициент функционального напряжения (КФН) для каждого психологического типа и типа темперамента подростка:
где П1 - П2 - критерии качественного выполнения приема труда исходя из психологического типа подростка и типа его темперамента (П1 - нагрузка нарушает последовательность выполнения микроэлемента; П2 - нагрузка нарушает нормативную длительность микроэлемента; П3 - нагрузка нарушает нормативное число повторений микроэлемента; П4 - нагрузка нарушает нормативную траекторность микроэлемента).
Таблица 1. Табулированные значения ИТ ( тыс. доли минуты)
Уровень ИТ |
Возраст обучаемых (годы) |
|
14-15 |
16-18 |
|
Высокий |
- |
2701,3 |
- |
2431,0 |
|
- |
2160,9 |
|
- |
1890,8 |
|
Средний |
1621,0 |
1621,0 |
1350,5 |
1350,5 |
|
1080,4 |
1080,4 |
|
Низкий |
- |
810,3 |
- |
540,2 |
|
810,3 |
270,1 |
|
540,2 |
- |
|
270,1 |
- |
Методика расчета показателей:
где N1 - число приемов труда с нарушением регламента; N2 - число приемов труда без нарушения регламента; N - общее число приемов труда в операции.
где N1 - число приемов труда выполненных на "хорошо"; N2 - число приемов труда - на "удовлетворительно"; N3 - число приемов труда - на "неудовлетворительно"; N - общее число приемов.
где N - общее число приемов труда в операции; 2000 - максимально возможное число приемов.
где N1 - фактическая траектория приема труда; N2 - оптимальная траектория приема труда.
Для облегчения использования показатели П1-П4 табулированы, табл. 2.
Таблица 2. Табулированные хаpaктеристики показателя "П"
№ пп |
П1 |
П2 |
П3 |
П4 |
КФН |
1 |
1,0 |
1,0 |
1,37 |
0,0 |
1,37 |
2 |
0,9 |
0,9 |
1,34 |
0,1 |
1,23 |
3 |
0,8 |
0,8 |
1,31 |
0,2 |
1,11 |
4 |
0,7 |
0,7 |
1,28 |
0,3 |
0,95 |
5 |
0,6 |
0,6 |
1,25 |
0,4 |
0,82 |
6 |
0,5 |
0,5 |
1,212 |
0,5 |
0,59 |
7 |
0,4 |
0,4 |
1,18 |
0,6 |
0,55 |
8 |
0,3 |
0,3 |
1,15 |
0,7 |
0,41 |
9 |
0,2 |
0,2 |
1,12 |
0,8 |
0,27 |
10 |
0,1 |
0,1 |
1,09 |
0,9 |
0,14 |
11 |
0,0 |
0,0 |
1,0 |
1.0 |
0.0 |
|
0≤П1≤1 |
0≤П2≤1 |
0≤П3≤1 |
1≥П4≥0 |
0≤КФН≤1,37 |
Используя микроэлементное нормирование нагрузки и показатели ИТ и КФН, можно априори моделировать трудовой процесс, добиваясь полного его соответствия психологическим и психофизиологическим особенностям обучаемого. Иными словами, реализовывать на пpaктике принцип личностно - ориентированного обучения. [4].
Насколько наши рекомендации продуктивны, показывают результаты модернизации трудового процесса в реальном кабинете обработки металла резанием Межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации. В приводимом фрагменте исследований было задействовано 90 подростков: по 30 чел. в группе. Задание состояло из выпуска комплектных изделий: болт + гайка. За 360 минут необходимо было выпустить 3600 комплектных изделий, табл.3. Изучив видео- и киноматериалы мы установили, что первая группа подростков пpaктически одинаково быстро справлялась с любым видом продукции: по 5 изделий в минуту, вторая группа - 6 и 2, третья - 5 и 3 соответственно. Производство было несколько перестроено и продуктивность возросла на 1080 изделий, табл. 4.
Таблица 3. Традиционный выпуск продукции
Время работы (мин.) |
Группы |
Продукция |
|
болты |
гайки |
||
360 |
1 |
1800 |
- |
360 |
2 |
- |
720 |
360 |
3 |
- |
1080 |
Итого: 3600 |
Таблица 4. Выпуск продукции с учетом психофизиологии, ИТ и КФН обучаемых
Время работы (мин.) |
Группы |
Продукция |
|
болты |
гайки |
||
360 |
1 |
- |
1800 |
360 |
2 |
540 |
540 |
360 |
3 |
1800 |
- |
Итого: 4680 |
После выявления и учета особенностей фазности формирования профессионально значимых функций (ПЗФ, рис. 1) и наложения нагрузки на эти фазы объем продукции был доведен до 5220 изделий, табл. 5. Проявилась интересная особенность: во-первых, фазность оказалась строго детерминированной временем. Во-вторых, на фазах прогресса и плато ПЗФ на нагрузку, увеличенную в два и даже в три раза по сравнению с нормой, организм подростка реагировал совершенно безболезненно. Тогда, как в фазе регресса, нагружая подростка, надо было самым тщательным образом учитывать его психологические и анатомо-физиологические особенности. Пpaктика же показывает, что в процессе производственного обучения, в силу объективных и субъективных причин, эти особенности организма ученика в фазе регресса ПЗФ как раз и игнорируются, тем самым, резко снижая мотивацию к труду.
Рис. 1. Фазность формирования профессионально значимых функций
Таблица 5. Выпуск продукции с учетом психологического типа личности, её психофизиологии, ИТ и КФН
Время работы (мин.) |
Группы работающих |
Продукция |
|
болты |
гайки |
||
360 |
1 |
- |
1800 |
360 |
2 |
2160 |
- |
360 |
3 |
450 |
810 |
Итого: 5220 |
Нормирование трудовой нагрузки с учетом особенностей психологии, психофизиологии личности обучаемого, и основанных на них показателей ИТ и КФН позволяет гибко, с большей продуктивностью строить учебно-трудовой процесс при освоении индивидуумом любой массовой рабочей профессии. У мастера производственного обучения появляется альтернатива: в зависимости от ситуации он может с одной стороны значительно нарастить объемы выпускаемой продукции, без увеличения численности работников. С другой - столь же значительно (25 - 45%) сократить время обучения и за счет этого расширить производственную мобильность обучаемых. Самое же существенное (с медицинской точки зрения) при использовании предлагаемой методики, применительно к реальному производству, в том, что данная кажущаяся «интенсификация» труда обучаемых осуществляется на спокойном фоне чрезвычайно чувствительных к нагрузке психофизиологических реакций. Этих своеобразных "маркеров" донозологических, и даже доклинических сдвигов в состоянии здоровья. Формируется прецедент опережающего управления функциональными (обратимыми) реакциями органов и систем организма на нагрузку. Отодвигается факт формирования или осложнения заболевания на период всей продуктивной деятельности индивида, активируется мотивация на труд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Светлова С.Ю., Субботина Т.И. Некоторые особенности формирования адаптации организма в условиях стрессовой ситуации с учетом биоритмических показателей // Вестн. новых мед. технологий. - 2000. - № 1. - С. 60.
- Щурова Т.Ю., Пироженко Е.В., Пироженко С.В., Набережная Ж.Б. Отдельные аспекты социально-гигиенического наблюдения за состоянием здоровья молодежи // Медико-социальные аспекты здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. ст. - Астpaxaнь, 1998. - С. 109 - 110.
- Щедренко В.Г., Лысенко В.И., Велик Л.М. Адаптационные реакции на резкую смену физической и социально-психологической среды // Здоровье - системное качество человека: Сб. ст. - Ставрополь, 1999.- С. 125 - 126.
- Ямщикова Н.Л., Власов В.В. Составление модели специалиста на основе психогеометрического теста // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХI веке: Материалы Междунар. конгр.- М., 2004. - С. 396.
- Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and temperament Types. Gnosseology Books Ltd. 1984. - p. 26.
Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской пpaктике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...
22 04 2024 6:33:18
Статья в формате PDF 108 KB...
21 04 2024 0:49:30
В работе исследовалось изменение метаболизма коллагена при остром стрессе у крыс с различным эмоциональным статусом. Острый стресс индуцировали, помещая животных в пластиковые камеры с отверстием для доступа воздуха на 1 час, 2,5 часа и 6 часов. Наблюдалось различие в реакции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и динамике показателей метаболизма коллагена у крыс с разным эмоциональным статусом. ...
20 04 2024 0:42:59
Статья в формате PDF 125 KB...
19 04 2024 1:21:41
Статья в формате PDF 345 KB...
18 04 2024 20:35:19
Статья в формате PDF 126 KB...
17 04 2024 0:35:10
Статья в формате PDF 111 KB...
15 04 2024 16:49:28
Статья в формате PDF 104 KB...
14 04 2024 4:44:42
Цель. Изучить показатели пероксидного статуса и вариабельность сердечного ритма у больных ишемической болезнью сердца с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Материалы и методы. В исследование было включено 22 больных ишемической болезнью сердца с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Контрольную группу составили 15 относительно здоровых человек. Нейровегетативный статус изучали методом кардиоинтервалометрии. Активность перекисного окисления липидов у пациентов оценивали по уровню фоновой концентрации малонового диальдегида в эритроцитах крови. Концентрацию малонового диальдегида определяли при поступлении на фоне фибрилляции предсердий, а также в первые сутки после восстановления синусового ритма параллельно с проведением кардиоинтервалометрии. Результаты. По сравнению с контрольной группой у больных с фибрилляцией предсердий в момент нарушения ритма имеет место повышение концентрации малонового диальдегида и некоторое ее снижение в первые сутки после восстановления. Данные кардиоинтервалометрии указывают на достоверное повышение активности симпатоадреналовой системы, снижение активности парасимпатической системы и повышение активности регуляторных систем организма в целом у больных ишемической болезнью сердца с фибрилляцией предсердий после восстановления синусового ритма. Заключение. Дальнейшее изучение исследуемых показателей и их фармакологическая регуляция позволят улучшить лечение и прогноз у данной категории больных. ...
13 04 2024 11:26:55
12 04 2024 15:34:41
Статья в формате PDF 393 KB...
11 04 2024 14:37:20
Статья в формате PDF 103 KB...
10 04 2024 12:54:50
Статья в формате PDF 116 KB...
08 04 2024 15:17:35
07 04 2024 5:32:24
Статья в формате PDF 122 KB...
06 04 2024 1:42:26
Статья в формате PDF 120 KB...
05 04 2024 11:49:19
Статья в формате PDF 224 KB...
04 04 2024 3:15:50
02 04 2024 22:57:52
Статья в формате PDF 133 KB...
01 04 2024 2:40:33
Статья в формате PDF 156 KB...
31 03 2024 19:23:54
Статья в формате PDF 265 KB...
30 03 2024 8:24:17
Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстpaкции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) ПреДypaлья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской пpaктике. ...
28 03 2024 5:46:12
27 03 2024 19:32:21
Статья в формате PDF 237 KB...
26 03 2024 19:52:25
Статья в формате PDF 119 KB...
25 03 2024 9:40:58
Статья в формате PDF 130 KB...
24 03 2024 15:52:27
Статья в формате PDF 107 KB...
23 03 2024 10:16:46
22 03 2024 14:14:45
Статья в формате PDF 125 KB...
21 03 2024 14:24:50
Статья в формате PDF 238 KB...
20 03 2024 3:25:53
Географическое расположение и климатические условия Нижнего Поволжья, неудовлетворительная экологическая обстановка способствует росту заболеваемости мочепoлoвoй системы у населения, проживающего в регионе. Увеличение частоты заболеваемости уратным нефролитиазом диктует необходимость поиска адекватного объема терапии по улучшению качества консервативного лечения этой патологии. Изучение особенностей симптомокомплекса уратного нефролитиаза в разных возрастных группах (25-30; 40-45; 60-70 лет) позволило научно обосновать и разработать пpaктические рекомендации по рациональному и эффективному лечению данного вида мочекаменной болезни у пациентов с учетом их возраста. ...
19 03 2024 9:10:19
Статья в формате PDF 321 KB...
18 03 2024 22:49:32
Статья в формате PDF 253 KB...
17 03 2024 21:34:52
Статья в формате PDF 110 KB...
16 03 2024 2:41:56
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::