ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Уразаева Ф.Х. Кисленко О.В. Хайбулов Р.Х. Хайбулова Э.Т. Статья в формате PDF 96 KB

В российской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сде­лана попытка, дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по еди­ному основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание спо­собностей (индивидуально-психологических осо­бенностей), от которого также зависит возмож­ность успеха в деятельности. Многолетние ис­следования творческой деятельности, в частно­сти, структуры одаренности, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.

В целом же можно представить одарен­ность как систему, включающие следующие ком­поненты: биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, хаpaктеризуемые повышен­ной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оце­нивать новые ситуации и решать новые пробле­мы; эмоционально-волевые структуры, предопре­деляющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фанта­зия, воображение и целый ряд других.

В нашем исследовании участвовали 78 че­ловек, учащихся 10-11-х классов, 15-16 лет, об­следованных по полной психологической про­грамме. Исследование состояло из двух разделов: в первом изучали показатели креативности; во втором - разноуровневые свойства индивидуаль­ности учащихся.

В современной психологии разработан многоуровневый подход интегрального, систем­ного исследования индивидуальности (Б.Г. Ананьев, 1980; В.С. Мерлин, 1986; Б.А. Вяткин, 2003). В блок личностных свойств вошли: тесты Кэттелла, Леонгарда-Шмишека, Нейротип по З. Фрейду, СМОЛ. Темпераментные свойства: тес­ты ОСТ В.М. Русалова, Айзенка

В соответствии с целью работы и первой задачей, для исследования отличительных ка­честв в особенности мышления, учащиеся были разделены на две группы по степени возрастания креативности. Первая группа названа нами «твор­ческой группой» (в среднем общий балл креатив­ности составлял 66 %), вторая группа - «стерео­типная группа» (22%).

Дисперсионный фактор выявил для твор­ческих способностей, значимость фактора бес­печность - серьезность (p<0.05). То есть серьез­ные лица, умеющие размышлять над последст­виями своих поступков, являются в тоже время творческими. Лица творческой группы нуждают­ся в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении (фактор самостоятельности - зависимости, р<0.05). Считается (В.М. Мельни­ков, Л.Т. Ямпольский, 1985), креативность фор­мируется на основе семейной традиции и для его развития требуется эмоциональная стабильность. Для творческой активности ребенка существен­ным является наличие исследовательского ин­стинкта, значение показателя которого обратно пропорционально инстинкту самосохранения (р<0,05).

Полученные результаты работы имеют информационную ценность и могут быть полез­ными как при построении актуальной обобщен­ной теории творческого мышления, так и при разработке различных вариантов системы разви­вающего обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Венгер Л.А. О роли познавательных способностей в процессе обучения дошкольников
    // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М, 1998. - С. 203-248.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творче­ство в детском возрасте. М.: Просвещение,1991. -С.3-25.
  3. Дунекр К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышле­ния. - М., 2002. - С. 69-87.
  4. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психоло­гии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петровского. - М.: МГУ, 1981. -С.71-77.


ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие) Статья в формате PDF 116 KB...

28 05 2023 10:44:11

ЧЕТЫРЕХМЕРНЫЙ МИР БЕЗ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ

ЧЕТЫРЕХМЕРНЫЙ МИР БЕЗ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ Статья в формате PDF 109 KB...

25 05 2023 4:24:17

ЭКОЛОГИЧНАЯ ДРЕНАЖНАЯ ТЕХНИКА

ЭКОЛОГИЧНАЯ ДРЕНАЖНАЯ ТЕХНИКА Статья в формате PDF 266 KB...

17 05 2023 7:57:29

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖИМЫМ САЙТА

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖИМЫМ САЙТА Статья в формате PDF 363 KB...

15 05 2023 18:36:10

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ Статья в формате PDF 122 KB...

03 05 2023 11:17:16

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА Статья в формате PDF 111 KB...

02 05 2023 18:23:22

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ПРОВОРОВ

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ПРОВОРОВ Статья в формате PDF 87 KB...

22 04 2023 10:21:32

МТС-ГЛОБАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР

МТС-ГЛОБАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР Статья в формате PDF 256 KB...

20 04 2023 17:46:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ.