ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
В российской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты: биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, хаpaктеризуемые повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
В нашем исследовании участвовали 78 человек, учащихся 10-11-х классов, 15-16 лет, обследованных по полной психологической программе. Исследование состояло из двух разделов: в первом изучали показатели креативности; во втором - разноуровневые свойства индивидуальности учащихся.
В современной психологии разработан многоуровневый подход интегрального, системного исследования индивидуальности (Б.Г. Ананьев, 1980; В.С. Мерлин, 1986; Б.А. Вяткин, 2003). В блок личностных свойств вошли: тесты Кэттелла, Леонгарда-Шмишека, Нейротип по З. Фрейду, СМОЛ. Темпераментные свойства: тесты ОСТ В.М. Русалова, Айзенка
В соответствии с целью работы и первой задачей, для исследования отличительных качеств в особенности мышления, учащиеся были разделены на две группы по степени возрастания креативности. Первая группа названа нами «творческой группой» (в среднем общий балл креативности составлял 66 %), вторая группа - «стереотипная группа» (22%).
Дисперсионный фактор выявил для творческих способностей, значимость фактора беспечность - серьезность (p<0.05). То есть серьезные лица, умеющие размышлять над последствиями своих поступков, являются в тоже время творческими. Лица творческой группы нуждаются в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении (фактор самостоятельности - зависимости, р<0.05). Считается (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), креативность формируется на основе семейной традиции и для его развития требуется эмоциональная стабильность. Для творческой активности ребенка существенным является наличие исследовательского инстинкта, значение показателя которого обратно пропорционально инстинкту самосохранения (р<0,05).
Полученные результаты работы имеют информационную ценность и могут быть полезными как при построении актуальной обобщенной теории творческого мышления, так и при разработке различных вариантов системы развивающего обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Венгер Л.А. О роли познавательных способностей в процессе обучения дошкольников
// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М, 1998. - С. 203-248. - Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991. -С.3-25.
- Дунекр К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. - М., 2002. - С. 69-87.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петровского. - М.: МГУ, 1981. -С.71-77.
Статья в формате PDF
126 KB...
06 06 2023 18:22:40
Статья в формате PDF
116 KB...
05 06 2023 17:38:58
Статья в формате PDF
111 KB...
04 06 2023 14:17:49
Статья в формате PDF
183 KB...
03 06 2023 5:33:54
02 06 2023 12:25:29
Статья в формате PDF
280 KB...
01 06 2023 11:14:34
Статья в формате PDF
104 KB...
31 05 2023 9:10:15
30 05 2023 18:51:26
Статья в формате PDF
102 KB...
29 05 2023 6:28:53
Статья в формате PDF
134 KB...
27 05 2023 23:47:47
Статья в формате PDF
118 KB...
26 05 2023 8:29:49
Статья в формате PDF
309 KB...
24 05 2023 4:42:30
Статья в формате PDF
201 KB...
23 05 2023 14:57:36
Статья в формате PDF
276 KB...
22 05 2023 21:51:12
Статья в формате PDF
286 KB...
21 05 2023 19:13:35
Статья в формате PDF
126 KB...
20 05 2023 11:51:34
Статья в формате PDF
111 KB...
19 05 2023 9:49:35
Статья в формате PDF
109 KB...
18 05 2023 4:49:51
Статья в формате PDF
108 KB...
16 05 2023 2:39:59
Статья в формате PDF
240 KB...
14 05 2023 7:58:50
Статья в формате PDF
272 KB...
13 05 2023 3:56:30
Статья в формате PDF
154 KB...
12 05 2023 5:19:32
Статья в формате PDF
104 KB...
11 05 2023 11:20:15
Статья в формате PDF
383 KB...
10 05 2023 9:25:17
Статья в формате PDF
125 KB...
09 05 2023 8:45:28
Статья в формате PDF
103 KB...
08 05 2023 3:29:22
Статья в формате PDF
244 KB...
07 05 2023 2:28:36
Статья в формате PDF
364 KB...
06 05 2023 2:21:30
Статья в формате PDF
100 KB...
05 05 2023 1:12:56
Статья в формате PDF
154 KB...
04 05 2023 11:44:24
Статья в формате PDF
111 KB...
02 05 2023 18:23:22
Статья в формате PDF
100 KB...
01 05 2023 22:45:27
Статья в формате PDF
121 KB...
30 04 2023 4:21:57
Статья в формате PDF
125 KB...
29 04 2023 2:41:24
Статья в формате PDF
126 KB...
28 04 2023 8:58:50
Статья в формате PDF
254 KB...
27 04 2023 22:36:27
Статья в формате PDF
105 KB...
26 04 2023 15:46:49
25 04 2023 7:45:11
Статья в формате PDF
441 KB...
24 04 2023 14:26:46
23 04 2023 12:26:19
Статья в формате PDF
121 KB...
21 04 2023 11:56:18
Статья в формате PDF
111 KB...
19 04 2023 22:13:25
Статья в формате PDF
109 KB...
18 04 2023 11:24:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::