МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Артемьева Ю.А. Статья в формате PDF 206 KB

В современной педагогической науке становление субъектной позиции учащихся имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического развития общества. Государству требуются высоко образованные люди, способные принимать решения, прогнозировать последствия, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребенка, предполагающая не пассивное ожидание, а активное действие с опорой на себя, свой личностный потенциал.

В процессе предпрофильного психолого-педагогического сопровождения был проведен анализ анкетирования учащихся 9-х классов, который показал низкий уровень сформированности субъектной позиции старшеклассников. С целью развития субъектной позиции воспитанников была разработана модель формирования субъектной позиции учащихся. 

Модель представлена в форме треугольника и вписанного в него круга. Жёсткая фигура треугольника хаpaктеризует устойчивость человека в жизни, четкость убеждений. Его стороны - соотношение понятий: «личность», «индивидуальность», «субъектность», поскольку каждый человек при формировании своей жизненной позиции одновременно выступает как индивидуальность, как личность и как субъект (рисунок 1).

Субъектность хаpaктеризуется, как способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии.

Личность хаpaктеризует социальное лицо, портрет человека.

Индивидуальность - личный, свойственный данному индивидууму хаpaктер, отличающийся от всех других.

Углы треугольника - краеугольные камни - те целевые установки личности, которые обеспечат её уверенность, самостоятельность, конкурентоспособность и счастье в жизни.

 

Рисунок 1. модель формирования субъектной позиции учащихся

Каждый уровень представляет сферу проявления субъектной позиции школьника

  1. Проявления субъектной позиции первого уровня определяются активностью субъекта в том или ином виде деятельности, самостоятельностью принятия решения и саморегуляцией.
  2. Обогащение субъектной позиции на втором уровне проявляется собственной инициативой к новым формам деятельности через диалоговое общение и речевую культуру.
  3. Проявление субъектности на третьем уровне отмечается умением предвидеть, способностью ориентироваться и соотносить собственные действия.
  4. Субъектная позиция четвертого уровня хаpaктеризуется процессом самопознания внутренних психических актов и состояний через самооценку, рефлексию произведенных действий и  самоопределение личности.
  5. Субъектная позиция пятого уровня проявляется в умении прогнозировать свои действия, строить планы собственного будущего, разрешать свои проблемы, нести ответственность за свои поступки.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что мы исследуем именно субъекта, а не индивида, индивидуальность. 

Высокий уровень субъектной позиции отмечается, если:

- активность мотивирована учащимися, решения принимаются без посторонней помощи, эмоции и поведение контролируемы;

- инициатива  проявлена в течение всего занятия, отмечается свободное вхождение в контакт, выражен интерес к собеседнику, легко поддерживается продуктивный диалог, хаpaктеризующийся, выразительностью, точностью и правильностью речи;

- выбор нужного направления осуществляется самостоятельно, умея предвидеть будущую ситуацию, сопоставляя действия и явления;

- учащиеся, самостоятельно осуществляя выбор на рефлексивной основе, умеют производить самоанализ и  самооценку;

- старшеклассники, самостоятельно прогнозируя свое будущее,  решая свои проблемы, отвечают за свои поступки и  действия.

Средний уровень, если:

- активность периодически стимулируется учителем, решения принимаются совместно, эмоции и поведение не всегда контролируемы;

- наблюдается спад и подъем инициативности, вхождение в контакт и в диалог осуществляется с помощью собеседника, редко нарушаются нормы литературного языка;

- определение нужного направления, предвидение ситуации и ее сопоставление производится с посторонней помощью;

 -  выбор дальнейшего пути производится под влиянием наставника; самоанализ делается с помощью окружающих, испытываются затруднения  в оценивании себя;

- прогноз будущего осуществляется с посторонней помощью, наблюдается частичное разрешение собственных проблем  и недостаточная ответственность за свои поступки.

Низкий уровень, если:

- активность  не проявлена, решения учащимися самостоятельно не принимаются, поведение, и эмоции слабо контролируемы;

- инициатива отсутствует, наблюдаются трудности в общении, пассивность в диалоге, часто допускаются нарушения  норм литературного языка, речь отличается  бедностью лексикона;

- отмечается отказ от самостоятельного выбора нужного направления, не проявлено умение самостоятельно предвидеть, сопоставлять;

- актуальность выбора не осознается, констатируется неумение дать самоанализ произведенным действиям, неадекватность самооценки;

- наблюдается неготовность  прогнозировать свое будущее, неумение решать свои проблемы самостоятельно и  брать ответственность на себя.

Апробация работы с моделью субъектной позиции показала ее эффективность, поскольку модель ориентирует «человека мыслящего» на стратегию собственной жизни,  самостоятельный выбор, основанный на   самопознании и  свободном самовыражении в диалоге с другими людьми.

Модель позволяет:

  • чётко представить, какими показателями хаpaктеризуются проявления субъектности, и какими критериями измеряются эти показатели.
  • определить методы педагогического воздействия и распределить поле влияния с таким расчетом, чтобы максимально использовать содержательный и технологический компонент.
  • показать ученику цель, к которой необходимо стремиться и мотивировать специальную субъектную деятельность для достижения этой цели.

На экспериментальных  курсах было проведено исследование влияния содержания и технологии, что позволило прийти к выводам:

  1. Сочетание содержания и формы эффективно при условии, когда педагог на каждом занятии обеспечивает применение теоретических знаний на пpaктике.
  2. Эффективными формами организации занятий являются: деловая и ролевая игра, ситуация-проба, речевая ситуация, студия, дискуссия, дистанционное обучение.
  3. Содержание элективных курсов привлекает учащихся если:

- они видят возможность применения полученных знаний в повседневной жизни  и учебной деятельности (в школе, вузе);

- ощущают продукт своей деятельности;

- чувствуют позитивные изменения в своем облике;

-  им предоставляется возможность исследовать свою жизнь и жизнь окружающих.

Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 16.06.2008 г.



ПРАКТИКУМ ПО ТАКСАЦИИ

ПРАКТИКУМ ПО ТАКСАЦИИ Статья в формате PDF 125 KB...

13 02 2025 19:36:45

Влияние антропогенного фактора на водные сообщества долины «Туймаада» (Средняя Лена)

Влияние антропогенного фактора на водные сообщества долины «Туймаада» (Средняя Лена) В работе рассмотрены 2 класса водной растительности. Представлен продромус, изучено биоразнообразие сообществ в городских озерах. Для оценки загрязнения водоемов использовалась система сапробности. ...

07 02 2025 10:19:48

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 127 KB...

28 01 2025 6:34:44

АТОМ. СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА (электронное издание)

АТОМ. СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА (электронное издание) Статья в формате PDF 278 KB...

22 01 2025 16:36:28

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ Статья в формате PDF 379 KB...

16 01 2025 7:22:43

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОКРАТОВСКОГО ДИАЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОКРАТОВСКОГО ДИАЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В статье рассматривается особенность сократовского диалога в контексте идей педагогической антропологии. Методологическим принципом современного педагогического знания является антропологический принцип, и в этой связи диалог как универсальная форма общения участников образовательного процесса приобретает особую значимость. Представлены особенности сократического философского диалога, которые объясняют закономерность выстраивания отношений в системе «человек – человек» в ситуации передачи имеющегося опыта. ...

15 01 2025 8:11:20

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАВИЛАТА ГОРОДСКОГО И ГРАВИЛАТА РЕЧНОГО В КАЧЕСТВЕ КОРМОВЫХ КУЛЬТУР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАВИЛАТА ГОРОДСКОГО И ГРАВИЛАТА РЕЧНОГО В КАЧЕСТВЕ КОРМОВЫХ КУЛЬТУР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Благодаря образованию сплошных посадок во многих районах Белгородской области и повсеместному произрастанию преимущественно на нарушенных местообитаниях, гравилаты могут стать хорошим подспорьем в заготовке трав на корма, особенно в неурожайные засушливые годы. Гравилат городской и гравилат речной имеют следующие хаpaктеристики по питательности кормов: протеин 10,50, 8,31 % соответственно, жир – 2,81, 373 %, редуцирующие сахара – 1,11, 2,39 %, каротин – 37,44, 24,13 мг/кг, витамин Е – 278, 250 мг/кг, витамин С – 352,0, 394,0 мг/кг, витамин А – 18,5, 25,71 мг/кг, основные микроэлементы в достаточно большом объёме. Железа у гравилата городского – 52,2 мг/кг, гравилата речного – 34,72 мг/кг, марганца – 14,53; 6,7 мг/кг соответственно, меди – 2,1; 1,35 мг/кг, цинка – 10,03; 4,7 мг/кг. Кроме этих микроэлементов содержатся другие минеральные вещества в следующих соотношениях: гравилат городской – массовая доля кальция – 0,40 %, фосфора – 0,074 %, магния – 0,15 %, натрия – 0,009 %, калия – 0,57 %, серы – 0,072 %; гравилат речной – кальций – 0,73 %, фосфор – 0,06 %, магний – 0,13 %, натрий – 0,011 %, калий – 0,62 %, сера – 0,08 %. ...

14 01 2025 18:25:58

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 120 KB...

13 01 2025 4:19:15

ДИНАМИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ

ДИНАМИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ В статье дается хаpaктеристика современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Отмечаются изменения в структуре собственности на жилищный фонд, оцениваются тенденции развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, состояние кадров и платежно-расчетной дисциплины в отрасли, освещается политика администрации области в части организационных преобразований системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и обеспечения социальных гарантий для населения. ...

10 01 2025 19:39:10

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::