МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В современной педагогической науке становление субъектной позиции учащихся имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического развития общества. Государству требуются высоко образованные люди, способные принимать решения, прогнозировать последствия, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребенка, предполагающая не пассивное ожидание, а активное действие с опорой на себя, свой личностный потенциал.
В процессе предпрофильного психолого-педагогического сопровождения был проведен анализ анкетирования учащихся 9-х классов, который показал низкий уровень сформированности субъектной позиции старшеклассников. С целью развития субъектной позиции воспитанников была разработана модель формирования субъектной позиции учащихся.
Модель представлена в форме треугольника и вписанного в него круга. Жёсткая фигура треугольника хаpaктеризует устойчивость человека в жизни, четкость убеждений. Его стороны - соотношение понятий: «личность», «индивидуальность», «субъектность», поскольку каждый человек при формировании своей жизненной позиции одновременно выступает как индивидуальность, как личность и как субъект (рисунок 1).
Субъектность хаpaктеризуется, как способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии.
Личность хаpaктеризует социальное лицо, портрет человека.
Индивидуальность - личный, свойственный данному индивидууму хаpaктер, отличающийся от всех других.
Углы треугольника - краеугольные камни - те целевые установки личности, которые обеспечат её уверенность, самостоятельность, конкурентоспособность и счастье в жизни.
Рисунок 1. модель формирования субъектной позиции учащихся
Каждый уровень представляет сферу проявления субъектной позиции школьника
- Проявления субъектной позиции первого уровня определяются активностью субъекта в том или ином виде деятельности, самостоятельностью принятия решения и саморегуляцией.
- Обогащение субъектной позиции на втором уровне проявляется собственной инициативой к новым формам деятельности через диалоговое общение и речевую культуру.
- Проявление субъектности на третьем уровне отмечается умением предвидеть, способностью ориентироваться и соотносить собственные действия.
- Субъектная позиция четвертого уровня хаpaктеризуется процессом самопознания внутренних психических актов и состояний через самооценку, рефлексию произведенных действий и самоопределение личности.
- Субъектная позиция пятого уровня проявляется в умении прогнозировать свои действия, строить планы собственного будущего, разрешать свои проблемы, нести ответственность за свои поступки.
Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что мы исследуем именно субъекта, а не индивида, индивидуальность.
Высокий уровень субъектной позиции отмечается, если:
- активность мотивирована учащимися, решения принимаются без посторонней помощи, эмоции и поведение контролируемы;
- инициатива проявлена в течение всего занятия, отмечается свободное вхождение в контакт, выражен интерес к собеседнику, легко поддерживается продуктивный диалог, хаpaктеризующийся, выразительностью, точностью и правильностью речи;
- выбор нужного направления осуществляется самостоятельно, умея предвидеть будущую ситуацию, сопоставляя действия и явления;
- учащиеся, самостоятельно осуществляя выбор на рефлексивной основе, умеют производить самоанализ и самооценку;
- старшеклассники, самостоятельно прогнозируя свое будущее, решая свои проблемы, отвечают за свои поступки и действия.
Средний уровень, если:
- активность периодически стимулируется учителем, решения принимаются совместно, эмоции и поведение не всегда контролируемы;
- наблюдается спад и подъем инициативности, вхождение в контакт и в диалог осуществляется с помощью собеседника, редко нарушаются нормы литературного языка;
- определение нужного направления, предвидение ситуации и ее сопоставление производится с посторонней помощью;
- выбор дальнейшего пути производится под влиянием наставника; самоанализ делается с помощью окружающих, испытываются затруднения в оценивании себя;
- прогноз будущего осуществляется с посторонней помощью, наблюдается частичное разрешение собственных проблем и недостаточная ответственность за свои поступки.
Низкий уровень, если:
- активность не проявлена, решения учащимися самостоятельно не принимаются, поведение, и эмоции слабо контролируемы;
- инициатива отсутствует, наблюдаются трудности в общении, пассивность в диалоге, часто допускаются нарушения норм литературного языка, речь отличается бедностью лексикона;
- отмечается отказ от самостоятельного выбора нужного направления, не проявлено умение самостоятельно предвидеть, сопоставлять;
- актуальность выбора не осознается, констатируется неумение дать самоанализ произведенным действиям, неадекватность самооценки;
- наблюдается неготовность прогнозировать свое будущее, неумение решать свои проблемы самостоятельно и брать ответственность на себя.
Апробация работы с моделью субъектной позиции показала ее эффективность, поскольку модель ориентирует «человека мыслящего» на стратегию собственной жизни, самостоятельный выбор, основанный на самопознании и свободном самовыражении в диалоге с другими людьми.
Модель позволяет:
- чётко представить, какими показателями хаpaктеризуются проявления субъектности, и какими критериями измеряются эти показатели.
- определить методы педагогического воздействия и распределить поле влияния с таким расчетом, чтобы максимально использовать содержательный и технологический компонент.
- показать ученику цель, к которой необходимо стремиться и мотивировать специальную субъектную деятельность для достижения этой цели.
На экспериментальных курсах было проведено исследование влияния содержания и технологии, что позволило прийти к выводам:
- Сочетание содержания и формы эффективно при условии, когда педагог на каждом занятии обеспечивает применение теоретических знаний на пpaктике.
- Эффективными формами организации занятий являются: деловая и ролевая игра, ситуация-проба, речевая ситуация, студия, дискуссия, дистанционное обучение.
- Содержание элективных курсов привлекает учащихся если:
- они видят возможность применения полученных знаний в повседневной жизни и учебной деятельности (в школе, вузе);
- ощущают продукт своей деятельности;
- чувствуют позитивные изменения в своем облике;
- им предоставляется возможность исследовать свою жизнь и жизнь окружающих.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 16.06.2008 г.
Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения.
...
06 11 2025 11:33:14
Статья в формате PDF
106 KB...
05 11 2025 7:40:33
Статья в формате PDF
236 KB...
04 11 2025 0:52:32
Статья в формате PDF
253 KB...
03 11 2025 16:49:38
Статья в формате PDF
118 KB...
31 10 2025 7:20:45
29 10 2025 11:29:29
Статья в формате PDF
276 KB...
26 10 2025 9:17:28
Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана.
...
25 10 2025 18:51:52
Статья в формате PDF
119 KB...
23 10 2025 7:54:58
22 10 2025 0:14:12
Статья в формате PDF
270 KB...
21 10 2025 3:48:22
Статья в формате PDF
253 KB...
20 10 2025 7:52:28
Статья в формате PDF
185 KB...
19 10 2025 8:39:47
Статья в формате PDF
117 KB...
18 10 2025 21:30:34
Статья в формате PDF
113 KB...
17 10 2025 23:38:44
Статья в формате PDF
112 KB...
16 10 2025 15:23:43
Изучено влияние различной густоты стояния сахарного сорго на накопление сахаров в соке стeблей, сортов Юбилейное и Славянское поле ВС, в аридной зоне на различных типах почв. Установлено, что тип почвы дает незначительную прибавку в накоплении сахаров, но существенное влияние оказывает норма посева. Наибольшее накопления сахаров 12,6 т/га отмечено у сорта Славянское поле ВС при норме посева 100 тыс. шт. растений на 1 га. С увеличением нормы посева до 160 тыс. шт. на 1/га содержание сахаров в соке стeблей уменьшалось.
...
15 10 2025 20:46:13
Работа посвящена методике расчетов электромеханического привода мешалки, установленной вертикально в аппарате для выщелачивания ёмкостью около 500 м3. Определены геометрические параметры вала и лопастей мешалки. Показана зависимость между скоростью вращения вала мешалки и мощностью. Установлены величины минимальной и рабочей частоты вращения для поддержания твердой фазы пульпы во взвешенном состоянии и пусковой момент двигателя привода мешалки.
...
14 10 2025 0:26:58
Статья в формате PDF
117 KB...
13 10 2025 20:41:10
Статья в формате PDF
459 KB...
12 10 2025 5:41:23
Статья в формате PDF
111 KB...
11 10 2025 11:55:22
Статья в формате PDF
393 KB...
10 10 2025 14:30:42
Статья в формате PDF
312 KB...
09 10 2025 21:13:56
Статья в формате PDF
138 KB...
08 10 2025 20:16:23
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева.
...
07 10 2025 22:40:19
Статья в формате PDF
102 KB...
06 10 2025 15:38:39
Статья в формате PDF
202 KB...
05 10 2025 0:54:54
Статья в формате PDF
116 KB...
04 10 2025 2:34:22
Статья в формате PDF
146 KB...
03 10 2025 20:19:57
Статья в формате PDF
307 KB...
02 10 2025 10:46:42
В современных исследованиях в области кардиологии убедительно доказано, что улучшение энергетического метаболизма ишемизированного миокарда открывает перспективы разработки нового подхода к лечению сердечнососудистых заболеваний. В задачи исследования включалось разработать оптимальную модель гипоксии-ишемии-реоксигенации и изучить 10 лекарственных средств в данных условиях. Для оценки степени эффективности фармакологической кардиоцитопротекции в условиях модели гипоксия-ишемияреоксигенация изучались 14 показателей электрокардиографического (ЭКГ) – мониторинга. В качестве наиболее эффективного лекарственного средства при моделирования условий гипоксии-ишемии-реоксигенации обладало кислородтрaнcпортное соединение – эмульсия перфторана. Средней степенью эффективности обладали раствор аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), раствор кокарбоксилазы, раствор магния сульфата, расвор рибоксина, раствор солкосерила, раствор цитохромаС и раствор эссенциале. Низкой степенью эффективности обладали раствор аскорбиновой кислоты и раствор карнитина хлорид.
...
01 10 2025 20:42:23
Статья в формате PDF
110 KB...
30 09 2025 10:29:32
Статья в формате PDF
323 KB...
29 09 2025 12:35:21
Статья в формате PDF
100 KB...
28 09 2025 11:10:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::