ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЖИДКОГО АЗОТА
Хорошим решением указанных проблем является бурение скважин при помощи жидкого азота в качестве рабочего агента [1]. В свободном виде азот является главной составной частью воздуха: 78.1 % по объему, 75.6 % по массе. Для получения жидкого азота необходимо понизить температуру газообразного азота ниже критической tкр= -149,90С, при давлении Ркр= 3,9 МПа. (О термодинамических свойствах азота см. [2,3]). Азот безвреден для окружающей среды и инертен по отношению к воде, нефти и газу. Он самый дешевый из всех газов, а жидкий азот дешевле бурового раствора как минимум в 5 раз.
Предложенная технология состоит в следующем. При бурении с использованием жидкого азота условия работы долота улучшаются, при этом происходит промораживание стенок скважины, что предотвращает их обвал и прихваты инструмента. Эта технология позволяет избежать промежуточного цементирования и в некоторых случаях допускает проводку скважины за один спуск-подъем.
Особенность размыва породы жидким азотом на забое обусловлена воздействием так называемого температурного удара, при котором различные частицы породы и жидкость в пласте при мгновенном промерзании непропорционально меняют свой объем, вследствие чего происходит множество микроразрывов в призабойной зоне скважины.
При работе с помощью жидкого азота создается надежная фильтрационная корка, которая впоследствии самоликвидируется, и сохраняется проницаемость продуктивного пласта. Жидкий азот инертен к пластовым средам и включениям, поддержание стабильности его свойств не требует дополнительных реагентов.
Применение жидкого азота при бурении скважин в качестве рабочего агента способствует:
- уменьшению стоимости основных фондов, расходных материалов и трудозатрат;
- сокращению сроков строительства скважин;
- снижению вредного воздействия на окружающую среду;
- повышению комфортабельности работ;
- возможности выполнения большинства операций в автоматическом режиме;
- повышению эффективности работ в осложненных условиях и на вечномерзлых грунтах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Патент Российской Федерации на полезную модель № 50579 «Буровая установка» от 30.06.2005 г. /В.В. Медведев, В.В. Болтаев, М.А. Кабаченко, В.С. Осадчий.
- Химия. Большой энциклопедический словарь. /Гл. ред. И.Л. Кнунянц. - 2-е изд. - Большая Российская энциклопедия, 1998. - 792 с.
- Физический энциклопедический словарь. /Гл. ред. А.М. Прохоров. Ред. кол. Д.М. Алексеев, А.М. Бонч-Бруевич, А.С. Боровик-Романов и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 928 с.
Статья в формате PDF 107 KB...
03 11 2024 7:56:31
Статья в формате PDF 120 KB...
02 11 2024 2:36:40
Статья в формате PDF 264 KB...
31 10 2024 18:35:27
Статья в формате PDF 129 KB...
29 10 2024 10:37:31
27 10 2024 18:58:51
Статья в формате PDF 127 KB...
26 10 2024 3:29:36
Статья в формате PDF 118 KB...
25 10 2024 9:43:30
В статье предлагается тpaктовка ресурсного потенциала сельского хозяйства региона. Представлена авторская методика построения интегрального индикатора, позволяющего судить об уровне развития ресурсного потенциала аграрной сферы региона. Дана оценка ресурсного потенциала аграрной сферы регионов Юга России. ...
24 10 2024 4:11:36
Статья в формате PDF 203 KB...
22 10 2024 5:50:13
Статья в формате PDF 125 KB...
21 10 2024 6:20:29
Статья в формате PDF 327 KB...
20 10 2024 10:28:27
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
19 10 2024 5:21:30
Статья в формате PDF 107 KB...
18 10 2024 20:10:21
Статья в формате PDF 255 KB...
17 10 2024 18:43:37
Статья в формате PDF 331 KB...
16 10 2024 21:29:29
Статья в формате PDF 132 KB...
14 10 2024 19:49:19
Статья в формате PDF 103 KB...
13 10 2024 14:54:50
Статья в формате PDF 111 KB...
12 10 2024 15:20:25
Статья в формате PDF 188 KB...
11 10 2024 18:37:38
Статья в формате PDF 116 KB...
10 10 2024 7:52:22
Статья в формате PDF 313 KB...
09 10 2024 20:10:45
Статья в формате PDF 103 KB...
08 10 2024 2:54:46
Статья в формате PDF 300 KB...
06 10 2024 12:53:44
Статья в формате PDF 113 KB...
04 10 2024 21:14:45
В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...
03 10 2024 5:52:36
Статья в формате PDF 128 KB...
02 10 2024 22:28:23
01 10 2024 3:46:21
Статья в формате PDF 137 KB...
30 09 2024 12:58:30
Статья в формате PDF 106 KB...
29 09 2024 21:43:19
Статья в формате PDF 110 KB...
28 09 2024 18:30:32
Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...
27 09 2024 19:39:34
Статья в формате PDF 121 KB...
26 09 2024 4:18:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::