БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»

В нашем подходе к логике движения студентов химико-биологического факультета в дисциплине «Теория и методика обучения биологии» в качественном переходе от освоения теоретического лекционного курса по общей методике обучения биологии к квалификационной педагогической пpaктике и защите ВКР мы выделяем следующие базовые формы учебно-познавательной деятельности студентов: 1) знаковая; 2) моделирующая; 3) проективная. Каждая из базовых форм включает в себя 3 этапа движения: 1) от изучаемого объекта к внутреннему мира студента, опосредованное его интенцией; 2) от внутреннего мира к интенции, опосредованное объектом; 3) от интенции к изучаемому объекту, опосредованное внутренним миром студента. В условиях базовых форм осуществляется и приобретение будущими учителями биологии их профессиональных функций.
Движение в знаковой деятельности начинается с интериоризации методики обучения как знаковой системы, во внутренний мир студента. Психическая активность на этом этапе проявляется преимущественно в мнемонических действиях (составление планов, классифицирование, структурирование, схематизация). Далее, знания по методике, становятся элементом внутреннего мира студента, проявляют себя в интенции по их осмыслению через решение предметных задач, конкретных методических ситуаций. Когда этот этап пройден, начинается корректировка усвоенных знаний и осмысление курса методики обучения в целом (рефлексия). На этом этапе происходит формирование информационной функции, развивается коммуникативная, воспитательная, развивающая и социальная функция будущего учителя.
Моделирующая деятельность - продолжение знаковой. Она начинается с усвоения (создание моделей), чтобы они стали элементом внутреннего мира. Используя усвоенные модели (методы, методические приемы, требования, условия, методики), как средство познания и преобразования действительности, студент-биолог их воплощает, осмысливает и применяет: (планы-конспекты, технологические карты, разработки внеклассных занятий, проекты кабинета биологии, планы учебно-опытного участка, программы факультативов). В этом заключается организационная и самообразовательная функции.
Проективная базовая форма проявляется через пpaктическую реализацию моделей, превращает их в методические умения и навыки. Студент самостоятельно воплощает их в условиях педагогической пpaктики. В этой базовой форме деятельности формируются творчески-конструктивная, методологическая, научно-исследовательская, педагогическая и контрольно-оценочная функции. Полная рефлексия УПД на квалификационной педагогической пpaктике помогает освоить систему деятельности по «Теории и методике обучения биологии» и прогнозировать собственную профессионально-методическую деятельность учителя биологии.
Таким образом, выделение и реализация трех базовых форм учебно-познавательной деятельности в дисциплине «Теория и методика обучения биологии» при обучении студентов-биологов педагогического университета позволяет повысить качество подготовки учителей биологии и удовлетворить потребности современных общеобразовательных учреждений. Одна из проблем связана с созданием учебно-методического комплекса, учебные пособия которого соответствовали бы трем базовым формам деятельности.
16 11 2025 3:49:33
Статья в формате PDF
105 KB...
15 11 2025 18:18:28
Статья в формате PDF
172 KB...
14 11 2025 12:20:45
Статья в формате PDF
320 KB...
13 11 2025 6:27:22
12 11 2025 20:30:39
Статья в формате PDF
176 KB...
11 11 2025 19:12:10
Статья в формате PDF
126 KB...
09 11 2025 6:25:12
Статья в формате PDF
253 KB...
07 11 2025 0:56:29
Статья в формате PDF
294 KB...
06 11 2025 22:32:44
Статья в формате PDF 153 KB...
05 11 2025 18:35:46
Статья в формате PDF
601 KB...
04 11 2025 22:49:14
Статья в формате PDF
161 KB...
03 11 2025 20:37:43
Статья в формате PDF
105 KB...
02 11 2025 14:43:54
Статья в формате PDF
138 KB...
01 11 2025 22:32:58
В статье освящаются проблемы влияния наследственности, общего анатомо - физиологического, психологического и социально-духовного состояния организма на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
...
31 10 2025 14:12:15
Статья в формате PDF
115 KB...
30 10 2025 8:11:47
Статья в формате PDF
252 KB...
29 10 2025 23:47:25
28 10 2025 20:42:48
Статья в формате PDF
180 KB...
26 10 2025 15:51:16
Статья в формате PDF
315 KB...
25 10 2025 11:25:46
Статья в формате PDF
267 KB...
24 10 2025 20:21:55
Статья в формате PDF
110 KB...
23 10 2025 0:31:48
Выявлены количественные и качественные особенности формирования запасов углерода в степных экосистемах.
...
22 10 2025 19:32:27
Статья в формате PDF
164 KB...
21 10 2025 12:43:58
Статья в формате PDF
266 KB...
20 10 2025 14:35:45
По статистическим рядам динамики урожайности сена однолетних и многолетних трав показаны результаты идентификации биотехнического закона и его применения в волновых составляющих математической модели динамики.
...
18 10 2025 19:31:57
Статья в формате PDF 327 KB...
17 10 2025 1:37:23
Статья в формате PDF
110 KB...
16 10 2025 3:23:44
Статья в формате PDF
128 KB...
15 10 2025 5:19:18
Статья в формате PDF
353 KB...
14 10 2025 20:10:22
Статья в формате PDF
126 KB...
12 10 2025 20:52:33
Статья в формате PDF
116 KB...
11 10 2025 9:58:23
Статья в формате PDF
303 KB...
10 10 2025 3:30:26
Статья в формате PDF
228 KB...
09 10 2025 20:33:53
Статья в формате PDF
109 KB...
08 10 2025 7:28:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::