БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»
В нашем подходе к логике движения студентов химико-биологического факультета в дисциплине «Теория и методика обучения биологии» в качественном переходе от освоения теоретического лекционного курса по общей методике обучения биологии к квалификационной педагогической пpaктике и защите ВКР мы выделяем следующие базовые формы учебно-познавательной деятельности студентов: 1) знаковая; 2) моделирующая; 3) проективная. Каждая из базовых форм включает в себя 3 этапа движения: 1) от изучаемого объекта к внутреннему мира студента, опосредованное его интенцией; 2) от внутреннего мира к интенции, опосредованное объектом; 3) от интенции к изучаемому объекту, опосредованное внутренним миром студента. В условиях базовых форм осуществляется и приобретение будущими учителями биологии их профессиональных функций.
Движение в знаковой деятельности начинается с интериоризации методики обучения как знаковой системы, во внутренний мир студента. Психическая активность на этом этапе проявляется преимущественно в мнемонических действиях (составление планов, классифицирование, структурирование, схематизация). Далее, знания по методике, становятся элементом внутреннего мира студента, проявляют себя в интенции по их осмыслению через решение предметных задач, конкретных методических ситуаций. Когда этот этап пройден, начинается корректировка усвоенных знаний и осмысление курса методики обучения в целом (рефлексия). На этом этапе происходит формирование информационной функции, развивается коммуникативная, воспитательная, развивающая и социальная функция будущего учителя.
Моделирующая деятельность - продолжение знаковой. Она начинается с усвоения (создание моделей), чтобы они стали элементом внутреннего мира. Используя усвоенные модели (методы, методические приемы, требования, условия, методики), как средство познания и преобразования действительности, студент-биолог их воплощает, осмысливает и применяет: (планы-конспекты, технологические карты, разработки внеклассных занятий, проекты кабинета биологии, планы учебно-опытного участка, программы факультативов). В этом заключается организационная и самообразовательная функции.
Проективная базовая форма проявляется через пpaктическую реализацию моделей, превращает их в методические умения и навыки. Студент самостоятельно воплощает их в условиях педагогической пpaктики. В этой базовой форме деятельности формируются творчески-конструктивная, методологическая, научно-исследовательская, педагогическая и контрольно-оценочная функции. Полная рефлексия УПД на квалификационной педагогической пpaктике помогает освоить систему деятельности по «Теории и методике обучения биологии» и прогнозировать собственную профессионально-методическую деятельность учителя биологии.
Таким образом, выделение и реализация трех базовых форм учебно-познавательной деятельности в дисциплине «Теория и методика обучения биологии» при обучении студентов-биологов педагогического университета позволяет повысить качество подготовки учителей биологии и удовлетворить потребности современных общеобразовательных учреждений. Одна из проблем связана с созданием учебно-методического комплекса, учебные пособия которого соответствовали бы трем базовым формам деятельности.
Статья в формате PDF 125 KB...
25 04 2024 7:51:28
Статья в формате PDF 187 KB...
24 04 2024 18:18:29
Статья в формате PDF 274 KB...
23 04 2024 1:17:29
Статья в формате PDF 131 KB...
22 04 2024 18:57:53
Статья в формате PDF 288 KB...
21 04 2024 9:14:34
Статья в формате PDF 106 KB...
19 04 2024 9:25:44
Статья в формате PDF 125 KB...
18 04 2024 20:46:26
Статья в формате PDF 395 KB...
17 04 2024 1:52:29
Приводятся результаты исследований по способу биологической рекультивации земель, нарушенных при добыче алмaзoв в условиях Крайнего Севера. При недостатке потенциально плодородного слоя на отвалах Айхальского ГОКа (горно-обогатительного комбината) АК «АЛРОСА» (ЗАО) рассматривался вопрос использования промышленных отходов осадков КОС (канализационных очистных сооружений) в качестве основы техногенного грунта. Предварительные результаты опыта по использованию осадков КОС показали достаточно высокую перспективность способа, показавшего более 30 % проективного покрытия травостоя. ...
16 04 2024 14:47:41
15 04 2024 22:23:40
Статья в формате PDF 139 KB...
14 04 2024 2:24:54
Статья в формате PDF 243 KB...
13 04 2024 1:45:12
Статья в формате PDF 244 KB...
12 04 2024 22:18:56
Статья в формате PDF 103 KB...
11 04 2024 2:41:15
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
10 04 2024 8:29:39
Статья в формате PDF 111 KB...
09 04 2024 17:24:27
Статья в формате PDF 105 KB...
08 04 2024 4:14:50
Статья в формате PDF 125 KB...
06 04 2024 14:20:51
Статья в формате PDF 214 KB...
05 04 2024 4:25:50
Статья в формате PDF 253 KB...
03 04 2024 20:33:21
Статья в формате PDF 153 KB...
02 04 2024 6:12:20
Статья в формате PDF 115 KB...
01 04 2024 8:21:19
31 03 2024 1:12:32
Статья в формате PDF 268 KB...
30 03 2024 23:45:47
Статья в формате PDF 256 KB...
29 03 2024 7:24:24
Статья в формате PDF 101 KB...
28 03 2024 12:28:30
Статья в формате PDF 138 KB...
27 03 2024 23:49:21
Статья в формате PDF 107 KB...
26 03 2024 0:13:54
Статья в формате PDF 266 KB...
25 03 2024 17:23:37
Статья в формате PDF 100 KB...
24 03 2024 9:52:21
Статья в формате PDF 126 KB...
23 03 2024 12:11:39
Статья в формате PDF 411 KB...
21 03 2024 11:36:46
Статья в формате PDF 150 KB...
20 03 2024 8:45:28
Статья в формате PDF 117 KB...
19 03 2024 2:46:36
Статья в формате PDF 133 KB...
17 03 2024 1:10:24
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::